Приобщение детей дошкольного возраста к истокам Русской национальной культуры
Автор: Дрозд Наталия Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 14 " Олененок" Населённый пункт: город Норильск Наименование материала: статья Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам Русской национальной культуры Раздел: дошкольное образование
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом»
С. Михалков
Дошкольный
возраст
–
возможность
для
формирования
высших
нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. А если
патриотизм
–
это
чувство
привязанности,
преданности,
ответственности
по
отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте мы учим
быть
привязанным
к
чему-то,
ответственным
в
его
маленьких
делах
и
поступках. Я уверена, что прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и
проблемам
родины,
он
должен
научиться
сопереживанию
вообще
человеческому
чувству.
Восхищение
просторами
страны,
ее
красотой
и
природными
богатствами
возникает,
если
научить
ребенка
видеть
красоту
непосредственно вокруг себя.
Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы
посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному
дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и
близких людей, тех, кого зовут «соотечественники».
Проживая в условиях Крайнего Севера, в городе, с которым тесно связана
история всей и страны и ее субъектов, есть много значимого и доступного с чем
можно познакомить детей,
что послужит фундаментом для формирования
будущего гражданина своей Родины, края, города.
Базовым
этапом
в
формировании
у
детей
любви
к
Родине
является
накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение
принятых в нем норм поведения, взаимоотношений.
Для того чтобы у детей возникло самоощущение себя в потоке времени,
чувство причастности к истории своей страны, необходимо знакомить детей с
1
главными
явлениями
общественной
жизни,
не
отстранять
от
происходящих
событий окружающей действительности.
Проанализировав
ситуацию,
мы
решили
разработать
воспитательно
образовательный проект «Я люблю тебя Россия!», целью которого является
освоение и наследование детьми старшего дошкольного возраста ценностей
родного Отечества в процессе взаимодействия с ветеранами ВОВ и социума.
Это направление видится нам более перспективным, поскольку связано с
развитием у детей представлений об истории и традициях нашего города и края,
об
основах
правового
сознания,
способствует
развитию
у
детей
чувства
собственного
достоинства,
ответственности,
осознания
своих
прав
и
обязанностей, нравственного отношения к ветеранам и участникам воин.
Реализация воспитательно – образовательного проекта была направлена
на решение следующих задач :
формировать
у
детей
духовно-нравственного
отношения
и
чувства
сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, к природе родного
края, к культурному наследию своего народа;
воспитывать в детях любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации;
формировать толерантное отношение к представителям других национальностей,
сверстникам, их родителям, соседям, другим людям;
воспитывать у дошкольников уважительное отношение к человеку- труженику,
результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, ветеранам ВОВ,
государственной
символике,
традициям
государства,
общественным
праздникам;
развивать познавательные способности дошкольников в процессе ознакомления с
историко-географическими понятиями родного края и социумом;
воспитывать
гражданственность,
патриотизм
и
социальную
компетентность
детей;
знакомить с традициями, пробуждая у детей интереса к народным обычаям,
искусству;
2
создавать
в
детском
учреждении
предметно-развивающей
с р ед у,
способствующую
развитию
у
дошкольников
нравственных
качеств
и
гражданственности.
Система
работы
в
данном
направлении
предусматривала
прохождение
следующих этапов:
1. Организационно-диагностический этап
включил в себя следующие виды
деятельности:
Документально-организационную
работу
(создание
творческой
группы,
планирование деятельности и взаимодействия с социумом);
Анализ уровня развития у детей
старшего дошкольного возраста знаний об
истории Родной страны, края;
Изучение
методической
базы
по
организации
работы
с
дошкольниками
в
вопросах патриотического воспитания.
2. Практический этап состоял из:
Проведения
совместных
мероприятий
с
военнослужащими
в/ч
и
воинами
ветеранами
ВОВ;
«День
матери»,
«Пожилым
людям
посвящается»,
«День
Защитника Отечества», «Хотим под мирным небом жить».
Проведения
совместных
мероприятий
с
родителями
в
клубе
«Мы
вместе»
с
целью
пропаганды
патриотического
воспитания
через
доступные
средства,
в
форме
открытых
мероприятий,
таких
как
«И
помнит
мир
спасенный» «Как много значит эта дата...» и акций ко Дню пожилых людей
«Твори добро», Дню победы и др.
Ведение
«Альбома
Памяти»,
в
котором
осуществляется
сбор
информации и фотоматериалов о членах семь сотрудников и воспитанников
учреждения
которые
были
участниками
войн
и
репрессий.
Собранные
материалы
помогают
более
ярко
донести
информацию
детям,
о
людях
подарившим им мирное небо над головой.
3
Создание экспозиции «На дорогах войны», “Военная техника своими
руками», «Наша армия родная стережет покой страны»
Оформления
выставок
детских
рисунков;
«Нам
не
нужна
война!»,
«Победителю-солдату посвящается», « Война глазами детей»
Фотостендов, «Победа деда - моя победа», «Никто не забыт, ничто не
забыто», «Я помню, я горжусь».
