Патриотическое воспитание молодежи как педагогическая концепция учителя ОБЖ
Автор: Грищенко Виктор Федорович Должность: учитель обж Учебное заведение: МОУ "СОШ №75" Населённый пункт: г. Саратов Наименование материала: Статья Тема: Патриотическое воспитание молодежи как педагогическая концепция учителя ОБЖ Раздел: полное образование
Патриотическое воспитание молодежи как педагогическая концепция
Настало время ответственно подойти, посмотреть с учетом современных
реалий на патриотическое воспитание школьников. Все ли мы делаем правильно и
в
полном
объеме
должностных
обязанностей
и
совести
по
воспитанию
у
молодежи
высокого
патриотического
сознания,
чувства
верности
своему
Отечеству,
готовности
к
выполнению
воинского
долга
и
конституционных
обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотизм
(от
греч. paths
-
родина,
отечество)
- это
нравственный и
политический
принцип,
социальное
чувство,
содержанием
которого
является
любовь
и
преданность
Отечеству,
гордость
за
его
прошлое
и
настоящее,
стремление
защищать
интересы
Родины.
Патриотизм
выражается
в
любви
и
преданности к своей Родине России, родной земле и своему народу, его истории и
культуре. Он составляет основу национального самосознания народа.
В российской истории патриотизм имеет глубокие корни. Его идея была
сформирована и нашла свое отражение в документах и летописях IX века. Тогда
патриотизм проявлялся в личной преданности воина своему князю, дружине, роду,
земле Русской. Впервые законодательно понятие «патриотизм» было закреплено в
« Ус т а в е ратных
и
пушечных
дел»
(1607-1621
г г . ) . Воеводам
строго
предписывалось воспитывать у воинов чувство патриотизма и самим показывать
пример служения Отечеству. Наиболее остро чувство патриотизма у русского
народа
проявлялось
в
имевших
важное
историческое
значение
битвах
и
сражениях: на льду Чудского озера (1240 г.), на Куликовом поле (1380 г.), под
Полтавой (1709 г.), на Бородинском поле (1812 г.).
Подлинный расцвет патриотизма связан с деятельностью Петра I. Пытаясь
излечить свою армию от шока, полученного под Нарвой, Петр дает следующее
указание: «Я приказываю вам стрелять во всякого, кто бежать будет, и даже убить
меня
самого,
если
я
буду
столь
малодушен,
что
стану
ретироваться
от
неприятеля». В составленном царем Морском уставе говорилось: «Все воинские
корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели
под «страхом лишения живота». Ни один европейский государь не отдавал никогда
подобных распоряжений, ни один европейский морской устав не грозил смертной
казнью за сдачу потерявшего боеспособность корабля.
В наибольшей мере патриотизм русского народа проявился в годы Великой
Отечественной войны (1941 - 1945 гг.), когда решался вопрос о судьбе Отечества.
Истоки
массового
героизма
советских
людей
лежали
в
их
любви
к
Родине.
Например, среди фашистских солдат не было ни одного примера, когда воин
закрыл бы собой амбразуру вражеского дзота. В Красной же армии уже в августе
1941 г. под Новгородом первым, кто пожертвовал собой ради общего успеха,
явился политрук танковой роты А. Панкратов. Впоследствии советские воины в
1
годы Великой Отечественной войны повторяли этот подвиг неоднократно, за что
134 военнослужащих были удостоены звания Героя Советского Союза.
Зимой
1943
года
весь
мир
следил
за
Сталинградским
сражением.
Олицетворением мужества советских воинов явилась оборона «Дома Павлова» в
городе
Сталинграде,
ставшего
несокрушимой
крепостью.
Группа
бойцов
под
командой сначала сержанта Я.Ф. Павлова, а затем лейтенанта И.Ф. Афанасьева из
13-й гвардейской стрелковой дивизии 58 дней удерживала дом, имевший важное
тактическое значение. В штабах фашистов считали, что его обороняет целый
батальон. Многочисленные атаки врага были отбиты с большими потерями для
него.
