Напоминание

Профессиональная культура учителя иностранного языка


Автор: Григорьева Ирина Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 71" Ново-Савиновского района
Населённый пункт: г. Казань РТ
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональная культура учителя иностранного языка
Раздел: полное образование





Назад





Самым важным явлением в школе , самым поучительным предметом ,

самым живым примером для ученика является сам учитель .

А.Ф.Дистервег

Культура человека многоаспектна и единое общепризнанное понятие

“культура” отсутствует. Оценивая общую культуру различных людей,

общество, как правило, учитывает творческие способности каждого

человека, его эрудицию, понимание искусства, аккуратность, вежливость,

самообладание, моральную ответственность, владение языками. При этом

уровень владения родным языком и речевое поведение человека

являются одним из важнейших показателей его внешней и внутренней

культуры, а запас слов в родном языке характеризует уровень развития

интеллекта. Очевидно также, что от уровня культуры педагога зависит

развиваемый им уровень культуры учащихся и в конечном итоге уровень

культуры общества. В аспекты внутренней и внешней культуры

педагогической профессии входит эрудиция в области педагогических

теорий и смежных с нею наук, а также культура руководства обучением и

воспитанием учащихся, в том числе культура профессиональной речи

учителя и его педагогический такт. Какие же особенности должны быть

присущи внешней и внутренней культуре учителя иностранного языка (ИЯ)?

1.Учитель ИЯ должен быть знатоком не только в области методики

преподавания ИЯ, но и в области культуры стран, народы которых говорят

об изучаемом учащимися языке.

2.Учитель ИЯ должен в учебном процессе выполнять функции носителя не

только отечественной, но и зарубежной культуры, показывать учащимся

различные аспекты культуры других стран, содействовать их осмыслению и

приобщению к ценным сторонам этой культуры.

3.Являясь носителем культуры страны изучаемого языка, учитель ИЯ

должен владеть принятым в стране нормами поведения, т.е он должен не

только знать ИЯ, но и владеть культурой речи на этом языке,

выражающейся в культуре речевого поведения, в богатстве, точности и

выразительности речи.


Современный учитель должен стать личностью, сочетающей в себе

профессиональную компетентность и широкий кругозор, личностью,

владеющей методически ( в единстве с педагогическим и

психологическим) мастерством, личностью, имеющей свой

индивидуальный стиль и возможности индивидуальной творческой

самореализации, творческий потенциал.

Учитель ИЯ должен быть и учителем- исследователем, обладать не только

аналитическими умениями, связанными с критическим и консервативным

анализом материалов той или иной информации, но и исследовательскими

умениями, необходимыми для подготовки статей, докладов, рефератов и

т.д, т.е речь идет о владении навыками письменной речи- процесса,

связанного с напряженной умственной деятельностью, имеющей свои

законы, свои правила, соблюдение которых должно способствовать

формированию культуры письма.

Нужно помочь учащимся осознать важность культурного разнообразия

мира, подготовить школьника к восприятию общечеловеских ценностей с

одной стороны, и восприятию себя как носителя национальной культуры.

Задача учителя ИЯ сформировать уважительное отношение к западной

культуре без принижения русской национальной и российской

многонациональной культуры, сформировать положительные

психологические установки по отношению к другому народу, которые

формируются не только в процессе обучения, но и в семье, в социальном

окружении, в процессе изучения родного языка и языка

межнационального общения.

Нужно воспитывать у учащихся толерантность, открытость, уважение к

культуре других народов как части культуры своей родины и мировой

культуры. За осознанием сопричастности к чужой культуре и постижением

ментальности другого народа можно осмыслить самобытность

собственной культуры.

Привлекательность учебного процесса за счет информации о культуре

родного края, способствует развитию у школьников эпизодического

интереса, несомненно, окажет положительное влияние и на

формирование устойчивого интереса, любви к своему городу, родному

краю.


Итак, установив аспекты общей и профессиональной культуры учителей

ИЯ, можно выделить типичные недостатки:

1.Многие наблюдения подтверждают невысокую культуру учителей

средней школы, в том числе ИЯ, и в связи с этим нужно говорить о

необходимости проведения специальных курсов, посвященных общей

культуре.

2.Анализ педагогической литературы, изданной в нашей стране и за

рубежом, свидетельствует о необходимости целенаправленно

формировать и совершенствовать профессиональную речь учителя.

3.То, что малое количество учителей ИЯ может посетить зарубежные

страны, привело к тому, что многие учителя плохо понимают или не

понимают вообще культуру страны преподаваемого языка. Между тем,

одним из важным показателей культуры человека является его стремление

и умение понимать культуру другого народа.

4.Необходимо пересмотреть вопрос об использовании элементов

зарубежной культуры в процессе обучения ИЯ. Опыт методики обучения

ИЯ во многих странах свидетельствует о том, что для более эффективного

обучения этому предмету необходимо соединить изучение языка и

культуру страны и народа, говорящего на этом языке.

5.Для того, чтобы более успешно решать проблему повышения уровня

профессиональной культуры учителя ИЯ, необходимо предусмотреть

совершенствование аспектов образования студентов в ВУЗах. Учителям ИЯ

необходимо самим повышать уровень своей культуры, выписывать

периодическую литературу, чаще бывать на концертах, выставках, уметь

делиться накопленным опытом с коллегами и учащимися.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность

за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за

самого себя, профессиональную подготовку, свое право быть педагогом,

учителем, воспитателем. Только личность воспитывает личность, только

характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его

профессиональная характеристика.


Для детей я стараюсь стать и учителем, и другом, и помощником, а также

возлагаю надежды на то, что все они станут ответственными, отзывчивыми

личностями, уважающие ценности семьи и общества.


Профессиональная культура

Учителя иностранного языка.



И.С. Григорьева

Учитель английского языка

1 квалификационной категории

МБОУ “Школа №71”





В раздел образования