Напоминание

Формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с речевой этикетной культурой


Автор: Мельникова Елизавета Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 14 " Олененок"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с речевой этикетной культурой
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного

возраста в процессе ознакомления с речевой этикетной культурой
Мельникова Елизавета Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «ДС № 14 «Олененок» Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти своё место в мире. При этом каждому человеку всегда хочется, чтобы его правильно понимали, внимательно и доброжелательно слушали, чтобы его речь нравилась и ему самому, и окружающим. Умение эффективно строить общение со взрослыми и сверстниками – коммуникативная компетентность, является одним из условий успешного социально-личностного развития ребенка. Актуально сть проблемы формирования коммуникативной компетентности и развития речевой этикетной культуры детей вызвана:  значительным количеством детей дошкольного возраста, у которых наблюдается недостаточно высокий уровень развития коммуникативных способностей и коммуникативной культуры;  возрастными особенностями детей, т.к. дошкольный возраст является сенситивным периодом для усвоения социальных норм и правил, принятых обществом.  появлением коммуникативного подхода в методике дошкольного воспитания и обучения. Формирование коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, происходит сознательное усвоение ребенком норм и правил поведения и сознательное использование их в своих действиях и поступках. Во-вторых, через различные формы общения дети учатся видеть себя «со стороны», что является необходимым условием волевой регуляции поведения. В-третьих, в общении дети учатся устанавливать и придерживаться социальных ролей, существующих в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Педагогическая практика и повседневный опыт дает немало примеров проявления недо ст аточно с формированной ком м у н и кат и в н о й компетентности детей и, как следствие этого, трудности в общении. В ходе наблюдения за коммуникативной культурой детей, было выявлено, что у большинства детей отмечается недостаточно высокий уровень этикетной речи. Дети знают лишь минимум этикетных формул: «спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте», «до свидания». Некоторые дети используют этикетные формулы, нехарактерные для данной ситуации. В большинстве случаев дети отвечают одним словом – стереотипом, даже не задумываясь о значении сказанных слов. Многие не учитывают при ответах такие факторы, как время, место общения и собеседника – партнера по общению. Разные типичные ситуации воспринимаются детьми неодинаково. Наибольшие сложности в общении возникают, когда дети стоят перед выбором: попросить или отобрать что- либо. Многие дети, зная этикетные формулы, не применяют их в своей речи. Необходимость создания условий для развития коммуникативной компетентности объясняется тем, что навыки этикетной культуры не формируются у детей самостоятельно. Для этого необходим специально организованный процесс обучения. Технология совершенствования коммуникативной компетентности осуществляется по трем блокам: работа с детьми, с педагогами и родителями.
Работа

с

детьми
нацелена на создание условий для оптимизации коммуникативной культуры детей и развития этикетной речи и включает:  комплекс занятий-бесед, подобранный по тематике так, что каждое занятие рассматривает одну наиболее часто встречающуюся, типичную ситуацию из жизни детей. Такие занятия направлены на то, чтобы дети поняли и осознали: для чего, зачем необходимо использование в речи этикетных слов и выражений, а также важность культуры общения в целом.  игры, направленные на развитие коммуникативных способностей детей. Цель, которых сформировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание. Неумение видеть и воспринимать сверстника (его переживания, желания, проблемы) - основной источник трудных вза- имоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. В этом можно убедиться, если попросить рассказать о сверстнике. Вместо развернутого ответа мы слышим короткую фразу: «Он со мной дружит» или «Он меня обижает». Отсюда вытекает и воспитательная задача – отвлечь внимание ребенка от фиксированности на собственном «я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений. Для этого используются игровые задания, для успешного выполнения которых требуется пристальное внимание к партнерам, их действиям, внешности и т.п. Все игры проводятся без слов, без игрушек; содержание, правила, ход направлены на развитие способности видеть другого, чувствовать некую общность с ним. Поначалу игры кажутся странными,
непривычными. Однако равные права, невербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, боязнь того, что кто-то может обидеть.  Проигрывание игровых ситуаций. Для детей интересно и полезно разыграть различные ситуации. Это могут быть ситуации реальной жизни, например, конфликт, возникший в игре, или предложенные воспитателем, но тоже близкие к реальным, например, «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться», «Ты пришел на детский праздник, где никого не знаешь. Познакомься с ребятами» и т.п. Используемые игровые ситуации помогли научить детей выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно, без помощи взрослого. Успешность детей в разрешении конфликтных ситуаций общения обеспечила формирование и развитие таких личностных качеств, как общительность, контактность, доброжелательность при взаимодействии с окружающими.  Цикл обобщающих бесед «Кого мы называем добрым (вежливым, честным и.т.д.)» в которых с детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Работа с дошкольниками по овладению правилами культуры общения осуществляется в двух направлениях: формирование представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического опыта. Задача не только в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни. При этом используются различные методы и приёмы, как беседы по сюжетным картинкам, кукольный театр, игры-инсценировки, решение проблемных ситуаций, этические беседы, сюжетно-ролевые игры, а также великая сила художественного слова. Очень важно, чтобы все знания и умения, полученные на занятиях, находили отражение в свободном общении детей. Именно тогда можно говорить о результативности проводимой работы. Поднимая проблему коммуникативной компетентности детей, необходимо отметить, что ребенок учиться познавать мир взрослых и приобщаться к нему, «проигрывая» этот мир, все, что видит, наблюдает вокруг. У него уже накоплен некоторый жизненный опыт, но он еще не выбрал собственного поведения. У него еще не сформировалось объективное мнение о людях, событиях, за которыми он так пристально наблюдает. Ребенок, как талантливый актер, может повторить, и повторяет все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают. И взрослым никогда не следует об этом забывать. Поэтому, говоря о коммуникативной культуре детей, надо актуализировать вопрос о коммуникативной культуре взрослых: родителей и педагогов. Именно к ним обращена задача — научить детей стать людьми, с которыми легко и приятно общаться, соблюдать правила поведения, уметь правильно вести себя среди людей.
Работа с педагогами
нацелена на формирование теоретических знаний и овладение практическими методами и приемами развития коммуникативной компетентности детей. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период
опыта в немалой степени зависят от воспитателей детского сада. Грамотное общение педагога с детьми во многом определяет эмоциональное самочувствие детей, способствует раскрытию внутреннего потенциала ребенка, влияет на характер его взаимоотношений со сверстниками. Работа по овладению теоретическими знаниями и практическими навыками по педагогике и психологии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста включает цикл методических лекций на темы: «Роль общения со сверстниками в психическом развитии детей дошкольного возраста», «Особенности коммуникативных способностей детей дошкольников», «Условия возникновения и становления потребности в общении со сверстниками», «Мотивы общения детей дошкольного возраста», «Средства общения дошкольников со сверстниками (вербальные, невербальные)». Д л я о в л а д е н и я п р а к т и ч е с к и м и н а в ы к а м и р а б о т ы п о совершенствованию речевой этикетной культуры детей применяется метод решения педагогических задач. Педагогам предлагаются различные ситуации из практической работы с детьми. Данный метод помогает выбрать обоснованное решение проблемы из множества предложенных педагогами. Опыт работы в данном направлении был представлен на городском мастер – классе в рамках которого подготовлены и проведены: - семинар-практикум, на котором педагоги познакомились с методикой и организацией проведения игр-занятий по совершенствованию коммуникативной компетентности детей в процессе ознакомления с речевой этикетной культурой, имели возможность приобрести практические навыки по овладению навыками эффективного общения в игровой деятельности; - занятие с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием социо-игровых приемов обучения «Слово ласковое – мастер дивных див»; - театрализованное представление «Давайте говорить друг другу комплименты».
Работа

