Напоминание

"Портфолио социального педагога"


Автор: Бабенко Валентина Давыдовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ СОШ № 16
Населённый пункт: Ставропольский край, село Томузловское
Наименование материала: статья
Тема: "Портфолио социального педагога"
Раздел: среднее образование





Назад





Портфолио социального педагога, как одно из требований

критериев оценивания в условиях новой системы

аттестации
Портфолио в переводе с французского означает «досье» или «папка с документами», «папка специалиста». В моем выступлении речь пойдет о папке социального педагога. Просмотрев немало литературы, я выделила для себя следующие разделы портфолио: 1. Общие сведения: фамилия, имя, отчество образование специальность квалификация стаж педагогической работы занимаемая должность 2. Самообразование педагога: тема самообразования и материалы по ней курсы повышения квалификации участие в конференциях, круглых столах, семинарах 3. Достижения педагога грамоты благодарности награды звания 4. Методическая работа: участие в методическом объединении района программы, разработанные под решение конкретной проблемы планы работы по профилактике анализ работы по программам методические разработки обучающие программы, презентации к урокам, мероприятиям мультимедийные разработки педагога 5. Распространение передового опыта открытые уроки выступления на семинарах, конференциях, собраниях материалы выступлений, тексты докладов на районных семинарах публикации Каждый из нас хочет быть успешным в своей профессии. Человеку необходимо сознавать, что он нужен людям, что делает свое дело хорошо. Но что для этого нужно? Считаю, что прежде всего, я должна владеть комплексом специальных знаний практических навыков. Затем должна глубоко осмыслить, что поле моей деятельности – это зона доверия между мной и людьми, с которыми я взаимодействию. Я должна обладать навыками влияния не только на своего
клиента, но и на его окружение, на ситуацию в социуме. Обязательные деловые качества – функциональная и психологическая грамотность, компетентность, деликатность, гуманность. Особо выделила бы обладание коммуникативными и организаторскими способностями, умением анализировать социальные явления, видеть свое место и роль в многообразии жизненных ситуаций. Понимать, что не вправе решать за других людей, что им нужно, а должна помогать им самим выбирать из имеющихся вариантов тот, который их больше всего устраивает. Моя задача – принять оптимальное решение и найти способы достижения цели. В качестве практического примера я бы привела восточную мудрость: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь». Этой мудрости я придерживаюсь постоянно. Трудно «учить человека ловить рыбу», гораздо легче накормить его «рыбой», но, поверьте, результат оправдывает затраченное время. Это стало моим внутренним законом. Работая социальным педагогом, с детьми и их родителями я стараюсь не поучать, не руководить, не командовать, не запрещать, а вдохновить и побудить ребенка, родителя к действию, к инициативе, помочь в совместной деятельности установить доброжелательные, гуманные отношения, устранить дефицит общения, проявить доброту и милосердие по отношению друг к другу. Семья- основной и уникальный институт социализации каждого человека. Дойти до каждой семьи, помочь ей сохранить гармоничные отношения с детьми, оптимизм, интерес к жизни – значит предотвратить многие негативные явления в нашем обществе, оздоровить социум. Социальный педагог работает с отдельной личностью, его роль заключается в том, чтобы помочь подросткам словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел. Спасать и воспитывать юные души - основная миссия социального педагога: Стремитесь делать тихое добро Не ради похвалы или награды. В пример им, выдвижения не ради, Дарите людям знанье и тепло. Стремитесь делать все не напоказ, Пусть искренни порывы ваши будут, Сознанье чьё-то пусть они разбудят, И чистота исходит пусть от вас. Важные категории учащихся, с которыми я провожу свою основную работу - это подопечные дети, дети из многодетных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети и семьи «социальной группы риска», дети из малообеспеченных семей. Приступая к работе я ставлю перед собой проблему. Проблема: низкая способность учащихся решать социально-значимые задачи.
Цель: формирование у детей способности к ответственным решениям, умению общаться и сотрудничать, т. к. сегодня важно как ребенок научится решать проблемы в жизни, а так же на поддержку учащимся, имеющим проблемы в социализации, охрану и защиту прав ребенка. Что хочу получить: В концепции мы руководствуемся следующими документами: -Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы (утверждено постановлением Правительства РФ от 23.12.2005г, № 803); - Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, (утвержденная распоряжением Правительства РФ от29-12.01 №1756 - Р) . В них определены ключевые компетенции Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. В условиях современной жизни нашего общества актуальной проблемой становится способность учащихся решать социально-значимые проблемы, формирование активной гражданской позиции, патриотических убеждений, приверженность демократическим ценностям, позитивная социализация. Важным направлением в моей деятельности является развитие социально активной личности, формирование социально- значимых компетенций. Социально-педагогическая деятельность в школе направлена на Развитие данных качеств, напрямую зависит от наличия действенного механизма педагогического регулирования социального взаимодействия подростка с социальной средой, осуществление которого предполагает следующие направления: Изучение условий социального развития ребёнка Включение подростка в активное взаимодействие с социальной средой Подключение родителей к разрешению возникающих проблем у ребенка Организация социально-профилактического пространства в образовательном учреждении Оказание социально-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в процессе социализации Подключение специалистов по работе с ребенком и семьей Организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в социальном окружении подростка. Что имеем: В настоящее время социально-педагогическая служба школы работает над созданием благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на оказании помощи учащегося в преодолении трудности социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей. Для реализации данной цели решаются следующие задачи: Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации Выявление ведущих проблем и ценностных ориентаций детей Повышение уровня социальной компетентности учащихся в гражданско-правовой и бытовой сферах
