Напоминание

"Взаимодействие старшего поколения семьи с часто болеющими детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ"


Автор: Беляева Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35"
Населённый пункт: г. Северск
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие старшего поколения семьи с часто болеющими детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Взаимодействие старшего поколения семьи с часто болеющими детьми

дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Беляева Т. В. воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 35» г. Северск, Томская область В Национальной стратегии действия в интересах детей на 2012 – 2017 годы указывается, что семья, родители имеют приоритетное право на воспитание и развитие ребенка, несут ответственность за его воспитание. При этом старшее поколение семьи имеет право на общение с ребенком. В настоящее время приобретает особую остроту пересмотр сферы соучастия взрослого в жизни ребенка, повышения социальной активности старшего поколе- ния семьи в воспитании детей дошкольного возраста. Накопленный старшим по- колением ценный опыт воспитания и его специфическая воспитательная роль иг- норируется, а воспитательные усилия родителей дошкольников и их дедушек и ба- бушек оказываются недостаточно скоординированными. Участие представителей старшего поколения семьи в воспитании дошкольников остается стихийным про- цессом Несмотря на то, что взрослые оспаривают свои приоритеты в воспитании, родители явно или скрыто стремятся оттеснить старшее поколение, родители жа- луются на то, что бабушки и дедушки слишком балуют внуков, опекают во всем. Старшие члены семьи считают, что молодежь плохо приучает детей к труду или слишком строго обращается с детьми, не учитывая их возраста. В результате об- острения противоречий не создаются условия для полноценного использования воспитательного потенциала разных поколений семьи в развитии и воспитании дошкольников. Дошкольники тем временем выражают явное предпочтение обще- нию с бабушками и дедушками. Педагоги, психологи, социологи также указывают на воспитательную роль дедушек и бабушек в трансляции опыта поколений (создание традиций, сохране- ние истории семьи и передача ее младшему поколению). Представители старшего поколения обладают большим запасом знаний и творческим потенциалом, поэто- му нельзя преуменьшать их роль в воспитании внуков. При этом жизнь маленько- го ребенка от общения с бабушками и дедушками становится более надежной, за- щищенной, устойчивой. Возникает необходимость воспитания у детей качеств, способствующих гармонизации их отношений со старшим поколением семьи. От- сутствие общения со старшим поколением семьи (бабушками и дедушками) эмо- ционально обедняет растущую личность. Для эмоционального развития ребенка очень важно общение и с родителями, и с представителями старшего поколения. В этом общении реализуются потребности ребенка во взаимопонимании и сопере- живании, развивается стремление помочь близким, появляются эмпатия и рефлек- сия. Именно в период дошкольного возраста развивается внеситуативнолич- ностное общение, определяющее развитие отношения ребенка к взрослому. Этот процесс приобретает особую актуальность в современных условиях, когда в семье происходят значительные изменения
Для современной семьи характерны исчезновение семейных традиций, раз- рушение преемственности и эмоционально-родственных связей между поколения- ми. Так, всего около 22 % детей дошкольного возраста проживает вместе со свои- ми бабушками и дедушками. Такое разделение семьи снижает ее воспитательные возможности, но вместе с тем сохраняется потребность во взаимосвязях и взаимо- помощи двух нуклеарных семей: молодой семьи и семьи представителей старшего поколения. В связи с этим возникает необходимость поиска резервов повышения воспи- тательного потенциала многопоколенной семьи в условиях дошкольного образова- тельного учреждения. Мы, по мере своих возможностей, стремимся помочь решить поставленные проблемы. Изучение опыта воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях и наблюдения за воспитанием дошкольников в условиях семьи пока- зывает, что как у родителей, так и у представителей старшего поколения семьи (бабушек и дедушек) вызывают затруднения вопросы организации педагогически целесообразного воспитания детей в меняющихся социокультурных условиях. Мы как педагоги постарались создать условия для взаимодействиястаршего поколения