Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр в рамках познавательно-речевого направления реализации ФГОС ДО
Автор: Кузнецова Марина Ивановна Должность: воспитатель 1 младшей группы Учебное заведение: ДЕТСКИЙ САД №1 "РОМАШКА" Населённый пункт: ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Г. НЕЛИДОВО Наименование материала: ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ Тема: Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр в рамках познавательно-речевого направления реализации ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
Развитие речи детей раннего возраста с использованием
пальчиковых игр в рамках познавательно-речевого направления
реализации ФГОС ДО
ДЕТСКИЙ САД
№1»Ромашка»
Презентацию к докладу
составила воспитатель
Кузнецова Марина Ивановна
Интеграция образовательных областей
«речевое развитие» и «познавательное развитие»
в реализации ФГОС ДО
Предметно-развивающая среда для детей раннего
возраста по познавательно-речевому направлению
«Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
«Таланты детей находятся
на кончиках их пальцев»
М.М. Монтессори
Цель: формировать у детей основы речевой моторики
на основе пальчиковых игр.
Тема самообразования
«Развитие речи детей раннего возраста с
использованием пальчиковых игр в рамках познавательно-
речевого направления реализации ФГОС»
Две руки
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
В наших руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.
Игры манипуляции
Эти упражнения он может
выполнять самостоятельно или с
помощью взрослого. Они развивают
воображение: в каждом пальчике
ребенок видит тот или иной образ.
Сюжетно-пальчиковые
упражнения
К этой группе относятся
также упражнения, которые
позволяют детям изображать
предметы транспорта и мебели,
диких и домашних животных,
птиц, насекомых, деревья.
Пальчиковые упражнения в
сочетании со звуковой гимнастикой
Р е б е н о к
м ож е т
п о о ч е р е д н о
соединять пальцы каждой руки друг с
другом,
или
выпрямлять
по
очереди
каждый палец, или сжимать пальцы в
кулак
и
разжимать
и
в
это
время
произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
Пальчиковые кинезиологические
упражнения ("гимнастика мозга")
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.
С
помощью
таких
упражнений
компенсируется
работа левого полушария. Их выполнение требует
от ребенка внимания, сосредоточенности.
Пальчиковые упражнения в
сочетании с самомассажем кистей и
пальцев рук
Самомассаж
оказывает
благоприятное
воздействие
на
развитие движений кисти пальцев рук.
В
данных
упражнениях
используются
традиционные
для
массажа движения - разминание, растирание, надавливание,
пощипывание (от периферии к центру).
Театр в руке или пальчиковый театр
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и
память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«
Дождик
»
«
Дождик
»
Капля раз,
Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два,
Еще один прыжок.
Очень медленно сперва.
4 прыжка.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
8 прыжков.
Мы зонты свои раскрыли,
Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли.
Сомкнуть руки над головой полукругом.
Утром с небольшой подгруппой детей
или индивидуально
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Я вас всех приветствую (пальцами
правой руки по очереди "здороваться" с
пальцами
левой
руки,
похлопывая
их
кончиками).
Во время утренней гимнастики
Перед выполнением общеразвивающих
упражнений с предметами (обруч,
гимнастическая палка, кубик и др.)
детям предлагаю "поиграть с
предметом", например, передавать мяч
из рук в руки. В это время педагог
спрашивает у детей: "Какой мяч?".
(Ровный, гладкий, круглый, красивый,
резиновый и т.д.) Если детям
предлагают комплекс физических
упражнений без предметов, то
используется разминка "Замок":
На физкультминутках
(три-четыре упражнения)
Разминка
начинается
с
хватательных
движений сжать пальцы в кулак, разжать
(как
двумя
руками
сразу,
так
и
поочередно каждой рукой). Затем детям
предлагаю
сюжетные
пальчиковые
упражнения:
сначала
с
несложным
движением ("Пальчики здороваются" или
"Коготки"),
далее
в
сочетании
с
самомассажем кисти с помощью пальцев
другой
руки
("Надеваем
перчатку")
и
предметов
-
прокатывание
карандаша,
грецкого ореха.
Перед обедом, когда дети
ожидают приглашение к столу
Детям
очень
нравится
показывать
"театр в руке": "На солнечной поляне
стоит домик. В нем живет кошка. Она
любит сидеть на своем стуле за столом.
Но
вдруг
появилась
мышка.
Кошка
побежала за ней. Мышка прыгнула на
пароход,
а
кошка
села
в
лодку.
Приплыли они в густой лес, в котором
растут зеленые, пушистые ели..." (дети
сопровождают текст движениями рук и
пальцев).
На прогулке и во второй половине дня
После наблюдения за живыми и
неживыми объектами детям
предлагается с помощью пальцев рук
изобразить: дом, скворечник, кошку,
собаку, цепочку, дерево и др.
Пальчиковые упражнения
целесообразно использовать в конце
прогулки.
1 .
Ко м п л е к с н а я
п р о г р а м м а
с е н с о р н о - м о т о р н о го
р а з в и т и я ,
направленная
на
развитие
ритма
и
мелкой моторики рук, которая создаст
зону
благоприятного
развития
всех
сторон
психики,
моторики
и
речи
ребенка.
2. Разработка семинар – практикума
«Коррекционно – развивающее влияние
мелкой и общей моторики на речь детей
раннего возраста».
Перспектива на будущее
Для занятий пальчиковой гимнастикой
нужно только наше желание – ведь для
этих веселых и полезных игр не нужно
ни специального места, ни каких-либо
подручных средств
Спасибо за внимание!