Автор: Салиндер Татьяна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Сеяхинская школа-интернат" Населённый пункт: с.Сеяха Наименование материала: проект Тема: "История возникновения счета" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сеяхинская школа - интернат»
Исследовательская работа на тему:
«История возникновения счёта»
Выполнили: Окотэтто Агафья, Вануйто Данна,
Окотэтто Марта, Вануйто Александра
(кружок «Юный исследователь»)
Руководитель кружка:
Салиндер Татьяна Анатольевна
с. Сеяха 2015г.
Содержание
1.
Введение…………………………………………………………………………
2.
Подготовительная часть…….…………………………………………………
2.1 История возникновения счета…………………………………………….
2.2 Числовые суеверия …………………………………………………………
2.3 Числа в устном народном творчестве……………………………………..
3.
Практическая часть……………………………………………………………...
4.
Заключение ………………………………………………………………………
5.
Список литературы………………………………………………………………
6.
Приложения………………………………………………………………………
1.
Введение
Когда – то на уроке математике мы изучали тему: «Как люди научились
считать» и нас она заинтересовала. Оказалось, что в каменном веке люди умели
считать, и счет у них был свой, совсем не похожий на наш современный, но так
как люди были мало просвещенными,
то они многого боялись. Например,
боялись чисел 13 9, 99, 6. Но ведь эти числа пугают людей и сегодня (в
самолетах Боинг например нет 13 места)! Мы думаем, что тема актуальна , раз
проблема до сих пор существует. Нас заинтересовало, отчего же они так боялись
чисел, захотелось более подробно узнать, какой была арифметика в каменном
веке? Как числа получили свои имена? Какую магию имеют числа? Какие числа
встречаются в устном народном творчестве?
Цель: изучить
историю
возникновения
счета,
роль
чисел
(в
том
числе
числовые суеверия) в обыденной жизни человека.
Задачи исследования:
1.
Изучить историческую информацию о возникновении счёта, роли чисел (в
том числе числовые суеверия) в сказках, пословицах и поговорках.
2.
Провести анкетирование учеников, воспитателей и учителей по вопросу
числовых суеверий и важности математики в жизни человека.
3.
Обобщить изученную информацию.
Объект
исследования: математика
(история
возникновения
счета
у
разных
народов, числовые суеверия).
Научная
новизна
работы определяется изучением истории возникновения
счета и роли суеверных чисел в жизни людей.
Методы исследования:
1.
Изучение и поиск печатных материалов в библиотеке, интернете.
2.
Анкетирование.
3.
Анализ, обобщение полученной информации.
Этапы работы:
1.
Подготовительная
- Работа в библиотеке с печатными изданиями.
- Работа с интернет – ресурсами по теме исследования.
2.
Практическая часть
- Анкетирование учеников, воспитателей и учителей школы - интерната.
- Анализ и обобщение полученной информации.
3. Выводы.
Практическая значимость исследования: собранный материал может быть
использован учителями
во
внеурочной
деятельности,
на
внеклассных
мероприятиях.
Гипотеза исследования: Если мы изучим историю возникновения счета, то
мы сможем понять какую роль числа играют в обыденной жизни человека.
Ожидаемый результат:
изучен исторический раздел возникновения счета в
математике,
роль
числа
в
обыденной
жизни
человека, пополнен
кругозор
учеников класса новой и интересной информацией по математике.
1.
Подготовительная часть
На данном этапе нашей группой учащихся были определены цель и задачи
исследовательской работы и пути решения этих задач. Была проведена большая
работа в школьной библиотеке, в интернете.
2.1 История возникновения счета
Из
литературных
источников
нам
достоверно
стало
известно,
что
возникновение счета тесно связано с развитием скотоводства и земледелия. В те
далекие времена люди все чаще начали сталкиваться с большими числами,
запоминать которые стало трудно. Нужно было придумать, как их записать. В
разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и
порою даже забавные эти “цифры” у разных народов.
Например,
в Египте
была
своя
система
счета. Древние египтяне считали
также, как мы сейчас считаем - десятками. Но специальные знаки - цифры у них
были только для разрядов: единиц, десятков, сотен, тысяч. Чтобы записать 7,
египтянину приходилось записывать - рисовать 7 палочек.
А вот у древних греков, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались
цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.
У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда
римскими цифрами.
Индейцы
Майя
ухитрялись
писать
любое
число,
используя
только
точку,
линию и кружочек.
Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны,
поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти арабских
цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме. У предков русского
народа - славян, как и у других народов, первым учителем математики была
жизнь. Записывали славяне цифры при помощи букв со специальными значками
- титло.
16 веке при Иване Грозном на Руси появляются первые рукописные
учебники по математике, а позже - печатные.
2.2Числовые суеверия
Все
новое
и
малоизвестное
порождало
у
людей
суеверия,
которые
так
и
назывались «числовые суеверия».
