Характеристика двигательных способностей детей и актуальность их комплексного развития в дошкольном возрасте.
Автор: Смара Лариса Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ № 79 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья. Тема: Характеристика двигательных способностей детей и актуальность их комплексного развития в дошкольном возрасте. Раздел: дошкольное образование
Характеристика двигательных способностей детей и актуальность
их комплексного развития в дошкольном возрасте.
Подвижные игры с элементами спорта, по данным Адашкявичене
Э.Й., (1992), Коровиной Л.М. (1970) оказывают разностороннее воздействие
на
организм
ребенка,
что
отмечается
воздействием
на
психическое,
интеллектуальное, нравственное, физическое и функциональное развитие. Но
нас в нашей работе интересует аспект влияния игр с элементами спорта на
развитие
двигательных
способностей.
Способности
дошкольника
понимаются как ориентировочные действия со специфическими образными
средствами
решения
задач.
Они
позволяют
ребенку
находить
решения
в
новых неожиданных ситуациях произвольно, а к концу дошкольного возраста
и осознанно относиться к собственной деятельности (Венгер Л.А.,1998).
Жизнь
ребенка
начинается
задолго
до
его
появления
на
свет.
В
зависимости
от
условий
внутриутробного
развития
организм
но-
ворожденного характеризуется широко варьированными физиологическими
особенностями.
Физиологический
принцип
классификации
рождающихся
детей не по массе и длине тела, а по признакам физиологической зрелости
или незрелости обоснован профессором И. А. Аршавским.
Исследования
позволили
установить:
во
все
возрастные
периоды
организм можно считать совершенным и зрелым, если его физиологические
функции
адаптивно
соответствуют
его
календарному
возрасту
и
тем
специфическим условиям, с которыми он должен взаимодействовать.
Впервые полгода жизни развитие движений ребенка характеризуется
выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых затем формируются
условно-рефлекторные связи, совершенствующиеся в течение всей жизни. У
ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи
з а к р е п л я ют с я
и
с о в е р ш е н с т ву ют с я .
П о в ы ш а е т с я
ф и з ическая
подготовленность, совершенствуются психофизические качества.
Понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет
педагогам
посредством
упражнений
и
подвижных
игр
укреплять
и
совершенствовать его нервную систему.
За
период
раннего
и
дошкольного
детства
непрерывно
изменяются
показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы,
грудной клетки.
Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие,
гибкие,
недостаточно
прочные,
поэтому
они
легко
поддаются
как
благоприятным,
так
и
неблагоприятным
воздействиям.
Эти
особенности
костной
системы
требуют
внимания
педагогов
к
подбору
физических
упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и
возрастными возможностями ребенка.
Сила мышц увеличивается с 3,5–4 кг в младшем дошкольном возрасте
(3–4 года) до 13–15 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у
мальчиков
и
девочек.
Значительно
увеличивается
становая
сила
—
сила
мышц туловища. Она увеличивается к 7 годам до 32—34 кг по сравнению с
15—17 кг в 3–4 года.
Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для
формирования
правильной
осанки.
Мышечный
тонус
туловища
создает
естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы
спины
и
живот а.
Это
являет ся
результатом
как
регуляторного
функционирования
центральной
нервной
системы,
так
и
положительным
воздействием физических упражнений.
По
мере
развития
ребенка
уменьшается
частота
дыхания:
к
концу
первого года жизни она равна 30–35 в минуту, к концу третьего — 25–30, а в
4–7
лет
—
22–26.
У
ребенка
нарастают
глубина
дыхания
и
легочная
вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей
детей. В процессе развития у ребенка увеличиваются морфологические и
функциональные
возможности:
повышается
тренированность
мышц,
работоспособность, совершенствование организма.
В процессе возрастного развития ребенка установлены критические
этапы
совокупности
морфологических
и
функциональных
особенностей,
отличных от смежных возрастов. Исследования показали, что с 3 до 7 лет
выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит не
только
количественный
рост,
но
и
существенная
перестройка
функций
организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и
гармоничностью физического и умственного развития.
Установлено, что сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость,
которые
определяют
содержание
физической
подготовки,
в
возрастном
аспекте развиваются гетерохронно. Эти данные легли в основу определения
направленности
педагогических
тренировочных
воздействий
для
каждого
этапа подготовки юных спортсменов.
Изучение растущего организма как целостной динамической системы
позволило определить и общие нормы нагрузок, их интенсивность в разные
возрастные периоды.