В
грозный
час
Великой
Отечественной
войны
мальчишки
и
девчонки
показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нем
священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. На их хрупкие плечи легла
тяжесть
невзгод,
бедствий,
горя
военных
лет.
И
не
согнулись
они
под
этой
тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Герои великой войны.
Они сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Сегодня мы
учимся у них верности, беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству,
мужеству и стойкости. Они в преклонном возрасте, а многих уже нет среди нас.
Но они нам обеспечили мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы
сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько
сегодня нынешним школьникам. И пусть каждый из наших учеников задаст себе
вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно,
подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих
замечательных ровесников, граждан нашей России.
Как учитель ОБЖ, работая в школе № 75 Ленинского района г. Саратова,
особое
внимание
уделяю
организации
военно-патриотического
воспитания
школьников, подготовке юношей старших классов к военной службе, а также к
обучению в ВУЗе. При этом ориентирую их на выбор офицерской профессии,
давая понять подросткам, что профессия офицера – одна из наиболее почетных
профессий,
которой
может
овладеть
каждый
юноша,
если
будет
тщательно
готовиться к поступлению в военно-учебное заведение. На уроках ОБЖ в беседах
с учащимися учитываю, что основным источником в воспитании патриотизма и
верности гражданскому долгу у учащихся в современных условиях должно стать:
воспитание историей; воспитание на героических, воинских традициях России и
Вооруженных сил, а также воспитание на ценностях морали и нравственности.
Воспитание
историей
-
это
сохранение
и
приумножение
героического
прошлого
и
настоящего
нашего
народа,
России
и
самих
Вооруженных
Сил.
Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю с ее
героическим прошлым, тем точнее осмыслишь настоящее и осознаешь свое место
в нем. Сегодня в Российской армии воспитание патриотизма и верности воинскому
долгу
у
военнослужащих
имеет
большое
значение.
Усилия
командиров
направлены
на
то,
чтобы
прививать
и
укреплять
чувство
любви
к
своему
Отечеству,
чувство
национальной
гордости
и
самосознания.
Как
известно,
ослабление
внимания
к
сохранению
духовных
ценностей,
утрата
интереса
к
духовным проблемам во все времена приводили к деградации нации. Так что
2
можно смело утверждать: от усиления роли патриотического воспитания в жизни
общества во многом зависит не только будущее нашей армии, но и могущество, и
процветание России.
Высший смысл деятельности учителя ОБЖ вижу в том, чтобы передавать
молодежи
свои
знания,
жизненный
опыт,
который
сложился
на
морально-
нравственных
принципах
старшего
поколения.
Сегодня
в
основу
духовно-
нравственного
воспитания
россиян,
должна
быть
положена
национальная
идеология – патриотизм. Для России и для русского человека очень важно чувство
патриотизма. У нас это внутри есть, у нас это в сердце – любовь к Отечеству,
отмечает
президент
РФ
В.В.
Путин.
Чувство
патриотизма
не
является
врожденным. Оно зарождается в процессе воспитания в семье, школе, в армии, в
обществе, что определяет его характер и глубину. Патриотическое воспитание
направлено, прежде всего, на формирование и развитие личности, обладающей
качествами
гражданина
–
патриота
Родины
и
способной
успешно
выполнять
гражданские
обязанности
в
мирное
и
военное
время.
Составной
частью
патриотического
воспитания
является
военно-патриотическое
воспитание,
проводимое в целях формирования у граждан готовности к реализации функций
защиты Отечества.