У некоторых народов есть числа “плохие” и “хорошие”, например, число 7
хорошее, а 13 – плохое и т.д. Впервые мистическое отношение к числам возникло
несколько тысяч лет назад, а в середине века широко распространилось по всей
Европе. Была даже целая наука – нумерология, в которой каждое имя имело свое
число, получаемое при переводе букв имени в цифры.
Магическое число 7. Очень многое связанно с этой цифрой: 7 цветов радуги, 7
дней недели, 7 нот нотной грамоты.
Цифру 7 всегда связывали с понятием
везения
(удачи),
а
иногда
называли
эту
цифру
знаком
ангела.
7
считали
магическим,
священным
числом,
это
объяснялось
тем,
что
человек
воспринимает мир (свет, звуки, запахи, вкус) через 7 отверстий в голове (два
глаза, два уха, 2 ноздри и рот). Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу,
знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи разных
травах, и советовали пить 7 дней.
Число 13 , существует предрассудок, что число 13 приносит несчастье, но это не
так. На самом деле это сложное число, но очень сильное, означающее успех в
делах и блистательную карьеру. Люди, родившиеся 13 числа, умные, творческие,
самостоятельные. Они горды и независимы, не любят делать долги.
Число 9 – это символ всеобщего успеха, полного совершенства. Под числом 9
родились: Грибоедов, Жуков, Коперник, Лермонтов, Рафаэль, Рубенс, Руссо,
Скрябин.
Число 6 – это число творения, оно означает творчество, созидание, труд, работу.
Это символ семьи, здоровья, красоты, удачи, счастья, совершенного равновесия.
Люди родившиеся
6 числа, люди чрезвычайно магнетичны. Под числом 6
родились: Горький, Мусоргский, Ницше, Петр I, Чехов, Чайковский, Эйнштейн.
Как число имени 6 предвещает успех в делах, если удается завоевать доверие
окружающих. Эти люди становятся известными в обществе своими научными и
философскими взглядами.
2.3 Числа в устном народном творчестве
Очень часто числа встречаются в устном народном творчестве. Это волшебное
число 7 широко использовалось в сказках: «Белоснежка и семь гномов», «Волк и
семеро козлят», «Цветик - семицветик». Отголоски почитания числа 7 дошли и
до наших дней, когда в речи употребляются пословицы и поговорки:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Семь бед – один ответ.
3.
Практическая часть
В своей работе мы хотели выяснить среди учителей и воспитателей школы –
интерната как они учились в школе по математике, и сказалось ли это на выборе
будущей профессии. Представили их вниманию следующую анкету
(Приложение1)
1.
Успешно ли вы учились по математике в школьные годы?
2.
Сказалось ли это на выборе будущей профессии?
3.
Действительно ли важна математика в жизни человека.
Мы
опросили
20
человек,
где
была
собранна
следующая
информация
(Приложение 2).
Успешно учились по математике в школьные годы все учителя и воспитатели –
100%, сказалось на выборе профессии – 54%, не сказалось – 46%; и все 100%
согласны с тем, что роль математики в жизни человека очень значима.
Так же мы в своей работе хотели выяснить у учащихся школы – интерната,
что они знают о числовых суевериях. И представили их вниманию следующую
анкету (Приложение 3).
1.
Знаете ли вы о существовании «счастливых» и «несчастливых» числах?
2.
Существуют
ли
числа,
которых
вы
боитесь?
Если
ДА,
то
назовите
пожалуйста?
3.
Если
вам
выпадет
ехать
(лететь,
поплыть)
на
13
месте,
13
числа,
продолжите ли вы свое путешествие?
4.
Если вам выпадет в пятницу 13 выполнить какое – либо ответственное
дело, как вы постараетесь уберечь себя от неприятностей?
5.
Часто ли вам встречаются в жизни «счастливые» и «несчастливые» числа?
Какие это числа перечислите пожалуйста?
Мы опросили 30 учащихся со старшей группы, и мы собрали следующую
информацию (Приложение 4):
знают о «счастливых» и «несчастливых» числах 84%,
незнают и не задумывались об этом - 16%,
боятся числа 13, 6, 999 - 80%,
- не боятся никаких чисел – 20%,
13 числа на 13 месте откажутся от поездки – 66%,
- не откажутся от поездки – 34%,
выполнять ответственные дела в пятницу 13 будут – 60%,
- в пятницу 13 отложат дела – 40%,
часто встречаются жизни «счастливые» и «несчастливые» числа – 53%,
- редко, но бывает – 20%,
- не встречаются и не задумывались об этом – 27%.
Вывод: невероятно, но факт многие верят в «проклятые или счастливые»
числа, хотя это не доказано наукой, мы пришли к выводу, что успешное
обучение математике в будущем очень часто оказывает влияние на выбор
технических специальностей.
4.
Заключение
Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим,
чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные
племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части
тела,
главным
образом
пальцы
рук
и
ног.
Благодаря
математике
в
мире
зародились новые науки и профессии. Математика тесно связана почти со всеми
предметами.
В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза о том, что роль чисел в
жизни
человека
очень
значима,
т.к. успешное
обучение
математике
(а
математика – это числа) в будущем очень часто оказывает влияние на выбор
технических специальностей.