семьи с детьми дошкольного возраста в рамках дошкольного образова- тельного учреждения. Способствуем вовлечению бабушек и дедушек в воспита- тельный процесс не только в семье, но и в различных мероприятиях детского сада, способствующих формированию уважения к старшему поколению. В начале своей работы провели динамическое исследование особенностей воспитанников взаимодействия детей и представителей старшего поколения семьи (наблюдение, беседа с бабушками и дедушками воспитанников, анкетирование ба- бушек и дедушек по темам «Ребенок дома», «Семейные традиции»). В процессе работы привлекаем внимание к жизни группы не только роди- телей, но и бабушек и дедушек, приглашая их принять участие в родительских со- браниях, встречах со специалистами ДОУ, где они могли бы узнать что-то новое для себя и поделиться своим опытом. В детском саду с этой же целью проводятся конкурсы «Самая музыкальная семья», «Любимая бабушка», «Самая спортивная семья», в которых бабушки и де- душки принимают активное участие. Также старшее поколение охотно принимает участие и в детских праздни- ках. Это вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, развивает огромный ин- терес к старшему поколению семьи У детей в группе воспитываем уважительное отношение к пожилым людям, побуждаем интерес к их знаниям и жизненному опыту через чтение художествен- ной литературы, изготовление подарков для бабушек и дедушек к Дню пожилого человека, 8 Марта, Дню Защитника Отечества, Дню Победы, рисунков «Я и моя семья», «Я и бабушка моя», «Я и дедушка». С детьми постоянно проходят беседы по теме «Выходной день в семье», «Семейные праздники», «Знаешь ли ты где и кем работает бабушка (дедушка)» и т. п. Дети знакомятся с профессиями дедушек и бабушек, узнают о наградах за многолетний труд. Каждый год в группе проходит празднование Дня пожилого человека. Отме- чая этот день, прежде всего говорим о бабушках и дедушках, прабабушках и пра- дедушках наших воспитанников. С них начинается приобщение детей к истории семьи. Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обога- щает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемствен-
ность между поколениями. В это время проходит тематическая выставка семей- ных поделок «Руками бабушек и дедушек». В течение года проходит еще несколько тематических выставок с участием старшего поколения «Что умеет моя семья» (семейные поделки), «Фотографии из семейного альбома», «Бабушку мою очень я люблю», «Наши дедушки в армии». Постоянно подготавливается наглядная информация для бабушек, дедушек, родителей: подбор сказок, песен, пропагандирующих семейные традиции и дина- стии. Как итог, стоит отметить, что проделанная работа позволила подтвердить мысль о том, что взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольно- го возраста становится эффективным средством воспитания ребенка в современ- ных социокультурных условиях в результате реализации педагогических условий. Хочется отметить, что проделанная работа очень заинтересовала родителей, представителей старшего поколения и детей. Каждый из членов семьи узнал что- то новое, поделился своим опытом. И мы очень надеемся, что все это поможет сделать отношения между членами семьи еще более крепкими и сплоченными. В дальнейшем мы будем продолжать работу по взаимодействию со старшим поколением в семье, так как жизненный опыт является огромным педагогическим источником. Семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы мора- ли, отношения к людям. Взаимодействие всех сил членов семьи и педагогического коллектива поможет сформировать думающего и активного человека, готового об- щаться и делать приятное близким, понимать и почитать свои исторические кор- ни.
Список использованной литературы
1. Белова М.А., Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] /М.А.Белова – Ишим: Ишимский государственный педа- гогический институт им. П.П. Ершова, 2008.-67с. 2. Богданова И.В., О возрождении традиций семейного воспитания /И.В. Богданова // Начальная школа плюс до и после.– 2009.- №3. – С. 18-20. 3. Васютин А.М. Самая лучшая книга по воспитанию детей/ А.М. Васютин, Н.С. Ва- сютина. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 235, (2) с. 4. Дорохина Н, Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании до- школьников. /Н.Дорохина // Дошкольное воспитание – 2007 - № 10 – 34-41с 5. Зверева O.JI., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Academia, 2000. -158с.


В раздел образования