В
патриотическом
воспитании
учащихся
значительное
место
занимает
воспитание, основанное на примерах из военной истории России, которые имеют
особое значение для молодого поколения как элемент боевого наследия наших
Вооруженных Сил, передающийся из поколения в поколение. В этой связи, на
своих уроках всегда напоминаю учащимся, как в ходе контртеррористической
операции на Северном Кавказе офицеры, сержанты и солдаты 6-й роты 104-го
парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии до
конца исполнили свой долг, защитив честь Вооруженных Сил России. В ночь с 29
февраля на 1 марта 2000 г. 84 гвардейца-десантника сдержали натиск более 2,5
тысячи
боевиков.
Двадцатикратному
превосходству
бандитов
десантники
противопоставили
собственное
мужество.
На
все
предложения
сдаться
они
отвечали огнем. Десантники знали, что пропустить боевиков - значит продлить
страдания мирных жителей, обречь товарищей по оружию на новые бои и потери.
Как и их предки на Куликовом поле и в Сталинградской битве, гвардейцы были
готовы пожертвовать своей жизнью, чтобы задержать и уничтожить врага.
Выполняя ответственную миссию наставника в лице учителя ОБЖ, работаю
с молодежью, базируясь на нравственных и исторических ценностях. Помню
слова, которые прочно вошли в жизнь старшего поколения: «Сегодня работать
лучше, чем вчера, завтра лучше, чем сегодня». Эти слова должны стать целью в
жизни молодых россиянин, которые должны вдохновенно, с полным напряжением
сил
осваивать
школьные
предметы,
получать
начальные
знания
в
области
обороны,
изучать
основы
военной
службы,
готовить
себя
к
службе
в
рядах
Вооруженных сил.
Обучая
учащихся
основам
безопасной
жизнедеятельности,
использую
принцип,
который
можно
назвать
так:
«Делай,
как
Я!».
Своим
личным
гражданским
опытом,
проявляя
активность
во
всех
школьных
мероприятиях,
подаю пример учащимся для подражания. И сегодня, можно сказать, что в МОУ
3
«СОШ
№
75»
молодежь
понимает,
что
нет
лучших
образцов
примера
быть
патриотом,
как
участие
в
военно-патриотических
мероприятиях.
В
школе
сложилась
хорошая
традиция
проводить
круглые
столы
«Святое
дело
Родине
служить
—
Отчизне»,
Вахта
памяти,
уроки
мужества,
Дни
открытых
дверей
воинских частей и Вузов. Встречи с ветеранами войн, боевых действий, Героями
России, офицерами и курсантами Вооруженных сил, которые рассказывают свои
истории, «зажигают» сердца юных граждан новым содержанием в понимании как
надо любить свою Родину. В школе каждый год традиционно проходят и Дни
призывника. Это настоящий праздник для старшеклассников. «День призывника»
проводится один или два раза в год. Этот праздник не указан в календарях, не
имеет единых сроков, правил, но он есть в планах военкоматов.
Положительные
результаты
в
духовно-нравственном
и
патриотическом
воспитании
учащихся
очевидны.
Введение
закона
от
28
марта
1998
года
об
обязательной подготовке граждан к военной службе, придало работе по военно-
патриотическому
воспитанию,
военно-профессиональной
ориентации
школьников плановый, конкретный и систематический характер. В результате
повышается
организованность
и
дисциплина,
учащиеся
получают
начальные
военные
знания,
повышается
исполнительность
и
общественная
активность
учеников
старших
классов.
Хорошо
известно,
что
высокое
качество,
действенность военно-патриотического воспитания во многом зависит от того,
насколько
проявляет
инициативу
сам
руководитель,
ведет
«живую»
организаторскую работу, увлекает за собой молодежь. Это такая задача, в которой
нет
рубежа,
когда
можно
было
бы
сказать,
что
сделано
все.
Это
процесс
непрерывный. И нужно сказать, что в этом отношении делается не мало.
В заключение, хотелось бы отметить, каким будет человек будущего, в какой
мере он освоит две важные роли – гражданина и патриота. Будет ли у него
осознанный и сильный мотив быть патриотом России, стать компетентным ее
выпускником и надежным защитником Отечества.
4