Напоминание

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам Русской национальной культуры


Автор: Дрозд Наталия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 14 " Олененок"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам Русской национальной культуры
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С. Михалков Дошкольный возраст – возможность для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. А если патриотизм – это чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте мы учим быть привязанным к чему-то, ответственным в его маленьких делах и поступках. Я уверена, что прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам родины, он должен научиться сопереживанию вообще человеческому чувству. Восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут «соотечественники». Проживая в условиях Крайнего Севера, в городе, с которым тесно связана история всей и страны и ее субъектов, есть много значимого и доступного с чем можно познакомить детей, что послужит фундаментом для формирования будущего гражданина своей Родины, края, города. Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине является накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений. Для того чтобы у детей возникло самоощущение себя в потоке времени, чувство причастности к истории своей страны, необходимо знакомить детей с 1
главными явлениями общественной жизни, не отстранять от происходящих событий окружающей действительности. Проанализировав ситуацию, мы решили разработать воспитательно образовательный проект «Я люблю тебя Россия!»,
целью
которого является освоение и наследование детьми старшего дошкольного возраста ценностей родного Отечества в процессе взаимодействия с ветеранами ВОВ и социума. Это направление видится нам более перспективным, поскольку связано с развитием у детей представлений об истории и традициях нашего города и края, об основах правового сознания, способствует развитию у детей чувства собственного достоинства, ответственности, осознания своих прав и обязанностей, нравственного отношения к ветеранам и участникам воин. Реализация воспитательно – образовательного проекта была направлена на решение следующих
задач
:  формировать у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;  воспитывать в детях любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации;  формировать толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям;  воспитывать у дошкольников уважительное отношение к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, ветеранам ВОВ, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам;  развивать познавательные способности дошкольников в процессе ознакомления с историко-географическими понятиями родного края и социумом;  воспитывать гражданственность, патриотизм и социальную компетентность детей;  знакомить с традициями, пробуждая у детей интереса к народным обычаям, искусству; 2
 создавать в детском учреждении предметно-развивающей с р ед у, способствующую развитию у дошкольников нравственных качеств и гражданственности. Система работы в данном направлении предусматривала прохождение следующих этапов:
1. Организационно-диагностический этап

включил в себя следующие виды

деятельности:
 Документально-организационную работу (создание творческой группы, планирование деятельности и взаимодействия с социумом);  Анализ уровня развития у детей старшего дошкольного возраста знаний об истории Родной страны, края;  Изучение методической базы по организации работы с дошкольниками в вопросах патриотического воспитания.
2. Практический этап состоял из:
 Проведения совместных мероприятий с военнослужащими в/ч и воинами ветеранами ВОВ; «День матери», «Пожилым людям посвящается», «День Защитника Отечества», «Хотим под мирным небом жить».  Проведения совместных мероприятий с родителями в клубе «Мы вместе» с целью пропаганды патриотического воспитания через доступные средства, в форме открытых мероприятий, таких как «И помнит мир спасенный» «Как много значит эта дата...» и акций ко Дню пожилых людей «Твори добро», Дню победы и др.  Ведение «Альбома Памяти», в котором осуществляется сбор информации и фотоматериалов о членах семь сотрудников и воспитанников учреждения которые были участниками войн и репрессий. Собранные материалы помогают более ярко донести информацию детям, о людях подарившим им мирное небо над головой. 3
 Создание экспозиции «На дорогах войны», “Военная техника своими руками», «Наша армия родная стережет покой страны»  Оформления выставок детских рисунков; «Нам не нужна война!», «Победителю-солдату посвящается», « Война глазами детей»  Фотостендов, «Победа деда - моя победа», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Я помню, я горжусь».  Стенгазет; «Моя родословная», «О доблестях, о подвиге, о славе», «Города - герои», « Листая памяти страницы».  участие в городских выставках изобразительных работ, посвященных памятным датам. На практическом этапе проекта по нравственно патриотическому воспитанию выделено
3 блока:

1-й блок:
«Мой детский сад, моя семья»
2-й блок:
«Мой край родной»
3-й блок:
«Как живешь, Ветеран» Деятельность в рамках каждого блока ведется в
трех направлениях:

1.
Работа с детьми
2.
Работа с родителями
3.
Взаимодействие с социумом
1-й блок: «Мой детский сад, моя семья»
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и 4
детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
2-й блок: «Мой край родной»
Проживая в городе Норильске, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
3-й блок: «Как живешь Ветеран»
Для того чтобы у детей возникло самоощущение себя в потоке времени, чувство причастности к истории своей страны, необходимо знакомить их с главными явлениями общественной жизни, не отстранять от происходящих событий и окружающей действительности. Тематический блок по формированию у детей представлений об исторических событиях состоит из ознакомления с понятиями: Российская 5
Армия, защитники Отечества, ветераны Великой Отечественной Войны, героизм. Для воздействия на эмоциональную и нравственную сферы ребёнка, активизации познавательных интересов используются доступные и интересны формы обучения: экскурсии, тематические занятия, беседы, познавательные минутки. Норильск со своими особенностями и региональными компонентами: климатические условия (полярная ночь, частые метели), удалённость от «материка», отсутствие в семьях «третьего» поколения (бабушки и дедушки у 24%воспитанников) лишает детей дошкольного возраста возможности во встречах и общении с людьми старшего поколения. Эта проблема в наше время является актуальной, так как многие традиции, накопленный жизненный опыт передаются от поколения к поколению через общение и совместную деятельность взрослого с ребенком. Семья является главным источником гражданского воспитания, поэтому важно возрождать семейные ценности и традиции, приглашая родителей к участию в событиях детского сада. Таким образом, социально направленные мероприятия на базе детского сада, планирование встреч с ветеранами и военными, работа над оформлением «Альбома Памяти» и экспозицией «На дорогах войны» будут способствовать формированию у детей отзывчивости, заботы, взаимопонимания с людьми старшего поколения. В организации мероприятий с детьми, родителями сотрудниками, представителями социума нами использовались, как традиционные формы проведения (праздники, развлечения, тематические беседы и т.д.), так и нетрадиционные (викторины, творческие встречи и т.д.). В подготовке и проведении мероприятий охвачены все сотрудники детского сада. Активное участие в праздничных концертах принимает вокальный ансамбль работников учреждения «Вдохновение», репертуар которого богат патриотической песней. 6

Заключительный этап:
Реализация проекта «Я, люблю тебя Россия!» способствует повышению уровня знаний детей в образовательной области «Познание», и региональном компоненте реализуемой образовательной программой МБДОУ. Использование разнообразных форм работы с детьми и родителями детского сада, представленных сегодня в моем докладе дают определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, стали верными помощниками педагогов, охотно обмениваются опытом, который повышает авторитет родителей и позволяет воспитывать у детей чувства гражданственности, патриотизма и толерантности. Мероприятия социальной направленности, проводимые на базе детского сада: встречи с ветеранами и военными, работа над оформлением «Альбома Памяти» и экспозицией «На дорогах войны» способствуют формированию интереса к истории нашей Родины, армии, ветеранам, семейным традициям, к явлениям общественной жизни. У детей формируется опыт общения со взрослыми, они учатся выражать собственное мнение на основе выработанных ценностей, сопереживать, оказывать посильную помощь и внимательно относиться к пожилым людям. 7


В раздел образования