Напоминание

Учебная программа кружка "Умелые руки"


Автор: Гараськова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БС(К)ОШИ VIII вида
Населённый пункт: Алтайский край, р.п. Благовещенка
Наименование материала: Учебная программа кружка
Тема: Учебная программа кружка "Умелые руки"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Рассмотрено: __________ Согласовано:__________ Утверждено: ___________ Председатель МС Хлудеева Л.А. Зам.директора по ВР Директор БС(К)ОШИ Протокол №__ Л.Я.Конарева С.А. Дорохов «___» _____________2015г. «___» ____________2015г. «___» __________2015г.
Рабочая программа

кружка «Умелые руки»
(авторская программа) Составитель:руководитель кружка: Л.В. Гараськова
р.п. Благовещенка,2015г. Пояснительная записка. Школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социализации, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Поскольку большая часть из них в настоящее время не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит - до школы ребенок не получал квалифицированную коррекционную поддержку. Общая незрелость личности умственно отсталого ребенка выражается в низком уровне познавательных процессов - недостаточной активности и слабой целенаправленности процесса восприятия, рассеянном внимании и плохой памяти. Помимо дефектов зрения, умственно отсталым детям свойственно недоразвитие двигательной сферы. У многих учащихся вспомогательной школы нарушены, прежде всего, тонкие, дифференцированные движения пальцев рук и кисти руки. Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом осложняют решение многих задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения, в- третьих, коррекционно-направленный характер всех занятий. Такой организацией являются занятия в кружке - это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно, оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое своими руками. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность занятий ручным трудом. С учетом данных рекомендаций и своеобразия развития умственно отсталых детей и особой роли вспомогательной школы, как специального учреждения, я разработала и составила программу по развитию творчества у детей с особыми образовательными потребностями через кружковую работу. Где особое место отводилось эстетическому воспитанию. Ведь в процессе эстетического воспитания у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способности замечать, выделять и оценивать прекрасное. И благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакции становятся разнообразными и устойчивыми. Данная программа предусматривает работу с различным материалом, где школьники овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое своими руками. Программа составлена таким образом, чтобы развивать умения и навыки художественно- творческой деятельности учащихся, научить применять новые знания на практике, создавать конечный продукт на основе самостоятельных разработок.

Цель программы:
Создать условия для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
- создать условия для самостоятельного творчества; - развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство цвета, пропорции; - совершенствовать практические умения и навыки детей; - воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.
Основное содержание, направление деятельности:
Содержание программы предоставлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, картоном) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы - изготовление поделок, различных полезных предметов для школы и дома. Программа рассчитана на детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста от 9-11 лет. При обучении используется режим групповых занятий
Общие принципы построения и реализации программы.
1. Изучение детских интересов и их коррекция. 2. Системность коррекционных, творческих и развивающих задач. 3. Комплексность методов воздействия. 4. Последовательность усложнения стратегий и тактик формирующих воздействий. 5. Деятельностный принцип. 6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. 7. Опора на положительное в личности ребенка, и ориентация на гармонизацию его развития.
Общая структура занятий с детьми.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение музо, - сказко - двигательной терапии), системности и преемственности. Выбор тематики занятий определяется наличием необходимого материала и подбором адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание традиционных приемов и методов (групповые и индивидуальные занятия) инновационных (рисуночные тесты, рисование, аппликация под музыку, комплекс специальной гимнастики для развития мелкой моторики, комплекс упражнений для профилактики нарушений зрения) Занятия строятся на материале близком и понятном детям. Работая с различными материалами, учащиеся выполняют определенные действия с конкретным материалом, что находит свое отражение в их устной речи, способствуя ее развитию. У подростков постепенно преодолеваются недостатки в координации движений, корригируется внимание, наблюдательность, возникает интерес к труду.
Условия формирования группы.
1. Добровольность участия детей. 2. Безоценочность. 3. Увлеченность педагога (способствует развитию желания создавать подобное) 4. Приблизительно одинаковый возраст (программа рассчитана на детей 9-11 лет в условиях малой группы из 4-6 человек) 6. Регулярность проведения занятий -1 раз в неделю, занятия проводятся в соответствии с расписанием занятий кружков 7. Соблюдение структуры занятия. 8. Участие в выставках детского творчества
Условия реализации программы.

1.

Материально - технические условия:
- специально организованная пространственная среда (изолированное помещение) - инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, ножницы фигурные, кисточка для клея и красок, шаблоны, трафареты букв. - материал: гафрированная бумага, бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон;, тесьма, эластичная лента, кружева, клей ПВА,
2.

Педагогические условия.
- соответствие направлений и форм работы целям и задачам образования, - подбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей учащихся, - единство педагогических требований во взаимоотношениях с учащимися.
3.

Методические условия:

- ведение необходимой документации, рабочей программы кружка.
К концу года учащиеся должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение - правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами - правила планирования и организации труда - способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
К концу года учащиеся должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе - строго соблюдать правила безопасности труда - самостоятельно планировать и организовывать свой труд - самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу) - экономно и рационально расходовать материалы - контролировать правильность выполнения работы.



Список используемой литературы:
1. Бахметьев А. Т.Кизяков "Очень умелые ручки" 2. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях Москва, Просвещение, 1996 3. Ворончихин С. "Сделай сам из бумаги" 4. Геронимус Т.М.150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий» Геронимус Т.М. "Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации". 1997г. 5. Геронимус Т."Работаем с удовольствием" 1998г. 6. Гудилина С.И"Чудеса своими руками" 7. Гукасова А."Рукоделие в начальных классах"


В раздел образования