Автор: Иванова Елена Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Дюймовочка" Населённый пункт: п. Демянск Новгородская обл. Наименование материала: Статья Тема: Здоровьесберегающие технологии Раздел: дошкольное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Современные
здоровьесберегающие
технологии
используемые
в
системе
дошкольного
образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
приобщение детей к физической культуре
использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья
как
самостоятельно
культивируемой
ценности,
необходим
комплекс
эффективных
лечебно-
профилактических
мер,
система
надежных
средств
коррекции
психофизического
развития
на
протяжении всего дошкольного детства.
Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в
качестве
целостного
телесно-духовного
организма,
требующего
индивидуально-
дифференцированного
подхода.
Результат
должен
заключаться
в
том,
что
эффект
одной
оздоровительной
меры
закрепляется
в
виде
устойчивого,
константно-цело стного
психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность
детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни
ребенка.
Принципы, лежащие в формировании единства:
принцип
развития
творческого
воображения –
внутреннее
условие
оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных
педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря
включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в
профилактике
и
лечении
ряда
заболеваний:
ОРЗ,
диатеза,
ануреза,
отдельных
нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;
принцип
формирования
осмысленной
моторики –
движение
может
стать
произвольным
и
управляемым
только
тогда,
когда
оно
будет
осмысленным
и
ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить
свое тело;
принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического
состояния при
различных видах деятельности, который реализуется благодаря
многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;
принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
физкультурные занятия
самостоятельная деятельность детей
подвижные игры
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
двигательно-оздоровительные физкультминутки
физические упражнения после дневного сна
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
физкультурные досуги
спортивные праздники
оздоровительные процедуры в водной среде.
Я хочу остановиться на подвижных играх.
Игра в дошкольном возрасте является таким видом
деятельности, в процессе которой при правильном педагогическом руководстве осуществляется
всестороннее развитие ребенка. В настоящее время актуальность игры повышается: современный
ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, компьютер значительно увеличили и
разнообразили поток информации. Но этот материал предназначен для пассивного восприятия.
Важной задачей обучения старших дошкольников становится развитие умения самостоятельно
оценивать и отбирать информацию. Развить подобное умение помогает игра, которая служит
своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в свободной
самостоятельной деятельности.
В своей работе мы ежедневно проводим подвижные игры с
различными предметами – как части физкультурного занятия, на прогулке, в группе -
малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с
возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Подвижная
игра
занимает
особое
место
в
развитии
ребёнка-дошкольника.
Она
способствует
закреплению
и
совершенствованию
двигательных
навыков
и
умений,
предоставляет
возможность
развивать
познавательный
интерес,
формирует
умение
ориентироваться
в
окружающей
действительности,
что
так
важно
для
приобретения
ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и
благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне
чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе
подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим
двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию,
увеличивая или уменьшая количество повторений.
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к
здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем,
динамическими паузами.
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
-предупреждение утомления,
-укрепление глазных мышц
- снятие напряжения.
- общее оздоровление зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и
всего организма.
Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз
проводится стоя.
Время: Выполняются 2-4 мин.
Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).
Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и
резким наклоном головы.
Прием проведения – наглядный показ действий педагога.
Виды гимнастик.
По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те,
которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.
По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:
-
с
предметами
(например,
комплекс
4
или
работа
с
расположенными
на
стенах
карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, цифры, геометрические
фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети
встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом
на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.
- без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);
- с использованием специальных полей (изображаются какие-либо цветные фигуры (овал,
восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных
цветов толщиной 1 см.. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте
(над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают
«пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно
придавать
игровой
или
творческий
характер.
Можно
на
кончик
указки
прикрепить
бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие;
- с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на
снятие
напряжения
и
коррекцию
зрения.
Как
правило,
они
дорогостоящие
и
мало
используются в ДОУ. Это удобно при использовании непосредственной образовательной
деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет
ее в нужный этап.
Я прочитала книгу «Улучшаем зрение», написал её Демирчоглян Грант Гургенович.
Специалист в области биофизики зрения и офтальмофизиологии. Профессор Московского
института
радиоэлектроники
и
автоматики.
Главный
научный
сотрудник
ВНИИ
физической культуры и спорта. Вице-президент Международного фонда гуманитарных
инициатив, руководитель Международного центра проблем зрения. Так вот он пишет, что
педагоги могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского
зрения
Существует гимнастика для глаз по Норбекову.
Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и
оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению
зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также
предупреждение прогрессирования нарушения зрени
я.
Выступление на педсовете:
«Современные инновационные
здоровьесберегающие технологии в
образовательном процессе ДОУ»
Иванова Е.Г.