с

родителями
. Формирование культуры общения у дошкольников не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. В то же время следует иметь в виду, что координация и согласование вовсе не означают, что родители должны переносить методы воспитания детского сада в семью. Специфика семейного воспитания, значимость и действенность, присущие ему, должны сохраниться. Исследование коммуникативной культуры в семье путем анкетирования родителей, выявило, что в большинстве семей этикетная речь используется не в полной мере. В некоторых случаях родители следят за применением в речи детьми вежливых слов, хотя сами прибегают к ним не часто, лишь иногда. В целом культура речи в семьях находится на недостаточном уровне. Тем не менее, можно отметить положительную тенденцию в ответах взрослых, которые придают большое значение культуре речи и поведения в развитии ребенка.
Работа с родителями осуществляется через индивидуальные консультации по запросам родителей, на которых идет обсуждение возникающих вопросов и планирование работы с детьми. Процесс формирования культуры общения родители видят и непосредственно в детском саду - для этого в группе организуются «Дни открытых дверей». Детальное ознакомление родителей с условиями жизни их ребёнка в детском саду играет немаловажную роль в создании у них доверия к детскому саду, воспитателям. Кроме того, познакомившись со сверстниками своего ребёнка, родители не остались безразличными к тому, как проявляется культура общения их ребёнка с друзьями. Иными словами, они начали придавать этой проблеме то большое значение, которое она заслуживает. В родительском уголке оформлен стенд для родителей, разделы которого в наглядной форме раскрывают общие вопросы воспитания культуры общения и этикетной речи, её значение, сущность, необходимость, предпосылки, а также реальные возможности детей. На стенде освещаются и более конкретные вопросы, связанные с воспитанием, как всей группы, так и отдельных детей. Это вызывает у родителей заметный интерес; особенно приятно родителям видеть имя своего ребёнка в разделе «Хорошие поступки наших детей» или «Наши дети говорят». Родители не остаются безразличными к сведениям о том, как складываются взаимоотношения детей с товарищами в течение дня, проявляют ли дети вежливость, отзывчивость, доброжелательность. Оказать действенную педагогическую помощь семье можно и путём обобщения и распространения положительного опыта семейного воспитания. В частности, полезны сведения о формах и методах воспитания, о наличии семейных традиций, о совместной работе родителей с детским садом. Используемая технология совершенствования коммуникативной компетентности детей в процессе ознакомления с речевой этикетной культурой позволяет детям научиться общению с другими людьми. В результате дети не только приобретают знание норм речевого этикета с взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания, причём не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Список литературы:

1. Т.И. Алиева, Т.В. Атонова и др., Базисная программа развития ребенка – дошкольника «Истоки» центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, М.: «Просвещение», 2003г. 2. И.Е. Богуславская, Н.А.Купина «Веселый этикет». Методика, обеспечивающая развитие коммуникативных способностей старших дошкольников и младших школьников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998г.; 3. Н.В. Дурова «Очень важный разговор». Методика, направленная на формирование у детей культуры поведения. – М.: «Мозаика-Синтез», 2000г.; 4. Л.М. Шипицина, О.В. Заширинская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова «Азбука общения». Методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста (от3 до 6 лет). 5. Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. Общение. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: академия Холдинг, 2001г. 6. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (речевой этикет и культура общения). – М.: «Высшая школа», 1989г.; 7. Р.С. Буре, М.В. Воробьева, «Дружные ребята», М.: «Просвещение» 2004г.;


В раздел образования