Автор: Владимирова Людмила Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с общеразвивающего вида "Умка" Населённый пункт: п.Фёдоровский,Сургутский р-н, ХМАО Наименование материала: консультация для родителей Тема: Двуязычие в семье Раздел: дошкольное образование
«Двуязычие в семье»
Два разных языка для одного малыша – хорошо это или плохо? Может ли
маленький ребенок овладеть несколькими языками одновременно? Как влияет
двуязычие в семье на ребенка? Пойдет ли это ему на пользу? Иногда родители в
семье, где говорят на нескольких языках, теряются и не знают, как себя вести по
отношению к ребенку.
Конечно же, с ребенком надо говорить на языке, который вы лучше знаете,
который является для вас родным, и вы используете его в своей повседневной
жизни. Но как быть ребенку, который привык дома говорить на одном языке, а
приходится идти в детский сад , где говорят на другом языке?
Билингвизм или двуязычие дает детям шанс чувствовать себя принадлежащими
к различным культурам, жизнь с двумя языками означает жизнь двух культур.
Важно помнить, что двуязычие может только тогда успешно развиваться у
ребёнка, когда оба языка и обе культуры имеют важное значение вповседневной
жизни. Для большинства детей с нормальным развитием двуязычие не
представляет никаких проблем. Если дети от рождения находятся в такой среде,
они говорят на обоих языках без ошибок и акцента.
Двуязычие в раннем детстве НЕ ведет к замедленному развитию или проблемам
речи. Нет никаких научных данных, свидетельствующих о замедленном
развитие двуязычных детей, так же как нет подтверждения, что один язык
усваивается лучше, чем два.
Билингвизм в семье, имеет положительные моменты. Детям, с детства
владеющим двумя языками, в будущем открываются дополнительные
возможности. Говоря на двух языках, ребенку приходится быстро переключаться
с одного языка на другой. Таким образом, развиваются интеллектуальные
способности, память, сообразительность, логика. Такому ребенку легче изучать
новые языки, так как он с детства знает, что одни и те же вещи можно назвать
по-разному, и что в каждом языке свое произношение и грамматика.
Специалисты утверждают, что ребёнок, который изучает второй язык проявляет
больше творческих способностей, лучше решает сложные задачи. Исследования
показывают, что двуязычные дети перегоняют своих «одноязычных»
сверстников в словесных и любых других интеллектуальных тестах и достигают
лучших результатов в стандартных тестах. Степень овладения языком зависит от
слышимой окружающей речи и от практического использования языка самим
ребенком. При этом, конечно, решающее значение имеет ситуация в семье.
В современном многоязычном мире возможны следующие варианты
распределения языков среди членов семьи.
Разделение языков должно быть четко различимо ребенком.
Возможны некоторые затруднения. Это нормальное явление, что у детей
развивающихся в двуязычной среде, словарный запас несколько меньше.
Грамматика, однако, развивается нормально. Родители должны заботиться о том,
чтобы ребёнок ощущал, что он в обоих языках одинаково способен. Тогда
развивается высокая мотивация к изучению языков.
Конечно, все выше сказанное относится к здоровым детям, с отсутствием
проблем в развитии речи. Если малыш легко и просто может выучить родной
язык, то нет причин для отказа от изучения русского языка.
Что же делать, если развитие не соответствует возрасту? В таком случае
необходима консультация логопеда.
Необходимо помнить о том , какую важную роль играет первый (родной) язык в
процессе развития речи ребенка. Родной язык несет в себе культурные знания,
что помогает ребенку выражать его духовные и социальные способности.
Владение родным языком является предпосылкой и стратегией для овладения
вторым языком. Если родной язык не используется, то ухудшается и общая
языковая способность. Дети, которые учат второй язык, делают это всегда на
основе уже имеющегося опыта в родном языке. Двуязычные дети по русски
начинают говорить, как иностранцы, путают виды глаголов , род
существительных, неправильно употребляют приставки и суффиксы и.т.д. У
малышей отсутствуют предрассудки в отношении второго языка. Дети не
бояться делать ошибки. Легко вступают в контакт с людьми, отличающимся от
них по языку. Русский язык постигают паралельно родному. Чтобы дети хорошо
и быстро усвоили второй язык-надо говорить с ним как можно больше.
Рассказывать обо всем, что знаете, видите, чувствуете, говорить правду.
Говорить с другими, чтобы ребенок научился общаться с друзьями и
посторонними. Учить ребенка слушать и понимать, реагировать словом,
передавая все звукоизобразительное богатство русской речи: как говорят
животные, воет ветер, капают капли, как укладывают спать, утешают,
развлекают, подбадривают и.т.д. Если дома прекрасная обстановка, полная
любви, интересных событий, кругом много друзей, дети легко вступают в
контакт с людьми и стремятся к общению, у них нет стресса, комплексов, то
второй язык усваивается , как приятное развлечение. Жизненные ситуации и
условия могут быть использованы для развития, как родного, так и русского
языка. Чтобы поддерживать свой родной и второй языки надо позаботиться о
наличии книг, игрушек, просмотре телепередачь, чтении сказок, пословиц,
поговорок, потешек. Переселившись с ребенком в иное языковое окружение,
прежде всего, родители, должны обеспечить ему первые контакты на новом
языке, занимаясь с ним дома.