Оказание консультативной помощи родителям в решении социально- педагогических проблем ребенка Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания правовой культуры В настоящее время в школе обучается 331 учащийся. Школа работает в одну смену. Демографическая ситуации в микрорайоне такова, что в течение последних лет контингент учащихся снижается. Примерно, 20% семей учащихся составляют неполные семьи, в которых воспитанием ребенка занимается работающая мать. Около 7 % детей - проблемные. По социальному положению 28% родителей - рабочие, имеют общее, начальное профессиональное образование, 15% имеют среднее специальное образование и 11% - высшее образование; 4% - домохозяйки. 30 % родителей считают семью, способной формировать гуманистические ценности. В настоящее время в семьях наблюдается тенденция взглядов родителей - от материальных ценностей к общечеловеческим; потребность в разностороннем развитии личности своего ребенка, раскрытии творческих способностей и приобретении им соответствующих знаний; сохранении здоровья. Новые подходы и приоритетные направления в образовании находят отражение в инновационной социально-педагогической деятельности: Создание и реализация социального проекта "Школа – территория здоровья", подпрограммы «Неблагополучная семья» Разработка и проведение социальных, деловых игр, акций, круглых столов по решению социально-значимых проблем. Включение детей в социально-значимую деятельность не только в общешкольные мероприятия, но и в районные Что мешает? Эффективное решение поставленной цели возможно только при полном взаимодействии и взаимопонимании семьи и школы, при активном участии всех субъектов образовательного процесса. Однако, в связи с тем, что семья в настоящее время большую часть времени вынуждена решать социально бытовые проблемы, уделяется недостаточное внимание развитию и воспитанию детей, утрачены семейные традиции, которые позволяли ребенку усваивать с раннего возраста общечеловеческие ценности. 4. Что необходимо? Данная концепция может быть реализована при следующих условиях: в заинтересованности всех субъектов образовательного процесса, в прагматическом подходе к решению проблем ребенка, заинтересованности родителей, целенаправленности деятельности коллектива, реализация комплексных общешкольных программ по профилактике правонарушений и вредных привычек, которые предполагают: Проведение мониторинга семейной и социальной ситуации развития ребенка, изучение ценностных ориентаций семьи и ребенка. Оценка социального благополучия детей.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на включение учащихся в активную социально значимую деятельность Организация поддержки детей, попавших в сложную жизненную ситуацию Проведение социального консультирования по решению проблем ребенка Педагогическое управление развитием ребенка: создание ситуации успеха, принцип компетентностного подхода к процессу обучения. Необходимость в технической оснащенности рабочего места социального педагога. Успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения - залог успеха человека в жизни. Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок- это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств. Моя деятельность как социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими детьми требует особого такта и профессионализма. Поэтому кредо нашей деятельности мы увидели в словах восточной мудрости: "Настойчивость и терпеливость - в единстве противоположностей - два козыря успеха". Считаю, что эти качества позволяют мне достигать успехов в социально- педагогической деятельности. Основными направлениями моей социально-педагогической деятельности являются: 1. Аналитико-диагностическое. Социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучаю личность ребенка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребенка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, анализирую, систематизирую полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Провожу мониторинг социальной ситуации развития ребенка 2. Социально-правовое. Социально-педагогическая защита прав ребенка – выявляю и поддерживаю учащихся нуждающихся в социально- педагогической поддержке. 3. Консультативное Социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка. 4. Профилактическое. Социально-педагогическая профилактика и коррекция - способствую своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, провожу профилактическую работу с учащимися, состоящими на
учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе милиции, повышаю уровень правовой культуры учащихся и родителей. 5. Методическое. Организационно-методическая деятельность – провожу анализ своей социально- педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства, участвую в работе педагогических советов школы, методическом объединении классных руководителей, по социально- педагогическим проблемам, участвую в районном методическом объединении социальных педагогов, изучаю новинки методической литературы по социальной педагогике, достижения науки и практики, провожу социально-педагогические исследования.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники