Напоминание

"Обследование речи дошкольника"


Автор: Козырева Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Сказка"
Населённый пункт: г.Тайшет, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Обследование речи дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Обследование речи ребенка.
В ходе обследование речи ребенка смотрятся:
1.

Строение артикуляционного аппарата.
Прикус: норма, аномалия прикуса. Губы: норма, толстые, тонкие, прохейлия (выступание верхней губы кпереди относительно нижней), расщелина. Язык: норма, макрогласия (массивный язык), микрогласия (маленький язык), правильно стабилизирован, оттянут назад, кончик языка раздвоенный. Зубы: норма, смена зубов, диастемы (расщелины между зубов), искривления зубного ряда. Подъязычная уздечка: норма, короткая, утолщенная. Твердое небо: норма, высокое, узкое, готическое, широкое, расщелина. Мягкое небо: норма, длинное, короткое, рубцы, щель.
2.

Подвижность органов артикуляции.
Щеки: надуть щеки, втянуть щеки, поочередно надуть щеки. Губы: выполнение артикуляционных упражнений «улыбка», «трубочка», «рупор», чередование «улыбка-рупор». Язык: выполнение артикуляционных упражнений «качели», «часики», «иголочка», «змейка», «горка», «парус», «лошадка». Мягкое небо (произнесение «А» с открытым ртом): подвижное, неподвижное.
3.

Особенности дыхания:
свободное дыхание через нос и рот.
4.

Особенности голоса:
норма, тихий, немодулированный (невыразительный), скандированная речь (громкая, звонкая, с выкриками).
5.

Темп речи:
нормальный, ускоренный, замедленный.
6.

Понимание речи:
ребенком: на уровне диалога (в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации), для окружающих: понятна всем окружающим, понятна только близким ребенка, не понятна.
7.

Слоговая структура:
ребенок должен повторить за взрослым слово, произнеся все звуки и слоги слова в правильном порядке. лекарство, клубника, сухофрукты, водопроводчик, стихотворение, мотоцикл, сковорода, велосипед, фотографироваться, строительство, аквариум, температура, подснежник. 
несовершенства слоговой структуры слов могут в норме

присутствовать у детей до 4-5 лет

8.

Состояние звукопроизношения:
(ребенок за взрослым повторят слова с определенным звуком в разных позициях)
С- собака, усы, нос, снеговик Сь- сеть, гусь, апельсин, письмо З- зубы, коза, звезда Зь- узел, земля, обезьяна Ц- цепь, яйцо, огурец, цветок, пуговица Ш- шапка, машина, душ, шишка Ж- жук, ножи, ножницы, жираф Щ- щетка, ящик, плащ, овощи Ч- чайник, мяч, очки Л- пила, дятел, белка, лыжи, молоток Ль- лейка, лимон, лес, лев, телефон, пальто Р- рыба, корова, топор, ведро, помидор, трактор Рь- репа, фонари, дверь, ремень, веревка
9.

Фонематические процессы
. a) Фонематическое восприятие: (ребенок за взрослым должен правильно повторить слоговые ряды) Па-ба па-ба-ба Фа-ва ва-фа-ва Га-ка га-га-ка Да-та та-да-та Вы-ви ди-ды-ди Бы-би кы-ки-кы b) Фонематические представления: Придумай слово на звук М, Д, О c) Фонематический анализ: Какой звук первый в слове УТКА, ВОЛК? Какой последний звук в слове ДОМ, КОТ? d) Фонематический синтез: Какое слово получится из звуков С,О,К, ; Ш,У,Б,А?
10. Словарный запас.
Существительные: может ли ребенок назвать части тела, части машины, части стула. Обобщающие понятия: Пример: пирамидка, юла, кукла, машинка, матрешка одним словом (игрушки) К 7 годам ребенок свободно обобщает предметы по темам: посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья, цветы, транспорт, ягоды, грибы, птицы. Прилагательные: ребенок знает и называет основные цвета, форму предметов, величину, описывает любой предмет, используя прилагательные. Глаголы: ребенок должен ответить на вопрос взрослого глаголом. Что делает? Повар (готовит), врач, учитель, портниха, продавец, художник, летчик, птица(летает), рыба, змея, заяц, лошадь.
Кто какой голос подает? Кошка (мяукает), утка, корова, собака, петух, лягушка, мышь, свинья, баран. Наречия: ребенок отвечает на вопрос взрослого, используя наречие. Как светит солнце? (ярко) Как ползет черепаха? (медленно) Числительные: ребенок демонстрирует прямой и порядковый счет. Антонимы: ребенок называет слово «наоборот» слову взрослому: приехать, толстый, поднимать, легкий, друг, покупать, широкий, зло. Синонимы: ребенок должен назвать, как еще можно сказать про человека, если он: Красивый (милый, симпатичный и др.) Чистый (аккуратный, опрятный и др.)
11. Состояние грамматического строя речи.
Понимание предлогов: взрослый просит ребенка расположить предмет по указанию относительно другого предмета (например игрушку по отношению к коробке): на, под, около, перед, за, в. Словоизменение: Изменение по числам: ребенок по образцу изменяет слова: мяч (мячи), книга, ухо, глаз, машина, окно. Словообразование:  Образование глаголов с помощью приставок (при, у, за, пере, до): идти, ехать (по примеру взрослого: прийти, уйти, зайти, перейти, дойти)  Образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса (по примеру взрослого): Стол (столик), дом, кровать, гриб, кукла, чашка, Женя.  Образование слов обозначающих профессию (по примеру взрослого): Стекло (стекольщик), сапог, двор, кран.  Образование названий детенышей животных: У кошки, медведя, коровы, утки, зайца, лошади, гуся, белки, собаки, лисы, волка.  Образование относительных прилагательных: Дерево (деревянный), снег, резина, железо, камень, бумага.  Образование притяжательных прилагательных: Яйцо курицы (куриное), хвост лисы, лапа медведя, уши зайца, очки бабушки, сумка мамы.
12. Самостоятельная речь.
 Пересказ ребенка текста: Встретились на полянке ежик и зайчик. Сидят в травке и разговаривают. Зайчик говорит ежику: «Какое, ежик, у тебя некрасивое, колючее платье!» А ежик отвечает зайчику: «Зато мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. А твоя шкура тебя так защищает?» зайчик ничего не ответил ежику, в лес убежал. (ред. К.Д.Ушинский)  Составление рассказа ребенком по серии сюжетных картинок или картинке.
 Самостоятельное рассказывание ребенком о каком-либо событии.


В раздел образования