"Взаимодействие старшего поколения семьи с часто болеющими детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Автор: Беляева Татьяна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35" Населённый пункт: г. Северск Наименование материала: статья Тема: "Взаимодействие старшего поколения семьи с часто болеющими детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ" Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие старшего поколения семьи с часто болеющими детьми
дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Беляева Т. В. воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад № 35»
г. Северск, Томская область
В Национальной стратегии действия в интересах детей на 2012 – 2017 годы
указывается,
что
семья, родители имеют приоритетное право на воспитание и
развитие ребенка, несут ответственность за его воспитание. При этом старшее
поколение семьи имеет право на общение с ребенком.
В настоящее время приобретает особую остроту пересмотр сферы соучастия
взрослого в жизни ребенка, повышения социальной активности старшего поколе-
ния семьи в воспитании детей дошкольного возраста. Накопленный старшим по-
колением ценный опыт воспитания и его специфическая воспитательная роль иг-
норируется, а воспитательные усилия родителей дошкольников и их дедушек и ба-
бушек оказываются недостаточно скоординированными. Участие представителей
старшего поколения семьи в воспитании дошкольников остается стихийным про-
цессом
Несмотря на то, что взрослые оспаривают свои приоритеты в воспитании,
родители явно или скрыто стремятся оттеснить старшее поколение, родители жа-
луются на то, что бабушки и дедушки слишком балуют внуков, опекают во всем.
Старшие члены семьи считают, что молодежь плохо приучает детей к труду или
слишком строго обращается с детьми, не учитывая их возраста. В результате об-
острения противоречий не создаются условия для полноценного использования
воспитательного потенциала разных поколений семьи в развитии и воспитании
дошкольников. Дошкольники тем временем выражают явное предпочтение обще-
нию с бабушками и дедушками.
Педагоги, психологи, социологи также указывают на воспитательную роль
дедушек и бабушек в трансляции опыта поколений (создание традиций, сохране-
ние истории семьи и передача ее младшему поколению). Представители старшего
поколения обладают большим запасом знаний и творческим потенциалом, поэто-
му нельзя преуменьшать их роль в воспитании внуков. При этом жизнь маленько-
го ребенка от общения с бабушками и дедушками становится более надежной, за-
щищенной, устойчивой. Возникает необходимость воспитания у детей качеств,
способствующих гармонизации их отношений со старшим поколением семьи. От-
сутствие общения со старшим поколением семьи (бабушками и дедушками) эмо-
ционально обедняет растущую личность. Для эмоционального развития ребенка
очень важно общение и с родителями, и с представителями старшего поколения. В
этом общении реализуются потребности ребенка во взаимопонимании и сопере-
живании, развивается стремление помочь близким, появляются эмпатия и рефлек-
сия.
Именно
в
период
дошкольного
возраста
развивается
внеситуативнолич-
ностное общение, определяющее развитие отношения ребенка к взрослому. Этот
процесс приобретает особую актуальность в современных условиях, когда в семье
происходят значительные изменения
Для современной семьи характерны исчезновение семейных традиций, раз-
рушение преемственности и эмоционально-родственных связей между поколения-
ми. Так, всего около 22 % детей дошкольного возраста проживает вместе со свои-
ми бабушками и дедушками. Такое разделение семьи снижает ее воспитательные
возможности, но вместе с тем сохраняется потребность во взаимосвязях и взаимо-
помощи двух нуклеарных семей: молодой семьи и семьи представителей старшего
поколения.
В связи с этим возникает необходимость поиска резервов повышения воспи-
тательного потенциала многопоколенной семьи в условиях дошкольного образова-
тельного учреждения.
Мы, по мере своих возможностей, стремимся помочь решить поставленные
проблемы.
Изучение
опыта
воспитания
детей
в дошкольных образовательных
учреждениях и наблюдения за воспитанием дошкольников в условиях семьи пока-
зывает, что как у родителей, так и у представителей старшего поколения семьи
(бабушек и дедушек) вызывают затруднения вопросы организации педагогически
целесообразного воспитания детей в меняющихся социокультурных условиях.
