Условия успешного развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Ширяева Ирина Сергеевна Должность: студент Учебное заведение: педагогический колледж Населённый пункт: город Зерноград Наименование материала: статья Тема: Условия успешного развития воображения у детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
дошкольного возраста.
Истоки воображения ребёнка, как и других психических процессов, нужно
искать
во
взаимоотношении
ребёнка
со
взрослым.
Н.
Н.
Палагина,
проанализировав приёмы народной педагогике, выявила, что многие из этих
приёмов широко используют включение ребёнка в воображаемый контекст. В
народных потешках звуками, словами и движениями создаётся воображаемый
образ. Например, взяв малыша на колени или на плечи, взрослый предлагает
«покататься» на лошадке или на верблюде. Известная потешка «По ровненькой
дорожке, по кочкам, по ухабам, в яму – бух!» позволяет ребёнку создать и
почувствовать образ опасной дороги, в конце которой он заранее воображает и
радостно ждёт «провала в яму». Множества других игр и забав с маленькими
детьми («Коза», «Сорока – ворона»), заимствованных из народной педагогике,
включают малыша в воображаемый контекст и позволяют представить то, чего
он
реально
не
воспринимает.
Кроме
того,
взрослые
очень
рано
начинают
стимулировать изображающие действия ребёнка – просят показать, как мишка
ходит, как петух машет крыльями, как кошка мяукает. При этом ребёнок сам,
своими условными действиями создаёт воображаемую ситуацию, но создаёт её
для взрослого и по его интерпретации. Создание образа для других, по просьбе
«Покажи,
как…»,
способствует
созданию
мнимой
ситуации,
где
все
«как
будто». Действие по типу «как будто», по мнению Н. Н. Палагиной, является
исходной формой воображения. Эти действия начинаются в раннем возрасте,
поэтому о начале воображения у детей можно говорить уже по достижении ими
2 – 3 лет. Но подлинного своего расцвета оно достигает в дошкольном возрасте.
Максимально ярко и интенсивно воображение проявляется в сюжетно – ролевой
игре.
Причём
в
этой
деятельности
воображение
работает
в
нескольких
направлениях. Во – первых, дети по – новому используют предметы и придают
им разнообразные воображаемые функции.
Например, на протяжении часа один предмет может приобретать до 10
разных значений. Так, обычный носовой платок может быть флагом, зайчиком,
змеем, фатой для невесты, одеялом, цветком, шарфиком, плащом для куклы и
пр. Необыкновенную изобретательность дети проявляют и в создании игровой
обстановки.
Одна
и
та
же
комната
превращается
в
океан,
поле
сражения,
магазин, дремучий лес и пр. При этом стоящая в ней мебель каждый раз
приобретает
новое
значение.
В
таких
воображаемых
преобразованиях
предметной среды проявляются элементы технического творчества: «Если к
маленькой машинке приделать сверху две палочки, то будет троллейбусник»,
«Надо сделать такую красивую кроватку, чтоб летала: нажмёшь на кнопку, и ж –
ж – ж – ж – полетели».
Во – первых, огромное влияние на ребёнка оказывает образ воображаемой
роли. Стоит какое – либо скучное занятие перевести в план ролевого действия,
как
оно
сразу
же
охотно
выполняется
ребёнком.
Очень
ярко
воображение
дошкольников
проявляется
в
режиссёрской
игре.
Даже
3
–
летние
дети
с
удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные
сюжеты. С возрастом в игровых сюжетах всё большее место отводится речи и
всё меньшее время занимает действие. Воображение всё большее отделяется от
действия и переносится в речевой план.
Н. Н. Палагина отмечает, что главная особенность развития воображения у
детей
от
3
до
5
лет
–
обособление
мира
фантазии
от
реальности.
Черты
отстранённости воображения проявляются в игре, и в словесном общении.
Ребёнок
подчиняет
свои
фантастические
построения
определённым
реалистическим
закономерностями,
изменяя
их
в
соответствии
с
обстоятельствами, и относится к ним, как к чему – то отдельному от его
собственных
действий
и
желаний.
С
этим
тесно
связана
возможность
преднамеренного, произвольного
воображения. Фантазии
детей
младшего
дошкольного возраста по большей части непроизвольны. Под влиянием своих
чувств дети сочиняют сказки и стишки, как правильно, н зная, о чём будет
произведение.
К
концу
дошкольного
возраста
дети
уже
могут
заранее
планировать замысел и основную идею своего произведения и целенаправленно
реализовывать их.
Способы развития воображения
1. Сформировать
мотивацию!
То
есть
объяснить,
для
чего
нужно
развивать воображения, какая от него польза.
2. Убедить, что воображать не стыдно, а очень престижно и полезно
лично ребёнку. Этого дети пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции.
Логика у детей ещё не сильна.
3. Воображать
должно
быть
интересно.
Тогда,
получая
удовольствие,
ребёнок быстрее овладеет умением воображать и рационально мыслить. У
дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше
вам доверяют и охотнее слушаются.
5. Собственным
примером.
В
раннем
детстве
малыши
копируют
поведение взрослых. Ведь вы авторитет для ребёнка.
6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу.
7. Стимулировать воображение вопросами.
8. Ставить
детей
в
затруднительные
ситуации.
Пусть
сами
думают
и
находят выход.
9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по
ним рассказы, сказки, истории.
10.
Обучить приводимым ниже приёмам развития воображения.
Приёмы развития воображения
Дети
знают
довольно
много
явлений
и
законов
природы.
Этих
знаний
вполне достаточно, чтобы плодотворно воображать, но дети не знают, как
воображать, то есть не знают примеров воображения. Большинство примеров
воображения связано с изменением законов или явлений природы.
1. Увеличение – уменьшение;
2. Добавление одного или нескольких фантастических способов;
3. Оживший рисунок;
4. Превращение человека в любой объект;
5. Антропоморфизм;
6. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых
существ;
7. Метафора;
8. Фантастическое объединение;
9. Свободное воображение
В этой статье я проанализировала формы проявление воображения. Необходимо
было рассмотреть способы и приёмы развития воображения у детей старшего
дошкольного возраста.
Список литературы:
1.
Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология / Н. Н.
Палагина. – М.: Сфера, 2008. – 125с.
2.
Тамберг, Ю. Г. Развитие творческого мышления детей / Ю. Г. Тамберг. –
Екатеринбург.: У-Фактория, 2004. – 208 с.
3.
Смирнова, Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений / Е. О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 366 с.