Напоминание

Характеристика двигательных способностей детей и актуальность их комплексного развития в дошкольном возрасте.


Автор: Смара Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 79
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья.
Тема: Характеристика двигательных способностей детей и актуальность их комплексного развития в дошкольном возрасте.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Характеристика двигательных способностей детей и актуальность

их комплексного развития в дошкольном возрасте.
Подвижные игры с элементами спорта, по данным Адашкявичене Э.Й., (1992), Коровиной Л.М. (1970) оказывают разностороннее воздействие на организм ребенка, что отмечается воздействием на психическое, интеллектуальное, нравственное, физическое и функциональное развитие. Но нас в нашей работе интересует аспект влияния игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей. Способности дошкольника понимаются как ориентировочные действия со специфическими образными средствами решения задач. Они позволяют ребенку находить решения в новых неожиданных ситуациях произвольно, а к концу дошкольного возраста и осознанно относиться к собственной деятельности (Венгер Л.А.,1998). Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм но- ворожденного характеризуется широко варьированными физиологическими особенностями. Физиологический принцип классификации рождающихся детей не по массе и длине тела, а по признакам физиологической зрелости или незрелости обоснован профессором И. А. Аршавским. Исследования позволили установить: во все возрастные периоды организм можно считать совершенным и зрелым, если его физиологические функции адаптивно соответствуют его календарному возрасту и тем специфическим условиям, с которыми он должен взаимодействовать. Впервые полгода жизни развитие движений ребенка характеризуется выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых затем формируются условно-рефлекторные связи, совершенствующиеся в течение всей жизни. У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи з а к р е п л я ют с я и с о в е р ш е н с т ву ют с я . П о в ы ш а е т с я ф и з ическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет педагогам посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную систему. За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических
упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка. Сила мышц увеличивается с 3,5–4 кг в младшем дошкольном возрасте (3–4 года) до 13–15 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила — сила мышц туловища. Она увеличивается к 7 годам до 32—34 кг по сравнению с 15—17 кг в 3–4 года. Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живот а. Это являет ся результатом как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений. По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания: к концу первого года жизни она равна 30–35 в минуту, к концу третьего — 25–30, а в 4–7 лет — 22–26. У ребенка нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей. В процессе развития у ребенка увеличиваются морфологические и функциональные возможности: повышается тренированность мышц, работоспособность, совершенствование организма. В процессе возрастного развития ребенка установлены критические этапы совокупности морфологических и функциональных особенностей, отличных от смежных возрастов. Исследования показали, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития. Установлено, что сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость, которые определяют содержание физической подготовки, в возрастном аспекте развиваются гетерохронно. Эти данные легли в основу определения направленности педагогических тренировочных воздействий для каждого этапа подготовки юных спортсменов. Изучение растущего организма как целостной динамической системы позволило определить и общие нормы нагрузок, их интенсивность в разные возрастные периоды. В старшем дошкольном возрасте необходимо воспитывать интерес ребенка к освоению новых видов движений и физических упражнений, к повышению уровня своих физических способностей, стимулировать стремление к участию в коллективных играх и соревнованиях со
сверстниками. Важным элементом системы физического воспитания дошкольников является закаливание. К 5-6 годам у ребенка существенно улучшается координация движений. Именно в этот период происходит процесс освоения навыков рисования, изготовления игрушек из бумаги и картона. Вместе с тем более интенсивное развитие крупных мышц еще затрудняет выполнение точных движений пальцами и кистью. Особенностью высшей, нервной деятельности старших дошкольников является неустойчивость нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения легко нарушает возникающие условно-рефлекторные связи. Поэтому не следует рассчитывать на прочное освоение ребенком 5-6 лет сложных двигательных умений и действий. Большее физиологическое и психологическое значение имеет сам процесс освоения нового, в том числе и в сфере физической культуры. Возраст 5-го года жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка. У детей резко изменяется ритм физического развития. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть нарушения осанки, плоскостопие, искривление нижних конечностей и позвоночного столба. Эти же причины приводят к тому, что грудная клетка становится плоской, а нередко даже впалой, ослабленные мышцы живота делают его заметно выступающим вперед. Все эти факторы весьма неблагоприятны для организма ребенка, так как ослабевшие мышцы груди и диафрагмы приводят к затрудненному дыханию и плохому обеспечению организма ребенка кислородом. В каждой группе детского сада есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному себя ведут во время любой деятельности, в том числе игровой, и соответственно требуют разного подхода. (приложение №1) В литературе характеристика двигательных способностей дается неоднозначно. Матвеев Л.П.(1991) выделяет силовые, скоростные способности, способность проявлять выносливость, гибкость. В базовом физическом воспитании детей и подростков автор определяет ведущую роль двигательно-координационных способностей. И относит к ним: во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; во-вторых, способность перестраивать координацию движений, при необходимости изменять параметры освоенного действия, совершенствование способности
преобразовывать сложившиеся формы координации движений в соответствии с имеющимися обстоятельствами. Таким образом, отмечается, что двигательные способности, заложенные природой в ребенке, являются материальной основой для развития физических качеств. Матвеев А.П.(1990) определяет двигательные способности как относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает эффективность выполнения двигательного действия. На необходимость развивать двигательные возможности ребенка указывает Вавилова Е.Н. (1981) и относит к ним способности овладевать новыми движениями, осваивать их самостоятельно, умение действовать экономно, проявлять необходимый в конкретных условиях уровень быстроты, ловкости, силы, выносливости, повышения работоспособности и адаптационных возможностей детей. Двигательные способности (психомоторные), по мнению Шебеко В.Н., Шишкиной В.А., Ермак Н.Н. (1998), включают в себя общие элементы (быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться напряженным усилиям, успешное восстановление после нагрузок) и специальные (высокий уровень развития физических и личностных качеств, высокую мобилизационную готовность, быстрый прирост спортивных результатов). Исследователи считают, что развитие двигательных способностей определяется интегральным воздействием многих систем организма человека. Наиболее информативными для них являются: свойства нервной системы, индивидуальные морфофункциональные п о ка з ат е л и , индивидуальные физиологические особенности организма, уровень развития физических качеств (Крестовников А.П., 1951; Фарфель B.C., 1977 и другие). Большинство авторов указывают на актуальность задачи развития двигательных способностей в базовом физическом воспитании детей.


В раздел образования