Мы как педагоги постарались создать условия для взаимодействиястаршего
поколения семьи с детьми дошкольного возраста в рамках дошкольного образова-
тельного учреждения. Способствуем вовлечению бабушек и дедушек в воспита-
тельный процесс не только в семье, но и в различных мероприятиях детского сада,
способствующих формированию уважения к старшему поколению.
В начале своей работы провели динамическое исследование особенностей
воспитанников взаимодействия детей и представителей старшего поколения семьи
(наблюдение, беседа с бабушками и дедушками воспитанников, анкетирование ба-
бушек и дедушек по темам «Ребенок дома», «Семейные традиции»).
В процессе работы привлекаем внимание к жизни группы не только роди-
телей, но и бабушек и дедушек, приглашая их принять участие в родительских со-
браниях, встречах со специалистами ДОУ, где они могли бы узнать что-то новое
для себя и поделиться своим опытом.
В детском саду с этой же целью проводятся конкурсы «Самая музыкальная
семья», «Любимая бабушка», «Самая спортивная семья», в которых бабушки и де-
душки принимают активное участие.
Также старшее поколение охотно принимает участие и в детских праздни-
ках. Это вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, развивает огромный ин-
терес к старшему поколению семьи
У детей в группе воспитываем уважительное отношение к пожилым людям,
побуждаем интерес к их знаниям и жизненному опыту через чтение художествен-
ной литературы, изготовление подарков для бабушек и дедушек к Дню пожилого
человека, 8 Марта, Дню Защитника Отечества, Дню Победы, рисунков «Я и моя
семья», «Я и бабушка моя», «Я и дедушка». С детьми постоянно проходят беседы
по теме «Выходной день в семье», «Семейные праздники», «Знаешь ли ты где и
кем работает бабушка (дедушка)» и т. п. Дети знакомятся с профессиями дедушек
и бабушек, узнают о наградах за многолетний труд.
Каждый год в группе проходит празднование Дня пожилого человека. Отме-
чая этот день, прежде всего говорим о бабушках и дедушках, прабабушках и пра-
дедушках наших воспитанников. С них начинается приобщение детей к истории
семьи. Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обога-
щает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемствен-
ность между поколениями. В это время проходит тематическая выставка семей-
ных поделок «Руками бабушек и дедушек».
В течение года проходит еще несколько тематических выставок с участием
старшего поколения «Что умеет моя семья» (семейные поделки), «Фотографии из
семейного альбома», «Бабушку мою очень я люблю», «Наши дедушки в армии».
Постоянно подготавливается наглядная информация для бабушек, дедушек,
родителей: подбор сказок, песен, пропагандирующих семейные традиции и дина-
стии.
Как итог, стоит отметить, что проделанная работа позволила подтвердить
мысль о том, что взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольно-
го возраста становится эффективным средством воспитания ребенка в современ-
ных социокультурных условиях в результате реализации педагогических условий.
Хочется отметить, что проделанная работа очень заинтересовала родителей,
представителей старшего поколения и детей. Каждый из членов семьи узнал что-
то новое, поделился своим опытом. И мы очень надеемся, что все это поможет
сделать отношения между членами семьи еще более крепкими и сплоченными.
В дальнейшем мы будем продолжать работу по взаимодействию со старшим
поколением в семье, так как жизненный опыт является огромным педагогическим
источником. Семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы мора-
ли, отношения к людям. Взаимодействие всех сил членов семьи и педагогического
коллектива поможет сформировать думающего и активного человека, готового об-
щаться и делать приятное близким, понимать и почитать свои исторические кор-
ни.
Список использованной литературы
1.
Белова М.А., Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей
старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного
учреждения [Текст] /М.А.Белова – Ишим: Ишимский государственный педа-
гогический институт им. П.П. Ершова, 2008.-67с.
2.
Богданова И.В., О возрождении традиций семейного воспитания
/И.В. Богданова // Начальная школа плюс до и после.– 2009.- №3. – С. 18-20.
3.
Васютин А.М. Самая лучшая книга по воспитанию детей/ А.М. Васютин, Н.С. Ва-
сютина. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 235, (2) с.
4.
Дорохина Н, Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании до-
школьников. /Н.Дорохина // Дошкольное воспитание – 2007 - № 10 – 34-41с
5.
Зверева O.JI., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.
пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Academia, 2000. -158с.