Напоминание

"Из опыта применения системно-деятельностного подхода на уроках химии "


Автор: Кивалкина Светлана Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5 им. А.К. Ерохина г. Томска
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: "Из опыта применения системно-деятельностного подхода на уроках химии "
Раздел: среднее образование





Назад




Из опыта применения системно-деятельностного подхода на уроках химии Кивалкина Светлана Владимировна, учитель химии МАОУ СОШ №5 им.А.К. Ерохина г.Томска “Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить”.
А. Дистервег
Основой, обеспечивающей реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего и среднего (полного) образования второго поколения, является системно – деятельностный подход. Основная педагогическая задача данного подхода: создание и организация условий, инициирующих действие ученика. Возникает вопрос: как учить по-новому, чтобы получить новый образовательный результат, а именно: развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий. Большую роль в достижении даного результата играет подбор средств обучения. Я более десяти лет преподаю химию с использованием УМК О.С.Габриеляна и его соавторов «Химия. 8-11» издательства «Дрофа», который предоставляет широкий и разнообразный спектр заданий, позволяющих эффективно проводить уроки с учётом возраста учащихся, уровня их развития, задач конкретных этапов урока. Использование нестандартных заданий, представленных в учебной литературе данного авторского коллектива, пробуждает активную деятельность учащихся на уроке, их самостоятельность и инициативность, создаёт условия для возникновения положительной учебной мотивации. Реализуя новый стандарт, учитель должен понимать необходимость формирования универсальных учебных умений, которые помогут ученику стать успешным на следующих ступенях образования и в будущей профессиональной деятельности. Ребенок должен научиться самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Примером задания, способствующего решению данной задачи может служить следующее, взятое из учебника химии 10 класса: «Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока – сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа».
Ребятам нравится решать практикоориентированные задачи. Например, в 8 классе представлено множество задач компетентностного типа по теме «Массовая и объёмная доля вещества», на способы разделения смесей в теме «Физические явления в химии». Есть задания межпредметного характера, в частности, в учебнике 9 класса учащимся предлагается написать сочинение на тему «Художественный образ вещества или процесса» (причём приведены примеры выполнения подобного задания), найти ошибки в литературных произведениях с точки зрения химика, объяснить химизм некоторых литературных выражений. Также представлены задания проблемно-поискового характера. Например, в учебнике 10 класса: выполнить учебно-исследовательский проект «Вторая жизнь брошенной покрышки». В Рабочих тетрадях по химии УМК Габриеляна О.С. использованы различные увлекательные формы заданий, позволяющие сделать урок химии живым и нестандартным, пробудить интерес к предмету: игра в крестики-нолики, разгадывание ключевых слов, составление и заполнение кластеров. Также большим подспорьем является электронное пособие к учебникам, содержащее много интересного иллюстрационного материала, видеороликов, виртуальных опытов и интерактивных заданий. Вышеперечисленные средства обучения способствуют, по моему мнению, реализации дидактических принципов системно-деятельностного подхода, таких как принцип творчества, принцип деятельности, принцип минимакса и психологической комфортности. При использовании системно-деятельностного подхода ученик из пассивного потребителя знаний становится активным субъектом образовательного процесса. Только в таких условиях возможна реализация новых стандартов образования, формирование универсальных учебных умений, которые помогут ученику стать успешным на следующих ступенях образования и в будущей профессиональной деятельности. Список литературы 1. Дмитриев С.В. “Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения” // Школьные технологии. -2003-№6. – С. 30-39 2. Файзуллина Н.Р. “Об использовании в обучении деятельностного подхода” // Химия в школе. - 2003. - N 3. - С. 19-21
3. Ярцева С.В. “Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии” // Химия в школе. - 2010. – N 6. - С. 23-27.


В раздел образования