Напоминание

Музейная педагогика в области физического развития детей дошкольного возраста.


Автор: Коробова Ольга Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 16 с/п детский сад "Умка"
Населённый пункт: г. Карпинск
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика в области физического развития детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, Автор: Коробова Ольга Александровна инструктор по физической культуре МАОУ СОШ № 16 Детский сад «Умка» г. Карпинск, Свердловской области На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе онтогенеза является формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка. Когда речь заходит о физическом воспитании детей дошкольного возраста, мы все, следуя традиции, прежде всего, представляем себе бег, прыжки, лазание по канату и другие гимнастические упражнения. Однако, обучая детей спортивным играм, можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде. Следовательно, физическое воспитание – есть основа основ дошкольного воспитания. Игры с элементами спорта отличаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является важнейшим фактором совершенствования организации движений. По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже. Таким образом, назрела необходимость изменений в организации, содержании и методике использования подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников, разработке новых педагогических идей, здоровьеформирующих технологий на их основе. С целью повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно ориентированной модели, в нашем детском саду был создан мини-музей. Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики и в последние десятилетия приобретает большую популярность в
системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Почему я решила работать по этой технологии? Потому что Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Каждый мини- музей — результат общения, совместной работы педагога, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и педагогов одной группы или всего дошкольного учреждения В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Наш музей называется «Мячи». Да-да, из разнообразия спортивного инвентаря, необходимого для занятий физкультурой, ребёнок с наибольшим удовольствием выбирает именно его. Чем же объяснить такую популярность мяча? Круглый, яркий, упругий, порой не предсказуемый в полёте и отскоке, мяч, возбуждая детскую
фантазию, создаёт множество вариантов игры с ним, вызывая у детей только положительные эмоции. История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений. Для ребёнка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребёнок не просто играет в мяч, а варьирует им: берёт, переносит, кладёт, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. И вот, 14 октября 2013 года, в здании нашего детского сада был открыт музей «Мячи». Музей создавался в три этапа. 1 Подготовительный этап 2. Этап реализации проекта 3. Обобщающий этап. В физкультурном зале, мы выделила не большой уголок. В котором расположили мини - музей мяча. Где можно знакомить детей с различными видами спорта и приобщать к здоровому образу жизни. Были разработаны устав мини-музея «Мячи», положение о мини-музее, паспорт мини-музея, план работы. Первыми посетителями музея были дети подготовительной группы Вниманию посетителей были представлены самые разнообразные мячи, подборки игр с мячом, стихов, загадок о мяче, материалы об истории возникновения и эволюции мяча, а так же презентация с применением ИКТ «История развития мячей». Дети с большим интересом рассматривали мячи, а вечером рассказывали своим родителям о нашей экскурсии и приглашали мам и пап на выставку. На данный момент музей расположен в раздевалке спортивного зала, что позволяет удобное посещение выставки родителями воспитанников. С детьми проводятся следующие мероприятия: экскурсии взрослым для детей, детьми для детей, беседы, чтение художественной литературы, выставки рисунков, спортивные развлечения, праздники, НОД с использованием ИКТ. Для родителей: консультации праздники, развлечения, выставки рисунков и т. д.
На вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст расширение кругозора детей, обогащение двигательного опыта детей с мячом. Формирование знаний детей о правилах спортивных игр с мячом. Повышение уровня компетенции родителей в организации игр с мячом, их активности в образовательном процессе.


В раздел образования