Автор: Кузькина Татьяна Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ ДС "Парус" Населённый пункт: г.Волгодонск Наименование материала: статья Тема: "Что делать, если ребенок не хочет заниматься?" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад «Парус»г.Волгодонска
Речевая родительская школа.
Номинация: Организация воспитательного процесса.
«Что делать, если ребенок не хочет
заниматься дома?»
Подготовила: Кузькина Татьяна Ивановна,
учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус».
г. Волгодонск
Дорогие родители!
Наши дети нам ничего не должны!
Они лишь могут или не могут, хотят или не хотят, делают или не
делают. Это мы, взрослые, должны создать для наших детей такие
условия, чтобы они хотели и могли сделать то, на что мы
ориентируемся, оценивая развитие ребенка.
Вы, родители, конечно, понимаете, что развитие и обучение ребенка
продолжается и за стенами детского сада или школы.
Понимаете и то, что выработка любого навыка требует многократных
повторений и значение «домашних заданий» в этом деле велико.
Но родители часто жалуются, что ребенок «не слушается их»,
отказывается заниматься «по тетрадке». Что делать?
Человек устроен удивительным образом. Ему всегда хочется того, что ему
недоступно. Запретный плод всегда сладок. И наоборот, человек пытается
отказаться от того, что ему навязывают. Как только Бог запретил Адаму и Еве
срывать яблоки с дерева, так они возле него и оказались. В общении запреты
дают обратный эффект. Хочешь чего-то добиться от человека, запрети ему это.
Как это может выглядеть в ситуации, когда ребенка надо привлечь к
выполнению домашнего задания? Например, вы можете сказать: «Ваня, ты
сейчас не обращай на нас (с папой, бабушкой, Димой) внимания, занимайся
своими делами, мы будем играть в новую игр (рисовать, лепить, чертить
карту сокровищ и т.д.), но ты к нам не подходи, пожалуйста, тебе будет
неинтересно». Как вы думаете, что сделает после этого ваш «упрямец»? Но
одно условие есть - вы действительно должны заинтересованно делать то, о
чем сказали ребенку, даже если он к вам и не подойдет. Обязательно подойдет
в другой раз.
Итак, мы с вами поняли уже, что единственный стимул для
успешного обучения ребенка это его интерес к Вам и к тому, что ему
предлагает взрослый.
В какой форме можно преподнести ребенку речевой материал,
заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые,
но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Приведем несколько игровых вариантов.
К нам пришел гость:
1) он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как он умеет
произносить;
2) гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить
правильно звук и просит его научить;
3) гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить.
В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.
Кто может быть гостем? Любимая или незнакомая игрушка, персонаж из
мультфильма, нарисованный герой, воображаемый персонаж и т.п.
Вы, взрослый, должны в этом случае говорить и за себя и за героя, имитируя
его голос. Вообще побыть немного артистом. Это надо делать искренне, дети
очень хорошо чувствуют фальшь.
Идем в гости:
В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге
ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания
логопеда (ваши) или встреченных в пути персонажей. ( Оборудовать и
провести такое занятие можно как настольный театр).
Мы пришли в гости:
1) удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что мы умеем
делать;
2) поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.
Поход в гости может быть как реальным, так и придуманным, а гостями
могут быть игрушки или другие члены семьи.
Посылка:
Вы готовите для занятия посылку, отправитель которой известен сразу или
имя его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку( игрушки, картинки,
карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него отправителем
задания. Посылкой может быть красивая коробка, мешочек.
Письмо:
Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном
виде, а ребенок вместе с вами выполняет их, используя игрушки, картинки и
другой наглядный материал. Следовательно, вам придется предварительно
готовиться к занятию, но ребенок это обязательно оценит. В дальнейшем вам
с ним будет легко общаться, вы будете уметь с ним играть.
План:
Ребенку предлагается план, согласно которому в комнате находятся конверты
с заданиями. Двигаясь по комнате, ребенок находит и выполняет
приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок
их выполнения (например, сначала выполни задание из синего конверта,
потом из зеленого…. или «Это задание предложила белка, а кто готовит
следующее - посмотри по плану».)
Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»):
Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую
настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому,
обозначая при этом свой путь фишкой (хорошо использовать игрушки из
киндер-сюрприза), ребенок выполняет задания, преодолевая преграды.
Прохождение пути по карте возможно в ходе одного задания, а может
растянуться на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.
Стройплощадка
Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной картинки строит дом
(детский сад, гараж или любое другое здание). При этом чтобы завершить
каждый элемент или получить нужную деталь конструктора, часть картинки,
ребенок выполняет задание взрослого. Постройка не должна быть сложной, а
количество деталей должно быть таковым, чтобы ребенок уложился в
отведенное время ( например, домик может быть из нескольких кубиков и
готовой крыши, а картинку можно предложить из 4-6 частей в зависимости от
возраста ребенка).
Проявляющаяся картинка:
Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка.
После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются,
постепенно « проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия
ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка
(изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и
приготовил все задания.
Веселая школа:
В одном случае ребенок попадает в необычную школу (например, лесную) и
вместе с другими учениками учится сам, помогает другим, выполняя задания
взрослого, который является «учителем» этой школы или выступает от лица
учителя. В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной
школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно
правильно выполнять то или иное задание.
Занятие-сказка:
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку
сказки взрослый предлагает помочь персонажам, выполнив различные
задания (замесить вместе с бабушкой колобок, проговаривая «волшебные»
слова, вытянуть с дедом репку, помогая особыми словами, звуками и т.п.)
Начав заниматься с ребенком, используя хотя бы одну из предложенных игр,
вы сразу увидите результат и дальше сможете уже сами придумывать
игровые сюжеты. Но, может быть, после первого раза вы потерпите неудачу.
Скорее всего, так и будет. Это не страшно, ведь неудача в сто раз ценнее
успеха, так как именно она заставляет нас думать, искать выход, а значит –
развиваться. Вы же знаете, что больше всего дети любят играть, и если вы
будете искренне хотеть с ними играть, то обязательно научитесь.
Желаем вам радости взаимного общения с ребенком!