В
старшем
дошкольном
возрасте
необходимо
воспитывать
интерес
ребенка к освоению новых видов движений и физических упражнений, к
повышению
уровня
своих
физических
способностей,
стимулировать
стремление
к
участию
в
коллективных
играх
и
соревнованиях
со
сверстниками.
Важным
элементом
системы
физического
воспитания
дошкольников является закаливание.
К 5-6 годам у ребенка существенно улучшается координация движений.
Именно в этот период происходит процесс освоения навыков рисования,
изготовления игрушек из бумаги и картона. Вместе с тем более интенсивное
развитие
крупных
мышц
еще
затрудняет
выполнение
точных
движений
пальцами и кистью.
Особенностью высшей, нервной деятельности старших дошкольников
является
неустойчивость
нервных
процессов,
преобладание
процессов
возбуждения
над
процессами
торможения
легко
нарушает
возникающие
условно-рефлекторные связи. Поэтому не следует рассчитывать на прочное
освоение
ребенком
5-6
лет
сложных
двигательных
умений
и
действий.
Большее физиологическое и психологическое значение имеет сам процесс
освоения нового, в том числе и в сфере физической культуры.
Возраст 5-го года жизни является критическим для многих параметров
физического здоровья ребенка. У детей резко изменяется ритм физического
развития. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной
системы
и
суставных
связок.
Следствием
этого
могут
быть
нарушения
осанки,
плоскостопие,
искривление
нижних
конечностей
и
позвоночного
столба. Эти же причины приводят к тому, что грудная клетка становится
плоской, а нередко даже впалой, ослабленные мышцы живота делают его
заметно выступающим вперед. Все эти факторы весьма неблагоприятны для
организма ребенка, так как ослабевшие мышцы груди и диафрагмы приводят
к
затрудненному
дыханию
и
плохому
обеспечению
организма
ребенка
кислородом.
В каждой группе детского сада есть, по крайней мере, три типа
детей, которые по-разному себя ведут во время любой деятельности, в том
числе игровой, и соответственно требуют разного подхода. (приложение №1)
В
литературе
характеристика
двигательных
способностей
дается
неоднозначно.
Матвеев
Л.П.(1991)
выделяет
силовые,
скоростные
способности,
способность
проявлять
выносливость,
гибкость.
В
базовом
физическом воспитании детей и подростков автор определяет ведущую роль
двигательно-координационных способностей. И относит к ним: во-первых,
способность
целесообразно
координировать
движения
(согласовывать,
соподчинять,
организовывать
их
в
единое
целое)
при
построении
и
воспроизведении
новых
двигательных
действий;
во-вторых,
способность
перестраивать
координацию
движений,
при
необходимости
изменять
параметры
освоенного
действия,
совершенствование
способности
преобразовывать сложившиеся формы координации движений в соответствии
с имеющимися обстоятельствами.
Таким
образом,
отмечается,
что
двигательные
способности,
заложенные
природой
в
ребенке,
являются
материальной
основой
для
развития физических качеств. Матвеев А.П.(1990) определяет двигательные
способности как относительно устойчивые врожденные и приобретенные
функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие
которых обуславливает эффективность выполнения двигательного действия.
На необходимость развивать двигательные возможности ребенка указывает
Вавилова
Е.Н.
(1981)
и
относит
к
ним
способности
овладевать
новыми
движениями, осваивать их самостоятельно, умение действовать экономно,
проявлять необходимый в конкретных условиях уровень быстроты, ловкости,
силы,
выносливости,
повышения
работоспособности
и
адаптационных
возможностей детей.
Двигательные
способности
(психомоторные),
по
мнению
Шебеко
В.Н., Шишкиной В.А., Ермак Н.Н. (1998), включают в себя общие элементы
(быстрое
освоение
спортивной
техники,
умение
адаптироваться
напряженным
усилиям,
успешное
восстановление
после
нагрузок)
и
специальные (высокий уровень развития физических и личностных качеств,
высокую
мобилизационную
готовность,
быстрый
прирост
спортивных
результатов).
Исследователи
считают,
что
развитие
двигательных
способностей
определяется
интегральным
воздействием
многих
систем
организма
человека. Наиболее информативными для них являются: свойства нервной
системы,
индивидуальные
морфофункциональные
п о ка з ат е л и ,
индивидуальные физиологические особенности организма, уровень развития
физических качеств (Крестовников А.П., 1951; Фарфель B.C., 1977 и другие).
Большинство
авторов
указывают
на
актуальность
задачи
развития
двигательных способностей в базовом физическом воспитании детей.