Формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с речевой этикетной культурой
Автор: Мельникова Елизавета Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 14 " Олененок" Населённый пункт: город Норильск Наименование материала: статья Тема: Формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с речевой этикетной культурой Раздел: дошкольное образование
Формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного
возраста в процессе ознакомления с речевой этикетной культурой
Мельникова Елизавета Анатольевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «ДС № 14 «Олененок»
Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими
людьми. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может
почувствовать и понять самого себя, найти своё место в мире. При этом
каждому
человеку
всегда
хочется,
чтобы
его
правильно
понимали,
внимательно и доброжелательно слушали, чтобы его речь нравилась и ему
самому, и окружающим.
Умение эффективно строить общение со взрослыми и сверстниками –
коммуникативная
компетентность,
является
одним
из
условий
успешного
социально-личностного развития ребенка.
Актуально сть
проблемы
формирования
коммуникативной
компетентности и развития речевой этикетной культуры детей вызвана:
значительным
количеством
детей
дошкольного
возраста,
у
которых
наблюдается
недостаточно
высокий
уровень
развития
коммуникативных
способностей и коммуникативной культуры;
возрастными особенностями детей, т.к. дошкольный возраст является
сенситивным периодом для усвоения социальных норм и правил, принятых
обществом.
появлением
коммуникативного
подхода
в
методике
дошкольного
воспитания и обучения.
Формирование
коммуникативной
компетентности
в
дошкольном
возрасте имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых,
происходит сознательное усвоение ребенком норм и правил поведения и
сознательное использование их в своих действиях и поступках. Во-вторых,
через различные формы общения дети учатся видеть себя «со стороны», что
является необходимым условием волевой регуляции поведения. В-третьих, в
общении дети учатся устанавливать и придерживаться социальных ролей,
существующих в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Значение
сформированности
коммуникативных
умений
становится
более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда
отсутствие
элементарных
умений
затрудняет
общение
ребенка
со
сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает
процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является
приоритетным
основанием
обеспечения
преемственности
дошкольного
и
начального
общего
образования,
необходимым
условием
успешности
учебной
деятельности,
важнейшим
направлением
социально-личностного
развития.
Педагогическая практика и повседневный опыт дает немало примеров
проявления
недо ст аточно
с формированной
ком м у н и кат и в н о й
компетентности детей и, как следствие этого, трудности в общении.
В
ходе
наблюдения
за
коммуникативной
культурой
детей,
было
выявлено,
что
у
большинства
детей
отмечается
недостаточно
высокий
уровень
этикетной
речи.
Дети
знают
лишь
минимум
этикетных
формул:
«спасибо»,
«пожалуйста»,
«извините»,
«здравствуйте»,
«до
свидания».
Некоторые дети используют этикетные формулы, нехарактерные для данной
ситуации.
В
большинстве
случаев
дети
отвечают
одним
словом
–
стереотипом, даже не задумываясь о значении сказанных слов. Многие не
учитывают
при
ответах
такие
факторы,
как
время,
место
общения
и
собеседника
–
партнера
по
общению.
Разные
типичные
ситуации
воспринимаются детьми неодинаково. Наибольшие сложности в общении
возникают, когда дети стоят перед выбором: попросить или отобрать что-
либо. Многие дети, зная этикетные формулы, не применяют их в своей речи.
Необходимость
создания
условий
для
развития
коммуникативной
компетентности
объясняется
тем,
что
навыки
этикетной
культуры
не
формируются
у
детей
самостоятельно.
Для
этого
необходим
специально
организованный процесс обучения.
Технология
совершенствования коммуникативной компетентности
осуществляется по трем блокам: работа с детьми, с педагогами и родителями.
Работа
с
детьми
нацелена
на
создание
условий
для
оптимизации
коммуникативной культуры детей и развития этикетной речи и включает:
комплекс
занятий-бесед,
подобранный
по
тематике
так,
что
каждое
занятие
рассматривает
одну
наиболее
часто
встречающуюся,
типичную ситуацию из жизни детей. Такие занятия направлены на то, чтобы
дети поняли и осознали: для чего, зачем необходимо использование в речи
этикетных слов и выражений, а также важность культуры общения в целом.
игры, направленные на развитие коммуникативных способностей
детей. Цель, которых сформировать способность видеть сверстника, обращать
на него внимание. Неумение видеть и воспринимать сверстника (его
переживания, желания, проблемы) - основной источник трудных вза-
имоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько
сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь фон их
жизни. Интерес представляет только собственная персона. В этом можно
убедиться, если попросить рассказать о сверстнике. Вместо развернутого
ответа мы слышим короткую фразу: «Он со мной дружит» или «Он меня
обижает». Отсюда вытекает и воспитательная задача – отвлечь внимание
ребенка от фиксированности на собственном «я», от сосредоточенности на
отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста
взаимоотношений. Для этого используются игровые задания, для успешного
выполнения которых требуется пристальное внимание к партнерам, их
действиям, внешности и т.п. Все игры проводятся без слов, без игрушек;
содержание, правила, ход направлены на развитие способности видеть другого,
чувствовать некую общность с ним. Поначалу игры кажутся странными,
непривычными. Однако равные права, невербальные контакты снимают
напряженность, замкнутость, боязнь того, что кто-то может обидеть.
