Музейная педагогика в области физического развития детей дошкольного возраста.
Автор: Коробова Ольга Александровна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МАОУ СОШ № 16 с/п детский сад "Умка" Населённый пункт: г. Карпинск Наименование материала: статья Тема: Музейная педагогика в области физического развития детей дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
Автор: Коробова Ольга Александровна
инструктор по физической культуре
МАОУ СОШ № 16 Детский сад «Умка»
г. Карпинск, Свердловской области
На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом
этапе онтогенеза является формирование физической культуры личности.
Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно
в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются
личностные качества, раскрываются способности ребенка. Поэтому основной
задачей
дошкольных
учреждений
является
оздоровление,
обеспечение
всестороннего
физического
развития
ребенка.
Когда
речь
заходит
о
физическом
воспитании
детей
дошкольного
возраста,
мы
все,
следуя
традиции, прежде всего, представляем себе бег, прыжки, лазание по канату и
другие
гимнастические
упражнения.
Однако,
обучая
детей
спортивным
играм,
можно
решать
следующие
задачи:
укреплять
здоровье,
прививать
спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни,
формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и
сотрудничать,
проявлять
выдержку
и
настойчивость,
действовать
в
коллективе, в команде. Следовательно, физическое воспитание – есть основа
основ дошкольного воспитания.
Игры
с
элементами
спорта
отличаются
большим
разнообразием
взаимодействия
сенсорных
систем
различной
модальности,
что
также
является важнейшим фактором совершенствования организации движений.
По
сравнению
с
подвижными
играми,
игры
с
элементами
спорта
более
сложная
форма
деятельности.
Следовательно,
и
влияние
их
на
организм
занимающихся шире и глубже.
Таким образом, назрела необходимость изменений в организации,
содержании и методике использования подвижных игр в системе физического
воспитания дошкольников, разработке новых педагогических идей,
здоровьеформирующих технологий на их основе.
С целью повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической
культуре, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах
личностно ориентированной модели, в нашем детском саду был создан
мини-музей.
Музейная педагогика — достаточно известное направление современной
педагогики и в последние десятилетия приобретает большую популярность в
системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные
программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации
(это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере
личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в
специально организованную предметно-пространственную среду.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям
подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на
сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную
педагогическую технологию.
Почему я решила работать по этой технологии?
Потому что Музейная педагогика помогает решать практически все задачи
дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного
процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и
социумом. Это направление играет большую роль в формировании системы
ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному,
природному наследию; способствует воспитанию толерантности,
познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Каждый мини-
музей — результат общения, совместной работы педагога, детей и их семей.
Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и
педагогов одной группы или всего дошкольного учреждения
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие
требованиям
музейного
дела.
Поэтому
музеи
в
детском
саду
называют
«мини-музеями». Часть слова «мини-» отражает и возраст детей, для которых
они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность
тематики.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музеях не
только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять,
переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее
ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец
экспозиции.
Наш
музей
называется
«Мячи».
Да-да,
из
разнообразия
спортивного
инвентаря, необходимого для занятий физкультурой, ребёнок с наибольшим
удовольствием выбирает именно его.
Чем
же
объяснить
такую
популярность
мяча?
Круглый,
яркий,
упругий,
порой
не
предсказуемый
в
полёте
и
отскоке,
мяч,
возбуждая
детскую
фантазию, создаёт множество вариантов игры с ним, вызывая у детей только
положительные эмоции.
История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с
мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою
историю существования претерпел много изменений.
Для ребёнка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребёнок не просто
играет в мяч, а варьирует им: берёт, переносит, кладёт, бросает, катает и т. п.,
что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для
развития руки малыша.
И вот, 14 октября 2013 года, в здании нашего детского сада был открыт музей
«Мячи».
Музей создавался в три этапа.
1 Подготовительный этап
2. Этап реализации проекта
3. Обобщающий этап.
В
физкультурном
зале,
мы
выделила
не
большой
уголок.
В
котором
расположили мини - музей мяча. Где можно знакомить детей с различными
видами спорта и приобщать к здоровому образу жизни. Были разработаны
устав мини-музея «Мячи», положение о мини-музее, паспорт мини-музея,
план работы.
Первыми посетителями музея были дети подготовительной группы
Вниманию посетителей были представлены самые разнообразные мячи,
подборки игр с мячом, стихов, загадок о мяче, материалы об истории
возникновения и эволюции мяча, а так же презентация с применением ИКТ
«История развития мячей». Дети с большим интересом рассматривали мячи,
а вечером рассказывали своим родителям о нашей экскурсии и приглашали
мам и пап на выставку.
На данный момент музей расположен в раздевалке спортивного зала, что
позволяет удобное посещение выставки родителями воспитанников.
С детьми проводятся следующие мероприятия: экскурсии взрослым для
детей, детьми для детей, беседы, чтение художественной литературы,
выставки рисунков, спортивные развлечения, праздники, НОД с
использованием ИКТ.
Для родителей: консультации праздники, развлечения, выставки рисунков и т.
д.
На
вопрос
"Зачем
это
необходимо
детям?"
можно
ответить
следующее:
совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не
только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело
ими
пользоваться.
Это
даст расширение
кругозора
детей,
обогащение
двигательного опыта детей с мячом. Формирование знаний детей о правилах
спортивных
игр
с
мячом.
Повышение
уровня
компетенции
родителей
в
организации игр с мячом, их активности в образовательном процессе.