Стенгазет;
«Моя
родословная»,
«О
доблестях,
о
подвиге,
о
славе»,
«Города - герои», « Листая памяти страницы».
участие в городских выставках изобразительных работ, посвященных
памятным датам.
На практическом этапе проекта по нравственно патриотическому воспитанию
выделено 3 блока:
1-й блок: «Мой детский сад, моя семья»
2-й блок: «Мой край родной»
3-й блок: «Как живешь, Ветеран»
Деятельность в рамках каждого блока ведется в трех направлениях:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Взаимодействие с социумом
1-й блок: «Мой детский сад, моя семья»
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в
состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и
4
детскому
саду,
а
ведь
это
основа
из
основ
нравственно-патриотического
воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен
осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом –
гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
В
настоящее
время
семья
переживает
не
лучшие
времена.
Стремясь
заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их
воспитанию,
растет
число
неполных,
неблагоприятных
семей.
Ребенку
все
сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому
необходимо
создать
условия
для
формирования
у
детей
эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны
научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть
внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
2-й блок: «Мой край родной»
Проживая в городе Норильске, на территории уникальных мест, мы не только
не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат
знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей
взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации
проекта
дети
приобретут
знания
об
истории
города,
символике,
достопримечательностях,
будут знать имена тех, кто основал и прославил
город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои
впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи
проекта выполнены.
3-й блок: «Как живешь Ветеран»
Для того чтобы у детей возникло самоощущение себя в потоке времени,
чувство причастности к истории своей страны, необходимо знакомить их с
главными
явлениями
общественной
жизни,
не
отстранять
от
происходящих
событий и окружающей действительности.
Тематический
блок
по
формированию
у
детей
представлений
об
исторических
событиях
состоит
из
ознакомления
с
понятиями:
Российская
5
Армия,
защитники
Отечества,
ветераны
Великой
Отечественной
Войны,
героизм.
Для
воздействия
на
эмоциональную
и
нравственную
сферы
ребёнка,
активизации познавательных интересов используются доступные и интересны
формы
обучения:
экскурсии,
тематические
занятия,
беседы,
познавательные
минутки.
Норильск со своими
особенностями и региональными компонентами:
климатические
условия
(полярная
ночь,
частые
метели),
удалённость
от
«материка», отсутствие в семьях «третьего» поколения (бабушки и дедушки у
24%воспитанников)
лишает
детей
дошкольного
возраста
возможности
во
встречах и общении с людьми старшего поколения. Эта проблема в наше время
является актуальной, так как многие традиции, накопленный жизненный опыт
передаются
от
поколения
к
поколению
через
общение
и
совместную
деятельность взрослого с ребенком.
Семья является главным источником гражданского воспитания, поэтому
важно
возрождать
семейные
ценности
и
традиции,
приглашая
родителей
к
участию в событиях детского сада.
Таким образом, социально направленные мероприятия на базе детского
сада, планирование встреч с ветеранами и военными, работа над оформлением
«Альбома Памяти» и экспозицией «На дорогах войны» будут способствовать
формированию
у
детей
отзывчивости,
заботы,
взаимопонимания
с
людьми
старшего поколения.
В
организации
мероприятий
с
детьми,
родителями
сотрудниками,
представителями
социума
нами
использовались,
как
традиционные
формы
проведения
(праздники,
развлечения,
тематические
беседы
и
т.д.),
так
и
нетрадиционные (викторины, творческие встречи и т.д.).
В подготовке и проведении мероприятий охвачены все сотрудники детского
сада.
Активное
участие
в
праздничных
концертах
принимает
вокальный
ансамбль
работников
учреждения
«Вдохновение»,
репертуар
которого
богат
патриотической песней.
6
Заключительный этап:
Реализация проекта «Я, люблю тебя Россия!» способствует повышению
уровня знаний детей в образовательной области «Познание», и региональном
компоненте реализуемой образовательной программой МБДОУ.
Использование разнообразных форм работы с детьми и родителями детского
сада, представленных сегодня в моем докладе дают определенный результат:
они активно участвуют в жизни детского сада, стали верными помощниками
педагогов,
охотно
обмениваются
опытом,
который
повышает
авторитет
родителей
и
позволяет
воспитывать
у
детей
чувства
гражданственности,
патриотизма и толерантности.
Мероприятия социальной направленности, проводимые на базе детского
сада:
встречи с ветеранами и военными, работа над оформлением «Альбома
Памяти»
и
экспозицией
«На
дорогах
войны»
способствуют
формированию
интереса к истории нашей Родины, армии, ветеранам, семейным традициям, к
явлениям
общественной
жизни.
У
детей
формируется
опыт
общения
со
взрослыми, они учатся выражать собственное мнение на основе выработанных
ценностей,
сопереживать,
оказывать
посильную
помощь
и
внимательно
относиться к пожилым людям.
7