Напоминание

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему


Автор: Бикбаева Розалия Менналиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №168 имени Героя Советского Союза Е. А. Никонова
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему
Раздел: среднее образование





Назад





Урок развития речи в 6 классе

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.
Т и п у р о к а: изучение нового материал В и д: комбинированный Ц е л и: 1) обучающие:  повторить изученные стили речи и обучать распознавать разные типы речи, исходя из лексических, грамматических и композиционных признаков данных типов речи;  обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;  познакомить учащихся с понятием дискуссия, особенностями рассуждений на дискуссионную тему;  подготовить к самостоятельному сочинению-рассуждению рассматриваемого типа. 2)развивающие :  развитие коммуникативных навыков учащихся;  развитие умений рассуждать, подбирая необходимые аргументы; 3) воспитательные:  воспитывать культуру речи учащихся и уважительное отношение к мнению окружающих О ф о р м л е н и е у р о к а : раздаточный материал с индивидуальными дифференцированными заданиями; план-схема строения разных типов речи, наглядный материал
На доске записаны тема и эпиграф
: Дискуссия – демократический способ соединения знаний в общий фонд, это сотрудничество во время выслушивания и высказывания различных точек зрения. (Н. И. Формановская. «Речевой этикет и культура общения»).
Ход

урока
№ этапа урока Деятельность учителя и учеников 1. Орг. момент. Приветствие учителя. Проверка подготовленности учеников к уроку. Создание рабочей атмосферы . 2. Развивающая разминка. (быстрота реакции, память, внимательность) Повторение 1) Какой по счету в году месяц
ноябрь
? (Одиннадцатый.) 2) Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет.) 3) Сколько лет в одном веке? (Сто.) 4) Какое местоимение не имеет лица, числа, рода, но склоняется, не имея именительного падежа? (Себя.) 5) Какое местоимение пишется одной буквой, а устно обозначается двумя звуками? (Я.) 6) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.) 7) Вы – это местоимение ... лица. (2л.) 8) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.) 9) Как пишется местоимение «вы» в официальных бумагах? (С большой буквы.) 10)Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты) 11)Первый слог- личное местоимение , второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (тыква). 12)Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым
скромным? (я). 4. Повторение известного о типах речи - Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться. Читаем эпиграф, комментируем его. Я п р е д л а г а ю обратиться к словам, выбранным в качестве эпиграфа сегодняшнего урока: - Попробуйте выделить в высказывани и ключевые слова, которые помогут нам понять, что ж е т а к о е дискуссия. - (дискуссия, соединение знаний, сотрудничеств о, выслушивание, высказывание, различные точки зрения). - Делаем вывод о том, без чего не может состояться дискуссия. - 3. Слово учителя. Тема и цели урока.  Мы знаем три типа речи. Какие? (описание, повествование, рассуждение).  Как различаются типы речи?
Тренировочные упражнения.
1 у доски - Задание (индивидуальное для сильных) : заполнить

таблицу «Типы речи», выбрав элементы строения, подходящие к

конкретному типу речи из слов для справок:
Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события. Вывод. Продолжение события. Конец события Общее впечатление о предмете. 1. 2. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Тетради
Задание (индивидуальное, для слабоуспевающих) :
Какому типу речи соответствует каждая из представленных в таблице схем? ТИПЫ РЕЧИ написать название каждого типа речи Остальные: прочитать текст выразительно
Анализ текста (устно
):
определите тип речи данного текста,

обоснуйте свой ответ. Какие части можно выделить в этом тексте?
Человек, умеющий и любящий читать, - счастливый человек. Во-первых, он окружен множеством умных и добрых друзей. Друзья эти - книги. Во-вторых, читая разные книги, можно найти ответы на все волнующие нас вопросы. Из книг мы узнаём о прошлом и находим картины будущего. Поэтому читайте больше и будете счастливы! (по Паустовскому)  Проверка работ учащихся ВЫВОДЫ:  Чем отличается текст рассуждения от других типов речи?  Укажите части в этом рассуждении. Какие слова вводят в текст доказательства? (во-первых, во-вторых)  Какое слово связывает доказательства и вывод? 1. Общее впечатление о предмете. 2. Признаки предмета. 1. Тезис. 2. Доказательства. 3. Вывод. 1. Начало события. 2. Продолжение события. 3. Конец события.
— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав).
Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной

ситуации и поиск её решения.