Кроме того, многие верят в «проклятые или
счастливые» числа, хотя это не доказано наукой.
Мы сделали вывод о том, что, только изучив, историю возникновения счета,
можно понять какую роль играют числа в обыденной жизни человека.
5.
Список литературы
1.
Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк «Исследовательская
деятельность младших школьников», В.: 2011.
2.
Н.М.Шумакова «Развитие исследовательских умений
младших школьников», М.: Просвещение, 2011.
Приложение 1
Анкета для учителей и воспитателей
3.
Успешно ли вы учились по математике в школьные годы?
4.
Сказалось ли это на выборе будущей профессии?
5.
Как вы считаете, действительно ли важна математика в
жизни человека?
Да
Нет
Успешно ли вы учились по математике в школьные
годы?
100%
1.
Сказалось ли это на выборе
будущей профессии?
54%
46%
2.
К а к
в ы
с ч и т а е т е ,
действительно
ли
важна
м а т е м а т и к а
в
ж и з н и
человека?
100%
Приложение 2
Результаты опроса
(диаграмму оформил
руководитель кружка
Салиндер Т.А.)
0%
20%
40%
60%
80%
100%
120%
140%
Анкета 1
Вывод: успешное обучение в школе математике в будущем очень часто
оказывает влияние на выбор технических специальностей.
Приложение 3
Анкета для учащихся школы – интерната
1.
Знаете ли вы о существовании «счастливых» и «несчастливых» числах?
2.
Существуют
ли
числа,
которых
вы
боитесь?
Если
ДА,
то
назовите
пожалуйста?
3.
Если
вам
выпадет
ехать
(лететь,
поплыть)
на
13
месте,
13
числа,
продолжите ли вы свое путешествие?
4.
Если вам выпадет в пятницу 13 выполнить какое – либо ответственное
дело, как вы постараетесь уберечь себя от неприятностей?
5.
Часто ли вам встречаются в жизни «счастливые» и «несчастливые» числа?
Какие это числа перечислите, пожалуйста?
Приложение 4
Результаты опроса
(диаграмму оформил
руководитель кружка
Салиндер Т.А.)
вопрос 1
вопрос 2
вопрос 3
вопрос 4
вопрос 5
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
84%
80%
66%
60%
53%
16%
20%
34%
40%
20%
0,27
«История возникновения счета»
Окотэтто Агафья, Вануйто Данна,
Окотэтто Марта, Вануйто Александра
Ямало – Ненецкий автономный округ
Ямальский район, с.Сеяха
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сеяхинская школа - интернат»
4
класс
Аннотация
Цель нашего исследования: Собрать и изучить информацию об истории
возникновения счета и применение его в работе как дополнительного материала.
Задачи исследования:
1.
Познакомиться с историей возникновения счёта.
2.
Собрать информацию о том, как люди разных народов записывали числа.
3.
Собрать информацию о роли чисел в сказках, пословицах и поговорках.
4.
Изучить информацию о числовых суевериях.
Методическая основа изучения данной темы включала в себя следующие
направления:
1.
Изучение и поиск печатных материалов в библиотеке, интернете.
2.
Анкетирование.
3.
Анализ, обобщение полученной информации.
Актуальность работы заключается в изучении истории возникновении счета, о
роли чисел в устном народном творчестве и числовых суевериях.
Материал, представленный в работе, может иметь методическую ценность для
педагогов во внеурочной деятельности, может быть использован для проведения
внеклассных мероприятий.
«История возникновения счета»
Окотэтто Агафья, Вануйто Данна,
Окотэтто Марта, Вануйто Александра
Ямало – Ненецкий автономный округ
Ямальский район, с.Сеяха
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сеяхинская школа - интернат»
4
класс
Рецензия
Исследовательская
работа
«История
возникновения
счета»
-
представляет
собой поисковую, исследовательскую работу и обобщение анкетных данных.
В работе раскрыта гипотеза о том, что, только изучив, историю
возникновения счета можно понять всю суть математики, ведь роль чисел в
обыденной жизни человека и сегодня очень значима.
Хорошо
продуман
план
работы,
он
соответствует
содержанию. Материал
изложен
последовательно,
все
части
работы
объединены
в
единое
целое.
Исследовательский
аспект
данной
работы
состоит
в
том,
что
учащиеся
заинтересовались
этой
темой,
занимались
поиском
и
изучением
печатных
материалов
в
библиотеке,
работали
с
интернет
–
ресурсами,
провели
анкетирование
учителей
и
воспитателей,
проанализировали
и
обобщили
полученную информацию.
Работу
сопровождает
слайд
–
презентация,
она
снабжена
доказательным
материалом (диаграммы).
Собран
интересный
материал,
который
целесообразно
использовать
во
внеурочной деятельности, на внеклассных мероприятиях, на уроках математики
и неделе точных наук. Работа соответствует требованиям, предъявляемым для
исполнения
ученических
научно
–
исследовательских
работ,
выполнена
с
использованием информационных технологий.
Руководитель работы: Салиндер
Татьяна Анатольевна