Напоминание

Театральная мозаика


Автор: Голоухова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Новомичуринский д/сад №1
Населённый пункт: Новомичуринск
Наименование материала: Творческий проект
Тема: Театральная мозаика
Раздел: дошкольное образование





Назад




Творческий проект во второй младшей группе.

«Новомичуринский д\с №1» 2015 – 2016 г. Паспорт проекта.
Вид проекта
: групповой, творческий.
Продолжительность проекта
: долгосрочный (2015г. - 2016 г.).

Участники проекта
: дети группы № 2 «Бабочка», воспитатели: Голоухова О.В. и Дорофеева О.А., родители детей.
Тип проекта
: информационно – практико – ориентированный.
По характеру контактов
: детско – взрослый.
Актуальность проекта:
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Цель проекта:
Способствовать развитию творческих способностей ,приобщить детей к театральной культуре.


Задачи проекта:
 Пробуждать интерес к театру у детей.  Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения);  Привлекать детей к совместной театрализованной деятельности, помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.  Развитие памяти, внимания, мышления; координации и двигательной активности; выразительности и темпа речи, силы голоса.
 Развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей — выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.
План реализации проекта:

I этап
– подготовительный : ( сентябрь-октябрь 2015)  наблюдение за деятельностью детей;  выделение целей и задач;  создание условий для реализации проекта.
II этап
– основной: работа с детьми; взаимодействие с родителями. (ноябрь2015- апрель2016)
III этап
– заключительный: подведение итогов реализации проекта; соотнесение ожидаемых и реальных результатов. Содержание работы:  Побуждать интерес к театрально-игровым действиям, создавать необходимые условия для её проведения.  Поощрять участие детей к театрализованной деятельности, формировать положительное отношение к ней.  Закреплять представления об окружающих предметах. Учить детей называть предметы театрально-бытового оборудования.  Развивать умение следить за развитием действий в драматизациях и кукольных спектаклях.  Развивать речь детей с помощью кукольного и других видов театра: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.  Побуждать сочинять сказку с помощью воспитателя, используя при этом настольный театр.  Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать внимание, память, мышление детей.  Формировать умение передавать средствами мимики и пантомимики, движениями и жестами основные эмоции героев. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию на состояние других людей или персонажей.
 Знакомить детей с приёмами кукловождения настольных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.  Обучать детей сопровождать движение кукол песенкой или словами.  Поощрять желание детей участвовать в импровизациях, поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.  Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами.  Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада. На театральных занятиях дети обучаются простейшим приёмам управления куклами настольного театра. Можно предложить придумывать небольшие истории, происходящие с игрушкой, чтобы ребёнок мог сам сочинять диалоги, находить выразительные интонации. При этом оказывать помощь можно наводящими вопросами, не давая при этом готового образца для подражания. Как бы примитивны не были истории, сочинённые малышами, необходимо обязательное поощрение. У ребёнка необходимо побудить желание играть с куклой. Разыгрывание сочинённых сказок духовно раскрепощают малыша и на это нужно обратить внимание. На театральных занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребёнок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе сверстников и взрослых. Большое значение младшей группе отводится работе над этюдами. Это- своеобразная школа, помогающая детям познавать секреты управления театральными куклами, основами актёрского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это поможет им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в кукольном и других спектаклях. Только создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Во второй младшей группе можно разыграть с настольными куклами хорошо знакомые русские народные сказки: «Курочка-Ряба», «Маша и медведь», «Бычок-Смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Здесь также можно предложить детям придумать диалог самим. К концу второй младшей группы дети уже должны овладеть навыками управления настольными куклами, могут до конца концентрировать своё внимание на кукле, внимательно слушают своего партнёра. Так же дети могут самостоятельно сочинить небольшую сказку.
(октябрь-ноябрь)

Виды творческой

деятельности

Методы развития творческих

способностей

Средства

развития

творческих

способностей

Занятия и

репертуар


Игровое

творчество
Привлекать детей к сочинению коротких сказок и историй Настольный театр резиновой игрушки «Встреча в лесу», «Медведь и ослик» (сочиняют дети)
Песенное

творчество
Сопровождение движения куклы песенкой, придуманной ребёнком Любой настольный театр Любая песенка из сказки или музыка
Танцевальное

творчество
Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку Фонограмма любой ритмичной музыки Предложить детям придумать и станцевать танец любого из персонажей сказки «Репка»
Импровизация на

детских

музыкальных

инструментах
Вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками Балалайки, дудочки, баяны, пианино Имитировать игру на этих инструментах
Основные навыки

театрального

мастерства
Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Ритмопластика «Шалтай-Болтай»
Основы

кукловождения.
Познакомить детей с приёмами кукловождения настольного театра Настольный театр Импровизации под музыкальное сопровождение
Основы кукольного

театра
Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить детей к выразительному исполнению роли. Настольный театр, настольные куклы, игрушки, мягкие игрушки
Основы актёрского

мастерства
Воспитывать внимательность, развивать фантазию и воображение детей Работа у зеркала
Основные

принципы

драматизации
Развивать интерес к играм- драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение, поощрять доброжелательное отношение друг к другу, побуждать включаться в игры- драматизации Драматизация в костюмах, в предметном окружении, с декорациями По сказке «Репка»

Праздники, досуги,

развлечения
Привлекать к рассказыванию сказок, вызывать интерес к происходящему на сцене, обогащать детей яркими впечатлениями Атрибуты для концертной обстановки, костюмы Инсценировка сказки «Репка»
Виды творческой

деятельности

Методы развития

творческих способностей

Средства развития

творческих

способностей

Занятия, репертуар.