Проигрывание игровых ситуаций. Для детей интересно и полезно
разыграть различные ситуации. Это могут быть ситуации реальной жизни,
например, конфликт, возникший в игре, или предложенные воспитателем, но
тоже близкие к реальным, например, «Ты поссорился с другом, а теперь
хочешь
помириться»,
«Ты
пришел
на
детский
праздник,
где
никого
не
знаешь. Познакомься с ребятами» и т.п. Используемые игровые ситуации
помогли научить детей выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно,
без
помощи
взрослого.
Успешность
детей
в
разрешении
конфликтных
ситуаций общения обеспечила формирование и развитие таких личностных
качеств,
как
общительность,
контактность,
доброжелательность
при
взаимодействии с окружающими.
Цикл обобщающих бесед «Кого мы называем добрым (вежливым,
честным и.т.д.)» в которых с детьми обсуждаются некоторые человеческие
качества, способствующие эффективному общению.
Работа с дошкольниками по овладению правилами культуры общения
осуществляется
в
двух
направлениях:
формирование
представлений
о
нравственных нормах поведения и накопление практического опыта. Задача
не только в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний, но и научить
руководствоваться
ими
в
повседневной
жизни.
При
этом
используются
различные методы и приёмы, как беседы по сюжетным картинкам, кукольный
театр,
игры-инсценировки,
решение
проблемных
ситуаций,
этические
беседы, сюжетно-ролевые игры, а также великая сила художественного слова.
Очень важно, чтобы все знания и умения, полученные на занятиях,
находили
отражение
в
свободном
общении
детей.
Именно
тогда
можно
говорить о результативности проводимой работы.
Поднимая
проблему
коммуникативной
компетентности
детей,
необходимо
отметить,
что
ребенок
учиться
познавать
мир
взрослых
и
приобщаться к нему, «проигрывая» этот мир, все, что видит, наблюдает
вокруг. У него уже накоплен некоторый жизненный опыт, но он еще не
выбрал собственного поведения. У него еще не сформировалось объективное
мнение
о
людях,
событиях,
за
которыми
он
так
пристально
наблюдает.
Ребенок, как талантливый актер, может повторить, и повторяет все поступки,
слова и жесты взрослых людей, которые его окружают. И взрослым никогда
не следует об этом забывать. Поэтому, говоря о коммуникативной культуре
детей, надо актуализировать вопрос о коммуникативной культуре взрослых:
родителей и педагогов. Именно к ним обращена задача — научить детей стать
людьми,
с
которыми
легко
и
приятно
общаться,
соблюдать
правила
поведения, уметь правильно вести себя среди людей.
Работа с педагогами нацелена на формирование теоретических знаний
и овладение практическими методами и приемами развития коммуникативной
компетентности детей.
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в
сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период
опыта в немалой степени зависят от воспитателей детского сада. Грамотное
общение
педагога
с
детьми
во
многом
определяет
эмоциональное
самочувствие
детей,
способствует
раскрытию
внутреннего
потенциала
ребенка, влияет на характер его взаимоотношений со сверстниками.
Работа
по
овладению
теоретическими
знаниями
и
практическими
навыками по педагогике и психологии коммуникативной деятельности детей
дошкольного возраста включает цикл методических лекций на темы: «Роль
общения
со
сверстниками
в
психическом
развитии
детей
дошкольного
возраста»,
«Особенности
коммуникативных
способностей
детей
дошкольников»,
«Условия
возникновения
и
становления
потребности
в
общении со сверстниками», «Мотивы общения детей дошкольного возраста»,
«Средства
общения
дошкольников
со
сверстниками
(вербальные,
невербальные)».
Д л я
о в л а д е н и я
п р а к т и ч е с к и м и
н а в ы к а м и
р а б о т ы
п о
совершенствованию речевой этикетной культуры детей применяется метод
решения педагогических задач. Педагогам предлагаются различные ситуации
из
практической
работы
с
детьми.
Данный
метод
помогает
выбрать
обоснованное решение проблемы из множества предложенных педагогами.
Опыт работы в данном направлении был представлен на городском
мастер – классе в рамках которого подготовлены и проведены:
- семинар-практикум, на котором педагоги познакомились с методикой
и
организацией
проведения
игр-занятий
по
совершенствованию
коммуникативной компетентности детей в процессе ознакомления с речевой
этикетной культурой, имели возможность приобрести практические навыки
по овладению навыками эффективного общения в игровой деятельности;
- занятие с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием
социо-игровых приемов обучения «Слово ласковое – мастер дивных див»;
-
театрализованное
представление
«Давайте
говорить
друг
другу
комплименты».
