"Использование современных нетрадиционных технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста"
Автор: Жуйкова Анна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"Чебурашка" Населённый пункт: Республика Саха(Якутия) Усть-Майский р-н, п.Эльдикан Наименование материала: статья Тема: "Использование современных нетрадиционных технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
«Использование современных нетрадиционных технологий в работе по
развитию речи детей дошкольного возраста»
В
современном
мире
активно
происходят
процессы
модернизации
образования.
Дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от
происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина
познавательных
процессов.
Дошкольный
возраст
–
это
период
активного
усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон
речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать
как
основу
педагогической
деятельности.
В
образовательной
практике
накоплено
достаточное
количество
методик,
научных
трудов,
статей
по
развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным
ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно
использовать в работе воспитателя ДОУ.
Актуальность
Ни
для
кого
не
секрет,
что
в
настоящее
время
всё
чаще
у
детей
наблюдаются
следующие
проблемы:
скудный
словарный
запас,
неумение
согласовывать
слова
в
предложении,
нарушение
звукопроизношения,
внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому
перед
нами
встала
задача
научить
детей
связно,
последовательно,
грамматически
правильно
излагать
свои
мысли,
рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Цель : развитие речи детей посредством современных нетрадиционных
технологий.
Для
д о с т иже ния
по с т а вле нной
це ли
б ы ли
опред е ле ны
следующие задачи :
1.
Провести анализ методической литературы по данной теме.
2.
Создать развивающую среду в группе.
3.
Провести мониторинг всех компонентов развития речи детей.
4.
Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
Гипотеза:
М ы предположили,
что
применение современных
нетрадиционных
технологий обеспечит необходимую базу развития всех
компонентов речи детей дошкольного возраста.
Новизна заключается в: изучении и применении современных
инновационных
технологий
в
воспитательно-образовательном
процессе:
таких
как-
проектная
деятельность,
мнемотехника,
дидактический синквейн.
Проектная
деятельность
интересна,
сложна
и
невозможна
без
развития речи.
Мнемотехника
Использование
мнемотаблиц
на
занятиях
по
развитию
связной
речи
позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную
информацию.
Дидактический синквейн
Инновационность данной методики – создание условий для развития
личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять
главное, обобщать, классифицировать.
В
основе
используется
интегрированный метод
обучения.
Он
направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих
способностей.
Вариативность
использования
интегрированного
метода
довольно
многообразна:
полная интеграция;
частичная интеграция;
интеграция
на
основе
единого
проекта,
в
основе
которого
лежит
проблема.
из перечисленных задач каждой из технологий красной нитью вышита
объединяющая задача – развития речи дошкольников.
Стержневыми
линиями проектной
деятельности
могут
выступать:
Тематика познавательных занятий
Народные и календарные праздники
Исторические даты.
Интересы детей.
Тематические разделы программ
Для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания
стихотворений мы подключаем мнемотехнику.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих
успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний
об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное
запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка ; таким образом, весь
текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок
легко воспроизводит текстовую информацию.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов.
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для
обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для
обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по
развитию связной речи детей. Воспитатель их использует для обогащения
словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов,
отгадывании загадок, заучивании стихов.
Итоговой работой становится составление дидактического синквейна
(нерифмованного стихотворения), который является формой свободного
творчества, требующей от детей умения находить в информационном
материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их
формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших
объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою
мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Лексические
темы (тематическое планирование на год) служат темами синквейнов.
Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:
1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее
главную идею;
2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную
мысль;
3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках
темы;
4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме,
выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету
или объекту;
5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее
суть предмета или объекта (обобщающее слово).
По итогам года был проведен мониторинг (по методике Поваляевой
М.А.), который позволил определить значение компонентов речи и выявить
общий уровень речевой готовности, до и после проведенной развивающей
работы с применением нетрадиционных технологий развития.
Использование нетрадиционных технологий в развитии речи детей дает
положительный
результат,
что
подтверждается
данными
мониторинга.
Таким образом нововведения позволяют создавать условия для свободного
выбора
ребенком
деятельности,
принятия
решений,
выражения
чувств
и
мыслей, благодаря им возможна поддержка индивидуальности и инициативы
каждого
ребенка,
что
актуально
в
связи
с
вводом
в
действие
ФГОС
д о ш к о л ь н о г о
о б р а з о в а н и я .