Игровое

творчество
Поощрять стремление детей придумывать диалоги действующих лиц в сказках Настольный театр конусной игрушки «Бабушка и внучка», «Лиса и кот», «В гостях у Деда Мороза» (сочиняют дети)
Песенное

творчество
Предложить детям сочинить песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной или плясовой Крупная мягкая игрушка «Колыбельная для Мишки», «Пляска куклы»
Танцевальное

творчество
Побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения под разнохарактерную музыку Фонограммы с разнохарактерной музыкой, атрибуты для танцевальных импровизаций (флажки, султанчики) Танцевальные импровизации: «Танец Петрушек» (муз. Д. Кабалевского), «Танец снежинок» (муз. П.И. Чайковского)
Импровизация на

детских

музыкальных

инструментах
Дать представления и способы звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах Ложки, погремушки, бубны, барабаны, колокольчики Предложить детям подыграть на музыкальных инструментах музыку под фонограмму
Основные навыки

театрального

мастерства
Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства «Кукарача» танцевальные движения

Основы

кукловождения.
Обучить детей приёмам кукловождения настольного театра конусной игрушки Конусная игрушка «Колобок»
Основы

кукольного

театра
Развивать эмоциональный отклик на действие персонажей спектакля, вызывать сочуствие и желание помочь, формировать эмоциональную выразительность речи Театр конусной игрушки
Основы

актёрского

мастерства
Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия Работа у зеркала Любые этюды на выразительность жеста «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»
Основные

принципы

драматизации
Вызывать желание участвовать в играх- драматизациях, подводить детей к созданию образа героя, используя при этом жест и мимику Костюмы, декорации, предметная среда. Напр. «Звери в гостях у Снегурочки»
Праздники,

досуги,

развлечения
Развивать активное участие в празднике, развивать воображение, фантазию детей. Побуждать детей играть с куклами настольного театра Атрибуты для досуга, праздника «Праздник ёлки»
(март-апрель)

Виды творческой

деятельности

Методы развития творческих

способностей

Средства развития

творческих

способностей

Занятия и репертуар

Игровое

творчество
Поддерживать желание детей коллективно сочинять небольшие сказки, рассказы, придумывая диалоги действующих лиц Настольный театр мелкой мягкой игрушки «День рождения слонёнка», «Тигрёнок заболел, «Маша и Жучка» (сочиняют дети)
Песенное

творчество
Побуждать детей сочинять песенки на заданный текст и использовать их в кукольных спектаклях и драматизациях Настольный театр конусной игрушки, костюмы, декорации и атрибуты Песенка петушка из сказки «Заюшкина избушка»
Танцевальное

творчество
Прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальные способности ребёнка, воспитывать эмоциональное отношение к музыке через танцевальное движение Фонограммы, шапочки зверей и птиц, мягкая игрушка, куклы Свободная пляска козы и козлят из сказки «Волк и семеро козлят» Танцевальная импровизация с
куклами
Импровизация на

детских

музыкальных

инструментах
Поощрять стремление детей использовать детские музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты в драматизациях и кукольных спектаклях Фонограмма, звучащие игрушки – инструменты со звуком неопределённой высоты Знакомство с металлофоном
Основные навыки

театрального

мастерства
Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Этюды(Упрямые козлики, Представьте себе ,Кого боится зайка)
Основы

кукловождения.
Формировать у детей навыки кукловождения мягкой игрушки настольного театра Мягкая игрушка Рн потешка «Кисонька»
Основы кукольного

театра
Развивать умение давать поступки действующих лиц в спектакле. Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей Театр мягкой игрушки
Основы актёрского

мастерства
Развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё Работа у зеркала Этюды «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Лисёнок боится», «Ваське стыдно», «Молчок»
Основные

принципы

драматизации
Формировать устойчивый интерес к играм- драматизациям, поощрять самостоятельность детей в выборе выразительных средств для создания образов Костюмы, декорации, атрибуты «Волк и семеро козлят»
Праздники, досуги,

развлечения
Вызывать у детей желание выступать перед родителями, прививать любовь к театральному искусству. Поощрять стремление детей участвовать в играх- драматизациях Костюмы, декорации и атрибуты необходимые для досугов и развлечений Весеннее развлечение «Алёнушка и братец Иванушка»
Заключительный этап
(апрель 2016г)  Создание портфолио проекта.  Обновление предметно-развивающей среды, театрального уголка.
 Распространение педагогического опыта.
Работа с родителями:
 Консультация « Развитие ребенка в театральной деятельности»  Изготовление атрибутов и костюмов в театральный уголок.  Изготовление различных видов театра из бросового и природного материала.  Консультация « Совместное творчество детей и родителей»  Открытые показы занятий и театральных представлений.
Предполагаемые результаты:
 Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.  Развитие речи, мимики, жестов.  Развитие инициативы, активности, самостоятельности.  Появление интереса у детей к игре с рифмой и словом, театрализованной деятельности.  Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Итоги проекта :
 Дети приобрели первичные навыки в области театрального искусства.  Пополнение театрального уголка.  В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра конусных игрушек.  У детей сформировано представление о различных видах театра.  У родителей появился интерес к театру и совместной театрализованной деятельности.

Используемая литература:
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  СанПиН.  А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.  А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.  И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».  Н.В. Смирнова, В.К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущ-ность и структура» г. Иваново, 2009 год.  С.Н. Захарова «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.  В.В. Гербова, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2005 год.  Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».  Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.





В раздел образования