Автор: Гараськова Людмила Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: БС(К)ОШИ VIII вида Населённый пункт: Алтайский край, р.п. Благовещенка Наименование материала: Учебная программа кружка Тема: Учебная программа кружка "Умелые руки" Раздел: среднее профессиональное
Краевое
государственное
бюджетное
специальное
(коррекционное)
образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья
«Благовещенская
специальная
(коррекционная)
общеобразовательная
школа-интернат VIII
вида»
Рассмотрено: __________ Согласовано:__________ Утверждено: ___________
Председатель МС Хлудеева Л.А. Зам.директора по ВР Директор БС(К)ОШИ
Протокол №__ Л.Я.Конарева С.А. Дорохов
«___» _____________2015г. «___» ____________2015г. «___» __________2015г.
Рабочая программа
кружка «Умелые руки»
(авторская программа)
Составитель:руководитель
кружка: Л.В. Гараськова
р.п. Благовещенка,2015г.
Пояснительная записка.
Школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап
становления его социализации, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств.
Особенно
значим
этот
период
для
детей,
имеющих
отклонения
в
умственном
развитии.
Поскольку большая часть из них в настоящее время не является охваченной общественным
дошкольным
воспитанием,
а
значит
-
до
школы
ребенок
не
получал
квалифицированную
коррекционную
поддержку.
Общая
незрелость
личности
умственно
отсталого
ребенка
выражается в низком уровне познавательных процессов - недостаточной активности и слабой
целенаправленности процесса восприятия, рассеянном внимании и плохой памяти. Помимо
дефектов зрения, умственно отсталым детям свойственно недоразвитие двигательной сферы. У
многих
учащихся
вспомогательной
школы
нарушены,
прежде
всего,
тонкие,
дифференцированные
движения
пальцев
рук
и
кисти
руки.
Недостатки
познавательной,
речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом
осложняют
решение
многих
задач.
Поэтому
нужна
специальная
организация
работы,
предусматривающая,
во-первых,
более
элементарный,
чем
в
массовой
школе,
уровень
содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных
и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения, в-
третьих, коррекционно-направленный характер всех занятий. Такой организацией являются
занятия в кружке - это процесс целенаправленного и систематического формирования умений
адекватно
воспринимать,
правильно
понимать,
верно,
оценивать
прекрасное
в
природе,
искусстве
и
обществе,
а
также
развитие
способности
создавать
красивое
своими
руками.
Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет
сущность занятий ручным трудом.
С учетом данных рекомендаций и своеобразия развития умственно отсталых детей и
особой роли вспомогательной школы, как специального учреждения, я разработала и составила
программу по развитию творчества у детей с особыми образовательными потребностями через
кружковую работу. Где особое место отводилось эстетическому воспитанию.
Ведь в процессе эстетического воспитания у учащихся удается сформировать
интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического
восприятия,
способности
замечать,
выделять
и
оценивать
прекрасное.
И
благодаря
педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и
реакции
становятся
разнообразными
и
устойчивыми.
Данная
программа
предусматривает
работу
с
различным
материалом,
где
школьники
овладевают
элементами
художественного
творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое своими руками.
Программа составлена таким образом, чтобы развивать умения и навыки художественно-
творческой деятельности учащихся, научить применять новые знания на практике, создавать
конечный продукт на основе самостоятельных разработок.
Цель программы:
Создать условия для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной
работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
- создать условия для самостоятельного творчества;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер,
чувство цвета, пропорции;
- совершенствовать практические умения и навыки детей;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.
Основное содержание, направление деятельности:
Содержание программы предоставлено различными видами трудовой деятельности (работа с
бумагой,
картоном)
и
направлена
на
овладение
школьниками
необходимыми
в
жизни
элементарными
приемами
ручной
работы
-
изготовление
поделок,
различных
полезных
предметов для школы и дома.
Программа
рассчитана
на
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
школьного
возраста от 9-11 лет. При обучении используется режим групповых занятий
Общие принципы построения и реализации программы.
1.
Изучение детских интересов и их коррекция.
2.
Системность коррекционных, творческих и развивающих задач.
3.
Комплексность методов воздействия.
4.
Последовательность усложнения стратегий и тактик формирующих воздействий.
5.
Деятельностный принцип.
6.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
7.
Опора
на
положительное
в
личности
ребенка,
и
ориентация
на
гармонизацию
его
развития.
Общая структура занятий с детьми.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Все занятия имеют гибкую структуру,
разработанную с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятия строятся
на основе принципов интегрирования (включение музо, - сказко - двигательной терапии),
системности
и
преемственности.
Выбор
тематики
занятий
определяется
наличием
необходимого материала и подбором адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание традиционных
приемов и методов (групповые и индивидуальные занятия) инновационных (рисуночные тесты,
рисование, аппликация под музыку, комплекс специальной гимнастики для развития мелкой
моторики, комплекс упражнений для профилактики нарушений зрения)
Занятия строятся на материале близком и понятном детям. Работая с различными
материалами, учащиеся выполняют определенные действия с конкретным материалом, что
находит свое отражение в их устной речи, способствуя ее развитию. У подростков постепенно
преодолеваются
недостатки
в
координации
движений,
корригируется
внимание,
наблюдательность, возникает интерес к труду.
Условия формирования группы.
1.
Добровольность участия детей.
2.
Безоценочность.
3.
Увлеченность педагога (способствует развитию желания создавать подобное)
4.
Приблизительно
одинаковый
возраст
(программа
рассчитана
на
детей
9-11
лет
в
условиях малой группы из 4-6 человек)
6.
Регулярность проведения занятий -1 раз в неделю, занятия проводятся в соответствии с
расписанием занятий кружков
7.
Соблюдение структуры занятия.
8.
Участие в выставках детского творчества
Условия реализации программы.
1.
Материально - технические условия:
-
специально организованная пространственная среда (изолированное помещение)
-
инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник,
циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, ножницы
фигурные, кисточка для клея и красок, шаблоны, трафареты букв.
-
материал:
гафрированная
бумага,
бумага
цветная
для
аппликаций,
самоклеющаяся
бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной
картон;, тесьма, эластичная лента, кружева, клей ПВА,
2.
Педагогические условия.
- соответствие направлений и форм работы целям и задачам образования,
- подбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей учащихся,
- единство педагогических требований во взаимоотношениях с учащимися.
3.
Методические условия:
- ведение необходимой документации, рабочей программы кружка.
К концу года учащиеся должны знать:
-
название изученных материалов и инструментов, их назначение
-
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими
инструментами
-
правила планирования и организации труда
-
способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
К концу года учащиеся должны уметь:
-
правильно использовать инструменты в работе
-
строго соблюдать правила безопасности труда
-
самостоятельно планировать и организовывать свой труд
-
самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу)
-
экономно и рационально расходовать материалы
-
контролировать правильность выполнения работы.
Список используемой литературы:
1.
Бахметьев А. Т.Кизяков "Очень умелые ручки"
2.
Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях Москва, Просвещение,
1996
3.
Ворончихин С. "Сделай сам из бумаги"
4.
Геронимус
Т.М.150
уроков
труда
в
1-4
классах:
Методические
рекомендации
к
планированию занятий» Геронимус Т.М. "Мастерская трудового обучения в 1-4 классах:
Методические рекомендации". 1997г.
5.
Геронимус Т."Работаем с удовольствием" 1998г.
6.
Гудилина С.И"Чудеса своими руками"
7.
Гукасова А."Рукоделие в начальных классах"