Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему
Автор: Бикбаева Розалия Менналиевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №168 имени Героя Советского Союза Е. А. Никонова Населённый пункт: г. Самара, Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему Раздел: среднее образование
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.
Т и п
у р о к а: изучение нового материал
В и д: комбинированный
Ц е л и: 1) обучающие:
повторить изученные стили речи и обучать распознавать разные типы речи,
исходя из лексических, грамматических и композиционных признаков
данных типов речи;
обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;
познакомить учащихся с понятием дискуссия, особенностями рассуждений на
дискуссионную тему;
подготовить к самостоятельному сочинению-рассуждению рассматриваемого
типа.
2)развивающие :
развитие коммуникативных навыков учащихся;
развитие умений рассуждать, подбирая необходимые аргументы;
3) воспитательные:
воспитывать культуру речи учащихся и уважительное отношение к
мнению окружающих
О ф о р м л е н и е
у р о к а :
раздаточный материал с индивидуальными
дифференцированными заданиями; план-схема строения разных типов речи, наглядный
материал
На доске записаны тема и эпиграф :
Дискуссия – демократический способ соединения знаний в общий фонд, это
сотрудничество во время выслушивания и высказывания различных точек зрения. (Н. И.
Формановская. «Речевой этикет и культура общения»).
Ход
урока
№
этапа урока
Деятельность учителя и учеников
1. Орг. момент.
Приветствие учителя. Проверка подготовленности учеников к уроку.
Создание рабочей атмосферы .
2. Развивающая
разминка.
(быстрота реакции,
память,
внимательность)
Повторение
1) Какой по счету в году месяц ноябрь ? (Одиннадцатый.)
2) Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только
указывает на предмет.)
3) Сколько лет в одном веке? (Сто.)
4) Какое местоимение не имеет лица, числа, рода, но склоняется, не
имея именительного падежа? (Себя.)
5) Какое местоимение пишется одной буквой, а устно обозначается
двумя звуками? (Я.)
6) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)
7) Вы – это местоимение ... лица. (2л.)
8) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина?
(Тридцать три.)
9) Как пишется местоимение «вы» в официальных бумагах? (С
большой буквы.)
10)Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
11)Первый слог- личное местоимение , второй – звук, который издает
лягушка. Вместе – овощ. (тыква).
12)Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым
скромным? (я).
4. Повторение
известного о типах
речи - Сегодня
мы будем учиться
рассуждать,
доказывать свою
мысль.
Одно дело -
думать иначе, чем
остальные, другое
- убедить в своей
правоте, отстоять
свое мнение.
Оказывается, и
этому можно и
нужно учиться.
Читаем эпиграф,
комментируем его.
Я
п р е д л а г а ю
обратиться
к
словам,
выбранным
в
качестве
эпиграфа
сегодняшнего
урока:
-
Попробуйте
выделить
в
высказывани
и
ключевые
слова,
которые
помогут нам
понять,
что
ж е
т а к о е
дискуссия.
-
(дискуссия,
соединение
знаний,
сотрудничеств
о,
выслушивание,
высказывание,
различные
точки зрения).
-
Делаем
вывод
о
том, без чего не
может
состояться
дискуссия.
-
3. Слово учителя.
Тема и цели урока.
Мы знаем три типа речи. Какие? (описание, повествование,
рассуждение).
Как различаются типы речи?
Тренировочные
упражнения.
1 у доски - Задание (индивидуальное для сильных) : заполнить
таблицу «Типы речи», выбрав элементы строения, подходящие к
конкретному типу речи из слов для справок:
Признаки предмета. Тезис.
Доказательства.
Начало события.
Вывод. Продолжение события. Конец события
Общее впечатление о предмете.
1.
2.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Тетради Задание (индивидуальное, для слабоуспевающих) :
Какому типу речи соответствует каждая из представленных в таблице
схем? ТИПЫ РЕЧИ
написать название каждого типа речи
Остальные: прочитать текст выразительно
Анализ текста (устно ): определите тип речи данного текста,
обоснуйте свой ответ. Какие части можно выделить в этом тексте?
Человек, умеющий и любящий читать, - счастливый человек.
Во-первых, он окружен множеством умных и добрых друзей.
Друзья эти - книги. Во-вторых, читая разные книги, можно найти
ответы на все волнующие нас вопросы. Из книг мы узнаём о
прошлом и находим картины будущего. Поэтому читайте
больше и будете счастливы!