Дискуссионная тема – это тема,

которая вызывает споры
. (запись терминов и значений в тетрадь). В таком тексте должны быть как минимум две разные точки зрения на один и тот же вопрос. Даю вам тему: Чтобы хорошо учиться, нужны способности или ежедневный труд? Поработайте в парах и подберите доказательство в пользу этих двух точек зрения. Сегодня мы рассмотрим, как работать над сочинением на дискуссионную тему.
Как вы думаете, какой из типов речи

поможет нам в написании сочинения на дискуссионную тему,

почему?
6. Анализ проблемы, представленной учащимися в сценке по упр.436 Вашему вниманию предлагается сценка, которую подготовили наши ребята. Посмотрите её и ответьте на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка? Является ли разговор между ними дискуссией. Докажите. (О подарке. Это и есть предмет спора. Конкретно — о том, каким должен быть подарок.) Какие точки зрения на подарок высказаны в тексте? Кто прав в этом споре и почему? Учитель просит детей высказать свое мнение и обосновать его. 7.О б с у ж д е н и е в о з м о ж н о г о п о с т р о е н и я с о ч и н е н и я на тему «Кто прав...». а)Подбор аргументов.
Введение нового понятия «аргумент –
мысль, суждение, доказательство, подкрепляется фактами, примерами из жизни»
Формулирование и запись тезисов и аргументов:
Прав дедушка Права внучка 1. 1. 2. 2. Подбираем аргументы на «за» и «против» и записываем их. Сообщаем ребятам, что пословицы тоже могут быть аргументами – ссылками на авторитеты. Просим ребят вспомнить подходящие к данной теме пословицы. 1. Тезис: прав дедушка 2. Доказательства 1)Мнение подруг из класса – потребительское 2) Подарок, сделанный своими руками, уникален, неповторим.
Составление плана сочинения
КТО ПРАВ? 1. 1. 2. Прав дедушка 2. Права внучка 1) 1) 2) 2) 3. Вывод 3. Вывод  Что должно быть в пункте 1?  О чем нужно рассказать во вступлении? ( о проблеме)  Какой тип речи должен быть во вступлении?  Можно ли начать сочинение словами: однажды внучка говорит дедушке и маме…?  Как нужно начать рассказ о проблеме? (однажды мы с дедушкой
поспорили, какой подарок лучше…) б)Составление плана сочинения 
8. Физминутка
9. Работа с лексическими средствами, помогающими оформить рассуждение. (по вариантам)
Определите, каким частям рассуждения соответствуют данные

слова и выражения ( по вариантам), докажите свое мнение.

Соревнования между рядами: кто быстрее выберет из данных

выражений подходящие к указанной части сочинения-

рассуждения
1 вариант - Я уверен... Я думаю (считаю, полагаю...), что... Мне кажется, что... 2 вариант - Докажем это. Почему? А вот почему... Это можно объяснить так... По-моему, прав... Я не могу согласиться с тем, что... но... Могут сказать (возразить), что... 3 вариант - Итак... Таким образом... Следовательно... Я понял, что... (
открываем доску
и проверяем правильность выводов) 10. Составление устного высказывания А теперь предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему, кто прав в споре. (Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.) 11. Подведение итогов урока - Что такое дискуссия? Что такое аргумент? - Что значит написать рассуждение на дискуссионную тему? - Каким типом речи вы воспользуетесь в сочинении?  Всё ли понятно? Если нет – жду вас на перемене или после уроков. 12. Домашнее задание Упр. 436 (написать сочинение на тему «Кто прав?») Сильным – подобрать для аргументации подходящие по данной теме пословицы и поговорки,


В раздел образования