Автор: Аглеева Мария Ильинична Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ Школа с.Белоярск ЯНАО Населённый пункт: с.Белоярск Наименование материала: статья Тема: Патриотическое воспитание на уроках литературы Раздел: полное образование
.
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает
литература (программа В.Я. Коровиной). Велика роль книги на уроках словесности. «Книга,-
по словам А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет
умирающего старца юноше, начинающему жить…».
Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе
дружбы,
взаимопонимания,
трудолюбия,
патриотизма.
Этой
цели
служат
пословицы,
поговорки,
загадки,
песни,
былины.
Отражение
народных
идеалов
-
патриотизма,
богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи
«Повести временных лет». В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики
говорят
о
бранных
подвигах
Александра
Невского
и
его
духовном
подвиге
самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий
призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности – вот основной вывод, к которому
приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания
учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы
истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (5 кл.), учащиеся
раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага. На этих уроках
происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове
не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения
поможет
учащимся
осознать
общий
пафос
стихотворения
–
патриотизм
и
народность,
проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях. Главным при анализе
стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812
года продолжают нас волновать и сейчас?» Почему во время Великой Отечественной войны
защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».
Анализ
текста
хорошо
дополняют
иллюстрации,
созданные
учениками
прошлых
лет.
Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А.
Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка
Наполеона
вступить
в
переговоры
с
М.И.Кутузовым
о
заключении
мира.
В
результате
анализа пятиклассники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на
чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать
мировой, как, снявши шкуру с них долой. И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе
с Ловчим, мудрым человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой
борьбы с любым коварным врагом.
При изучении романа «Дубровский» шестиклассники видят в А.С.Пушкине писателя,
протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его
роли в прошлом и будущем родины. Ученики готовят сопоставительную характеристику
Троекурова и Дубровского, устный рассказ по одной из иллюстраций.
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 кл.) - это прославление боевого товарищества,
осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его
товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг
Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает
конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине,
храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости. Ученики делятся своими
впечатлениями от просмотренного фильма и дают оценку работе режиссера, актерского
состава, пишут отзыв. Они пытаются найти ответы на сложные вопросы, поставленные
автором в этом произведении. Спорят о законах, по которым жили в
Запорожской Сечи.
Говорят о «начале» предательстве…
Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения
литературы 8
класса.
Большие
возможности
при
этом
принадлежат
использованию
проблемного
метода
изучения
литературы.
Проблемный
подход
организован
на
основе
взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать
сложные
проблемы
на
основе
анализа
обстоятельств
и
соответствующей
информации,
взвешивать
альтернативные
мнения,
принимать
решения,
участвовать
в
дискуссиях,
общаться
с
другими
людьми.
Такой
метод
приводит
к
тому,
что
ребята
с
интересом
вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем
аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами
других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного
занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.
Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман
А.С.
Пушкина
“Капитанская
дочка”).
Ученики
учат ся сравнивать,
сопоставлять,
анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях:
образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина («Пугачев»).
Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе
которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий
формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных
гражданских свойств личности. Кроме того, ученики учатся искать выход из любой сложной
ситуации.
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба
человека» (9
кл.).
Стойкость,
дух
товарищества,
преданность
отечеству
–
эти
качества
издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие
черты
героев
Великой
Отечественной
войны
–
несокрушимую
нравственную
силу,
исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На
то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда
позвала». Чтение и анализ рассказа завершается просмотром фильма, который еще раз дает
школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. При
анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма
русских
людей
в
дополнительной
литературе;
разбирая
те
или
иные
поступки
наших
сограждан,
ученики
отвечают
на
вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой
поступок?»,
«А
как
бы
ты
поступил
на
его
месте?».
Эти
вопросы
рождают
чувство
сопричастности
ребенка
к
событиям
далекого
прошлого,
привлекают
субъектный
опыт
ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли
отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни
на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах
войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены
стихотворения
К.М.
Симонова,
А.Т.
Твардовского,
Н.И.
Рыленкова,
С.С.
Орлова,
Д.И.
Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к
родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических
песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина. Ребята с
большим вниманием слушают сообщения своих одноклассников о стихах, ставших песнями.
Сообщения оформляются в виде стенда к празднику Победы.
С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и
неповторимости
(
Н.А.
Некрасов
«На
Волге»,
И.А.
Бунин
«Косцы»,
В.П.
Астафьев
«Васюткино
озеро»,
М.М.
Пришвин
«Кладовая
солнца»,
в
произведениях
А.А.Блока,
С.А.Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева…) Подготовленное выразительное
чтение,
последующий анализ и
осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине,
родной
природе
дают
возможность
обучающимся
прочувствовать
душевное
настроение
поэта
через
описание
картин
природы
и
передать
свое
восприятие
и
отношение
к
окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление
постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.
Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о
непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о добре и зле,
даже о роли семьи в воспитании человека. Невозможно не обсуждать на уроке литературы
слова
самого
А.Платонова
при
знакомстве
с
его
рассказом
«Юшка»:
«Любовь
одного
человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить
его к действию. Это чудо мне известно…» Ребята высказывают свое мнение о том, как Юшке
удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том,
нужно ли сочувствие и сострадание людям. Они вспоминают из прочитанных произведений
героев, похожих чем-то на Юшку.
Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках
творческих
заданий: нарисовать
иллюстрацию
к
историческому
событию,
составить
кроссворд, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Самые удачные
работы детей используются при оформлении стенда, посвященного творчеству того или
иного
писателя. Воспитание
патриотизма
–
это
неустанная
работа
по
созданию
у
школьников
чувства
гордости
за
свою
Родину
и
свой
народ,
уважение
к
его
великим
свершениям
и
достойным
страницам
прошлого,
и
роль
литературы
в
этом
плане
невозможно переоценить.