Напоминание

Формирование основ безопасности жизнедеятельности в быту у детей дошкольного возраста" для детей 3-4 лет


Автор: Елдашова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №252"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Проект
Тема: Формирование основ безопасности жизнедеятельности в быту у детей дошкольного возраста" для детей 3-4 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 252»
Проект
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности в быту у детей дошкольного возраста» для детей 3-4 лет Автор: А. В. Елдашова Новокузнецк, 2016 г.

Пояснительная записка.
Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. Но возможно - всё избежать, А где надо - на помощь позвать. Т.Г. Хромцова
Актуальность
Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях. Основные стороны личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольное учреждение возлагается особая ответственность по воспитанию подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития ребёнка становится особо актуальной на современном этапе. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации. В дошкольном возрасте формируется личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – 2
это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Воспитательно-образовательный процесс предусматривает создание педагогических условий для ознакомления детей с различными видами опасностей. Вся работа должна быть направлена на формирование у детей правил поведения в опасных нестандартных ситуациях, развитие у них самостоятельности и ответственности, а именно: предвидеть, распознать, классифицировать, избежать, правильно действовать в опасной ситуации. Работа строится с учётом вовлечения родителей в образовательный процесс. Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной бытовой техникой, химией и медикаментами, а также всевозможными предметами представляющими интерес для малышей, но в то же время несущие в себе опасность для их здоровья. Поэтому, привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения, основ личной безопасности весьма актуальная проблема на сегодняшний день. И прививать их надо как можно раньше. Дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет. Таким образом, наша задача - рассказать им об этом и показать. Осведомленность родителей по вопросам воспитания безопасного поведения ребенка чаще всего низкая. Впервые с миром опасностей ребёнок встречается дома в семье. Причинить вред могут различные домашние предметы: горячая вода, электрический ток, спички, бытовая химия, лекарства и многое другое. Иногда эти предметы хранятся в доступном для детей месте. Родители не придают этому значение. Всё это говорит об актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности человека. Возникает необходимость формирования основ безопасного поведения детей в разных экстремальных ситуациях. Тема безопасности в быту выбрана не случайно, её актуальность на сегодняшний день очень велика. Дети всё чаще остаются дома одни, их окружает много опасных предметов, которые угрожают их здоровью. Своим таким поведением дети познают мир и наша задача и задача родителей предотвратить опасность, которая угрожает им.
Цель проекта:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений об элементарных основах безопасного поведения в быту в совместной деятельности педагога с детьми и родителями. 3

Задачи проекта:
1. Развивать интерес к освоению знаний, умений и навыков безопасного поведения в быту. 2. Закреплять полученные дошкольниками знания и формировать на их основе, представления о правилах поведения в быту, мерах осторожности. 3. Учить правильно вести себя дома. 4. Повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме. 5. Обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить в семье. 6.Организовать совместные мероприятия (педагог-ребенок-родитель, стимулирующие развитие самостоятельности, ответственности). 7. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
Вид, тип проекта:
краткосрочный, познавательно - творческий.
Сроки реализации:
3 месяца.
Участники проекта:
дети, родители, воспитатели.
Возраст детей:
3-4 года.
Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационный.
 Составление и обсуждение поэтапного плана работы;  Подбор и изучение методической, справочной и художественной литературы по данной теме, с учётом возрастных особенностей детей;  Разработка консультаций и наглядной информации для родителей на темы:  Консультация для родителей на тему: «Безопасность в Вашем доме».  Памятка для родителей: « Безопасность детей в быту».  Консультация для родителей: «Безопасность детей – забота взрослых».  Консультация для родителей на тему: «Первая доврачебная помощь при травмах у детей».  Памятка для родителей: «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности!».  Памятка для родителей: первая помощь при ожоге.  Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта; 4
 Уточнение представлений детей об опасных предметах в быту. Занятие по теме: «Опасные предметы».
2 этап. Практический.

Цель:
расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний об элементарных основах безопасного поведения в быту, через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
Содержание деятельности:

1. Беседы:
 Рассказ – беседа по карточкам: «Опасные предметы».  Беседа: «Запомните, детки таблетки – не конфетки
»
.  Беседа: «Безопасность в доме».  Беседа: «Скорая помощь».  Беседа: «Эта спичка – невеличка».
2. Дидактические игры:
 «Подбери игрушки Танюшке»  «Раз, два, три, что может быть опасно - найди»  «Что мы знаем о вещах?» (лото)  «Домик улитки»  «Соедини по точкам»(пособие)  «Так и не так»  «Сто бед»  «Мы - спасатели»  «Я иголки не боюсь»(пособие)
3. Пальчиковая гимнастика:
 «Дом»
4. Художественная деятельность:
 Рисование: «Тлили – тили – тили – бом! Загорелся кошкин дом»  Лепка: «Миски трёх медведей»  Аппликация «Пожарная лестница»
5. Подвижные игры:
 «Вода и огонь» 5
 «Кто быстрее потушит пожар»  «Птички в беде»  «Хозяин озера»
6. Сюжетно-ролевая игра: «Кошкин дом».

7. Чтение художественной литературы:
 С.Я. Маршак «Кошкин дом»;  С.Я. Маршак «Пожар»;  Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»;  Л. Толстой «Пожарные собаки»;  С. Михалков «Дядя Степа»;  Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»;  Т. Нуждина «История спички»;  Б. Житков «Пожар»; Е. Хоринская «Спичка-невеличка»;  М. Кривич «Где работает огонь»;  Г. Остер «Вредные советы»;  Б. Житков «Пожар в море»;  Стихи, загадки, пословицы, поговорки.
8. Анкетирование родителей на тему
:  «Чтобы не было беды»  «Откуда опасность»
9. Родительское собрание на тему:
 «Безопасность детей в наших руках».
3 этап. Заключительный.
 Конкурс рисунков совместно с родителями на тему «Пожар»  Создание фотоколлажа "Пожарная безопасность" - совместная деятельность (педагог и дети, вырезки картинок или рисунки дети делают дома с родителями)».
Список литературы:
1. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй 6
младшей группе детского сада». 2000 год. 2. В.А. Степанов «Азбука в загадках». 2002 год. 3. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 2006 год. 4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год. 5. Газета «Дошкольное образование» № 13 2008 год. 6. С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом». 7. Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар». 8. К. Чуковский «Путаница». 9. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада/ (К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. ) М.: Просвещение, 2006. 10. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие / Т.Г. Хромцова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80с. 11. Лыкова И.А. Изобразительная дятельность в детском саду: планирование,конспекты занятий, методические рекомедации. Младшая группа.- М.:»Карапуз-дидактика», 2007. – 144с. 7


В раздел образования