Нравственное воспитание обучающихся при проведении занятий по кадастровым профессиональным модулям
Автор: Цветикова Татьяна Викторовна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: ГБПОУ СПО "Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства" Населённый пункт: Калужская область Наименование материала: статья Тема: Нравственное воспитание обучающихся при проведении занятий по кадастровым профессиональным модулям Раздел: среднее профессиональное
Цветикова Т.В.- преподаватель
ГБПОУ СПО «Калужский колледж
народного хозяйства и природообустройства»
Приобщение обучающихся к нравственным нормам является частью
формирования общих компетенций в рамках ФГОС 3-го поколения.
Современная молодежь отличается повышенной агрессивностью как к
представителям старшего поколения, так и к разным этническим группам.
Это во многом объясняет включение соответствующих компетенций в
обязательном порядке как в обще-гуманитарные дисциплины, так и в
профессиональные модули, к которым, в частности, относятся и кадастровые
междисциплинарные комплексы.
Основной целью представления данной статьи является отражение, с одной
стороны, необходимости приобщения обучающихся к нравственным
ценностям в рамках образовательного процесса в целом; с другой стороны, в
отражении особенностей нравственного воспитания в процессе преподавания
кадастровых дисциплин и профессиональных модулей.
Специфика этих модулей заключается в том, что они имеют техническую
направленность. Неслучайно, обучающиеся нередко задают вопрос: «Зачем
нам изучать гуманитарные дисциплины (историю, социологию, философию и
т.д.), если наша будущая специальность связана с применением технических
средств обучения?» Действительно, современной молодежи кажется более
естественно обсуждать вопросы взаимоотношений человека с другими
людьми в рамках подготовки специалистов обще-гуманитарного профиля.
Тем не менее, от любого профессионала в современном мире требуются
умения работать в коллективе; уважительно относиться не только к своим
коллегам, но и к клиентам и другим посторонним людям; в необходимых и
экстраординарных случаях брать ответственность за выполнение
поставленных задач на себя; адекватно оценивать свою работу в
определенных условиях и т.д..
Самоорганизации человека и слаженной работе коллектива в целом в
немалой степени способствует приобщение индивида к нравственным
ценностям. Безусловно, ведущая роль в данном процессе отводится семье и
близким друзьям, к мнению которых каждый из нас прислушивается в
первую очередь. Неслучайно, в семьях с благоприятным психологическим
климатом развитие ребенка проходит более гармонично; он легче
социализируется в коллективе и в обществе; демонстрирует высокие
показатели физического, нравственного, психического и социального
здоровья.
Тем не менее, не исключается и роль педагогического коллектива, в том
числе, и средних профессиональных образовательных учреждениях в
формировании нравственной позиции как отдельного обучающегося, так и
ученического или студенческого объединения в целом.
В рамках планирования занятий по кадастровым дисциплинам для
максимальной оптимизации взаимодействия педагога и обучающихся
предлагаются такие типы занятий, как «круглые столы»; тематические
викторины; занятия профориентационного профиля и т.д..
Рассмотрим специфику каждого из указанных типов с применением их
при преподавании кадастровых дисциплин.
«Круглые столы» предполагают предварительное представление
обучающимся возможных проблем, выносимых на коллективное обучение.
Среди них можно выделить, в частности, «Совершенствование роли
кадастрового инженера при проведении землеустроительной деятельности».
В ходе рассмотрения данной темы можно предложить такие пути реализации
поставленной цели как периодическое проведение курсов повышения
квалификации для специалистов, осуществляющих кадастровую
деятельность; выработка норм профессиональной этики как для кадастровых
инженеров, так и для операторов, геодезистов и других специалистов
соответствующего профиля; установление системы поощрений для лиц,
которые смогли показать себя не только грамотными специалистами, но
также продемонстрировавшими лояльное отношение к людям,
обращающимися к ним по долгу службы.
Тематические викторины наряду с заданиями профессиональной
направленности, могут включать производственные ситуации, требующие
установления контакта с правообладателями –физическими лицами и
представителями властных структур. Продуктивность подобных занятий
повышают задания, согласно содержанию которых профессионал организует
взаимодействие с представителями разных возрастных групп, что требует
знаний не только соответствующих специальности дисциплин и модулей, но
также элементарных основ психологии и педагогики.
Занятия профориентационного цикла предполагают взаимодействие
обучающихся с представителями тех предприятий и организаций, на которых
им впоследствии предстоит осуществлять трудовую деятельность. В
процессе организации занятий подобного типа следует показать себя не
только грамотным специалистом, но также и человеком, способным
устанавливать доброжелательные отношения и с коллегами, и с
руководством.
Нельзя исключать и элемент патриотического воспитания при
планировании занятий по кадастровым дисциплинам. В этой связи можно
акцентировать внимание обучающихся на необходимости четкого
определения и закрепления границ отдельных землепользований, которые по
своей сути являются частью «малой Родины» каждого человека –
населенного пункта или муниципального образования. В конечном итоге при
нарушении данной процедуры на локальном уровне могут возникать
противоречия между представителями власти региональной и
муниципальной; в глобальном смысле это приводит к войнам между
государствами за передел мира.
Также необходимо заботиться о сохранении ресурсов своего
государства, к которым относятся недра и земельные участки. При халатном
отношении к природным богатствам возникают экологические катастрофы и
катаклизмы, одной из которых явилась авария на Чернобыльской АЭС ,
имевшая место в конце 80-х годов ХХв..
Наконец, существование любых профессиональных сообществ, в
т.ч. специалистов, связанных с осуществлением кадастровой деятельности,
предполагает обмен опытом не только на всероссийском, но и нс
международном уровнях, что предполагает толерантное отношение к
представителям разных национальностей и народностей. Данный аспект
нравственного воспитания в учреждениях любого профиля особо актуален в
связи с тем, что в современном обществе растет социальная напряженность,
которая часто выливается в вооруженное противостояние различных
этнических групп.
Таким образом, можно отметить, что нравственная составляющая
образовательного процесса органично входит не только в преподавание
дисциплин обще-гуманитарного цикла; но также включается в структуру
обучения профессиональных модулей, в т.ч. кадастровых
междисциплинарных комплексов.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Басова И.А.,Разумов О.С. Спутниковые методы в кадастровых и
землеустроительных работах. – Тула, Изд-во ТулГУ, 2007.
2. Буденков Н.А., Нехорошков П.А. Курс инженерной геодезии. – М.: Изд-
во МГУЛ, 2008.
3. Буденков Н.А., Щекова О.Г. Инженерная геодезия. – Йошкар –Ола,
МарГТУ,2007.
4. Булгаков Н.П., Рывина Е.М., Федотов Г.А. Прикладная геодезия. – М.:
Недра, 2007.
5. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.,
2008.
6.Губин В.Д. Основы философии. – М., 2008.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка./Под ред. чл.-корр. АН СССР
Н.Ю. Шведовой. – М., 1987.- Сс. 207, 252, 339, 552.
8.ГОСТ 22268-76 Геодезия. Термины и определения
9. Кулешов Д.А., Стрельников Г.Е. Инженерная геодезия для строителей.
– М.: Недра, 2007.
СТАТЬИ.
1.
В.К. Новикова Духовно-нравственное воспитание на уроках
литературы.// «Специалист», № 6, 2014г. - Сс. 23-24.
2.
Т.В. Елисеева Воспитание толерантности.// «Специалист», № 9, 2014г. –
Сс. 26-27.
3.
Из опыта организации военно-патриотического воспитания. //
«Специалист», № 5, 2014г.-Сс. 19-20.