Напоминание

Агрессивное поведение детей в возрасте 2-3 лет


Автор: Зафран Регина Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 20 "Росинка"
Населённый пункт: г. Назарово, Красноярского края
Наименование материала: Статья
Тема: Агрессивное поведение детей в возрасте 2-3 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Агрессивное поведение детей в возрасте 2-3 лет» Агрессивное поведение как парадоксально это не звучало в последнее время стало является частью нашей повседневной жизни, с которой мы сталкиваемся повсюду. Механизмы на самом дели очень просты и понятны каждому. Мы-родители столкнулись с агрессией в свой адрес затем мы несем «негатив» на своих коллег, но чаще всего ситуация такова, что социум не приемлет агрессию на рабочем месте и накопленное недовольство, отрицательные эмоции мы приносим в семью. Что происходит далее многим известно. В данной статье хотелось бы рассмотреть с разных сторон проявление агрессии у детей в возрасте двух-трех лет и выявить механизмы, которые агрессию подпитывают. Агрессия чаще всего является частью обычного роста и развития детей, и она чаще всего проявляется у детей младшего школьного возраста. В возрасте 2-3 лет частота приступов агрессии очень высока. Этим дети выражают свое разочарование. Мысли ребенка в данном периоде состоят из двух составляющих: - «мое» и «не мое». То, что попало ко мне в руки это уже мое в независимости от того, кто мне это дал. Ограничения, налагаемые взрослыми на часть «не мое», приводят к сопротивлению в виде агрессии даже по отношению ко взрослому: - «Это не твоя игрушка, отдай». Крики и вопли часто сопровождают игру двух детей, которая больше похожа на борьбу за ту или иную игрушку. Эта борьба очень часто приводит к таким агрессивным действиям как, таскания за волосы, кусания, драки, щепания. Дети пока не понимают, не чувствуют чужой боли. Они не могут поставить себя на место другого. В этом и заключается причина детской агрессии и даже жестокости. Но пугаться этого не надо. Милосердие в ребенке надо воспитывать.
Во всем хаосе событий, агрессивных реакций очень важно разобраться, что же является возможной первопричиной и где норма развития выходит за рамки. Первопричины:  Недостаточное развитие самоконтроля, навыков общения и плохо разборчивая речь. Это когда малыш хочет что-то рассказать или попросить, но из-за плохого речевого запаса ему это не удается. Взрослые не всегда могут понять, что ему необходимо. Именно по этой причине может возникнуть всплеск агрессии во время игры со сверстниками. Не поделив игрушку, ребенок может дать обидчику в лоб или толкнуть.  Кризис трех лет. Всем известное «Я сам!» Ребенок в этом возрасте пытается все сделать самостоятельно и любые попытки ему помочь пресекаются на корню. Выявление агрессии может начаться из-за мелочи, к примеру, родители, попросив подать какой-то предмет и не дождавшись помощи, берут необходимое самостоятельно. И вот тут начинается визг и плач.  Если родители относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.  Привлечение внимания к себе со стороны взрослого. В нашем случае в возрасте 2-3 года ребенок скорее ждет помощи от взрослого в ситуации с игрушкой, когда другой ребенок отбирает у него ее. Но не в коем случае нельзя вмешиваться, важно чтобы ребенок сам решил ситуацию, таким образом он учиться способам выхода из конфликтных ситуаций.  Защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии).  Стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегают к прямому насилию над сверстниками).
Рассмотрев возможные первопричины, которых я замечу не мало и это еще не весь список. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желаемого результата-будь то внимание или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются. Осталось обсудить вопрос как же реагировать и что делать родителям, воспитателям в моменты агрессивного поведения детей. Гнев и злость — это те эмоции, которые сопровождают агрессивное поведение. Не стоит забывать, что они являются нормальными человеческими эмоциями. Запрещая и отрицая их, мы не сможем избавить от них ребенка. Довольно часто встречается ситуация, когда спокойный дома ребенок становится агрессивным в детском саду. Одно из объяснений как раз в том, что дома негативные эмоции под запретом. Другое дело, что нужно учить ребенка адекватным формам выражения этой эмоции, ведь все мы живем в обществе. Даже двухлетнему ребенку уже можно объяснять, что наша злость на кого-то, вполне нормальное явление, только вот сразу хватать обидевшего за волосы или кусаться — вовсе не единственный способ выразить эмоцию, а есть другие способы наиболее приемлемые и которые не несут вред другим детям. Об эмоциях можно и нужно говорить, их можно рисовать, лепить, играть. В какие игры поиграть
1.

«Обзывалка»

Мама и ребёнок бросают друг другу мяч, при этом «обзываются» не обидными словами, например: «Ты, редиска»», «Ты, капуста!». 2. «
Снежки
» Скомканные листики бумаги бросать друг в друга. 3. «
Ураган
» Нужно сесть или встать напротив друг друга и по очереди начать дуть. Один дует, второй делает вид, что его уносит ветром, и поменяться ролями. 4.
«Упрямый барашек
» Ребёнок ложится на пол и резкими движениями приподнимает ноги в воздух, за тем опускает. При этом можно произносить слово «Нет!». 5. «
Американский футбол
» Для футбола потребуется небольшая подушка. В процессе игры подушку можно отнимать, бросать или пинать. «Больше всего ребенок нуждается в любви и внимании тогда, когда его поведение заслуживает этого меньше всего». Януш Корчак


В раздел образования