Работа
с
родителями .
Формирование
культуры
общения
у
дошкольников не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно
предусматривает
обязательную
связь
с
воспитанием
детей
в
семье,
координацию усилий педагога и родителей.
В то же время следует иметь в виду, что координация и согласование
вовсе не означают, что родители должны переносить методы воспитания
детского сада в семью. Специфика семейного воспитания, значимость и
действенность, присущие ему, должны сохраниться.
Исследование коммуникативной культуры в семье путем
анкетирования родителей, выявило, что в большинстве семей этикетная
речь используется не в полной мере. В некоторых случаях родители следят
за применением в речи детьми вежливых слов, хотя сами прибегают к ним
не часто, лишь иногда. В целом культура речи в семьях находится на
недостаточном уровне. Тем не менее, можно отметить положительную
тенденцию в ответах взрослых, которые придают большое значение
культуре речи и поведения в развитии ребенка.
Работа
с
родителями
осуществляется
через
индивидуальные
консультации
по
запросам
родителей,
на
которых
идет
обсуждение
возникающих вопросов и планирование работы с детьми.
Процесс
формирования
культуры
общения
родители
видят
и
непосредственно в детском саду - для этого в группе организуются «Дни
открытых дверей». Детальное ознакомление родителей с условиями жизни их
ребёнка в детском саду играет немаловажную роль в создании у них доверия
к детскому саду, воспитателям. Кроме того, познакомившись со сверстниками
своего ребёнка, родители не остались безразличными к тому, как проявляется
культура
общения
их
ребёнка
с
друзьями.
Иными
словами,
они
начали
придавать этой проблеме то большое значение, которое она заслуживает.
В
родительском
уголке
оформлен
стенд
для
родителей,
разделы
которого в наглядной форме раскрывают
общие
вопросы воспитания
культуры общения и этикетной речи, её значение, сущность, необходимость,
предпосылки, а также реальные возможности детей.
На стенде
освещаются и более конкретные вопросы, связанные с
воспитанием,
как
всей
группы,
так
и
отдельных
детей.
Это
вызывает
у
родителей заметный интерес; особенно приятно родителям видеть имя своего
ребёнка
в
разделе
«Хорошие
поступки
наших
детей»
или
«Наши
дети
говорят».
Родители
не
остаются
безразличными
к
сведениям
о
том,
как
складываются
взаимоотношения
детей
с
товарищами
в
течение
дня,
проявляют ли дети вежливость, отзывчивость, доброжелательность.
Оказать действенную педагогическую помощь семье можно и путём
обобщения
и
распространения
положительного
опыта
семейного
воспитания. В частности, полезны сведения о формах и методах воспитания,
о наличии семейных традиций, о совместной работе родителей с детским
садом.
Используемая
технология
совершенствования
коммуникативной
компетентности
детей
в
процессе
ознакомления
с
речевой
этикетной
культурой
позволяет
детям
научиться
общению
с
другими
людьми.
В
результате
дети
не
только
приобретают
знание
норм
речевого
этикета
с
взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания, причём не только в
ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться
друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число
конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический
запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.
Таким
образом,
данный
компонент
предполагает
развитие
у
детей
потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям
детской
группы,
развивающиеся
способности
справляться
с
ролью
школьника в ситуации школьного обучения.
Список литературы:
1.
Т.И. Алиева, Т.В. Атонова и др., Базисная программа развития ребенка –
дошкольника
«Истоки»
центра
«Дошкольное
детство»
им.
А.В.Запорожца,
М.:
«Просвещение», 2003г.
2.
И.Е.
Богуславская,
Н.А.Купина
«Веселый
этикет».
Методика,
обеспечивающая развитие коммуникативных способностей старших дошкольников
и младших школьников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998г.;
3.
Н.В.
Дурова
«Очень
важный
разговор».
Методика,
направленная
на
формирование у детей культуры поведения. – М.: «Мозаика-Синтез», 2000г.;
4.
Л.М.
Шипицина,
О.В.
Заширинская,
А.П.Воронова,
Т.А.Нилова
«Азбука
общения». Методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного
возраста (от3 до 6 лет).
5.
Н.В.
Клюева,
Ю.В.
Филиппова.
Общение.
Дети
5-7
лет.
–
Ярославль:
Академия развития: академия Холдинг, 2001г.
6.
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (речевой этикет и культура
общения). – М.: «Высшая школа», 1989г.;
7.
Р.С. Буре, М.В. Воробьева, «Дружные ребята», М.: «Просвещение» 2004г.;