(по Паустовскому)
Проверка работ учащихся
ВЫВОДЫ:
Чем отличается текст рассуждения от других типов речи?
Укажите части в этом рассуждении. Какие слова вводят в
текст доказательства? (во-первых, во-вторых)
Какое слово связывает доказательства и вывод?
1. Общее
впечатление
о предмете.
2. Признаки
предмета.
1. Тезис.
2. Доказательства.
3. Вывод.
1. Начало
события.
2. Продолжение
события.
3. Конец события.
— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда
каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному
оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются
прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь
доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав).
Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной
ситуации и поиск её решения.
Дискуссионная тема – это тема,
которая вызывает споры . (запись терминов и значений в тетрадь).
В таком тексте должны быть как минимум две разные точки
зрения на один и тот же вопрос. Даю вам тему: Чтобы хорошо
учиться, нужны способности или ежедневный труд? Поработайте в
парах и подберите доказательство в пользу этих двух точек зрения.
Сегодня мы рассмотрим, как работать над сочинением на
дискуссионную тему. Как вы думаете, какой из типов речи
поможет нам в написании сочинения на дискуссионную тему,
почему?
6. Анализ
проблемы,
представленной
учащимися в
сценке по упр.436
Вашему вниманию предлагается сценка, которую подготовили
наши ребята. Посмотрите её и ответьте на вопрос: о чем спорили
дедушка и внучка? Является ли разговор между ними дискуссией.
Докажите.
(О подарке. Это и есть предмет спора. Конкретно — о том,
каким должен быть подарок.) Какие точки зрения на подарок
высказаны в тексте?
Кто прав в этом споре и почему? Учитель просит детей
высказать свое мнение и обосновать его.
7.О б с у ж д е н и е
в о з м о ж н о г о
п о с т р о е н и я
с о ч и н е н и я
на тему «Кто
прав...».
а)Подбор
аргументов.
Введение нового понятия «аргумент – мысль, суждение,
доказательство, подкрепляется фактами, примерами из жизни»
Формулирование и запись тезисов и аргументов:
Прав дедушка Права внучка
1. 1.
2. 2.
Подбираем аргументы на «за» и «против» и записываем их.
Сообщаем ребятам, что пословицы тоже могут быть аргументами –
ссылками на авторитеты. Просим ребят вспомнить подходящие к
данной теме пословицы.
1. Тезис: прав дедушка
2. Доказательства
1)Мнение подруг из класса – потребительское
2) Подарок, сделанный своими руками, уникален, неповторим.
Составление плана сочинения КТО ПРАВ?
1. 1.
2. Прав дедушка 2. Права внучка
1) 1)
2) 2)
3. Вывод 3. Вывод
Что должно быть в пункте 1?
О чем нужно рассказать во вступлении? ( о проблеме)
Какой тип речи должен быть во вступлении?
Можно ли начать сочинение словами: однажды внучка говорит
дедушке и маме…?
Как нужно начать рассказ о проблеме? (однажды мы с дедушкой
поспорили, какой подарок лучше…)
б)Составление
плана сочинения
8. Физминутка
9. Работа с
лексическими
средствами,
помогающими
оформить
рассуждение.
(по вариантам)
Определите, каким частям рассуждения соответствуют данные
слова и выражения ( по вариантам), докажите свое мнение.
Соревнования между рядами: кто быстрее выберет из данных
выражений подходящие к указанной части сочинения-
рассуждения
1 вариант - Я уверен...
Я
думаю (считаю, полагаю...), что...
Мне кажется, что...
2 вариант - Докажем это.
Почему? А вот почему...
Это можно объяснить так...
По-моему, прав...
Я
не могу согласиться с тем, что... но...
Могут сказать (возразить), что...
3 вариант - Итак...
Таким образом...
Следовательно...
Я
понял, что...
( открываем доску и проверяем правильность выводов)
10. Составление
устного
высказывания
А теперь предлагаю вам попробовать составить устное
рассуждение на тему, кто прав в споре. (Один-два учащихся устно
пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.)
11. Подведение
итогов урока
- Что такое дискуссия? Что такое аргумент?
- Что значит написать рассуждение на дискуссионную тему?
- Каким типом речи вы воспользуетесь в сочинении?
Всё ли понятно? Если нет – жду вас на перемене или
после уроков.
12. Домашнее
задание
Упр. 436 (написать сочинение на тему «Кто прав?»)
Сильным – подобрать для аргументации подходящие по данной теме
пословицы и поговорки,