"Из опыта применения системно-деятельностного подхода на уроках химии "
Автор: Кивалкина Светлана Владимировна Должность: учитель химии Учебное заведение: МАОУ СОШ №5 им. А.К. Ерохина г. Томска Населённый пункт: город Томск Наименование материала: статья Тема: "Из опыта применения системно-деятельностного подхода на уроках химии " Раздел: среднее образование
Из опыта применения системно-деятельностного подхода на уроках химии
Кивалкина Светлана Владимировна,
учитель химии МАОУ СОШ №5 им.А.К. Ерохина г.Томска
“Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить”.
А. Дистервег
Основой, обеспечивающей реализацию Федерального государственного образовательного
стандарта общего и среднего (полного) образования второго поколения, является системно –
деятельностный подход.
Основная педагогическая задача данного подхода: создание и организация условий,
инициирующих действие ученика. Возникает вопрос: как учить по-новому, чтобы получить
новый
образовательный
результат,
а
именно:
развитие
личности
ребёнка
на
основе
универсальных учебных действий. Большую роль в достижении даного результата играет
подбор средств обучения. Я более десяти лет преподаю химию с использованием УМК
О.С.Габриеляна
и
его
соавторов
«Химия.
8-11»
издательства
«Дрофа»,
который
предоставляет
широкий
и
разнообразный
спектр
заданий,
позволяющих
эффективно
проводить уроки с учётом возраста учащихся, уровня их развития, задач конкретных этапов
урока.
Использование
нестандартных
заданий, представленных в учебной литературе
данного авторского коллектива, пробуждает активную деятельность учащихся на уроке, их
самостоятельность и инициативность, создаёт условия для возникновения положительной
учебной мотивации.
Реализуя
новый
стандарт,
учитель
должен
понимать
необходимость
формирования
универсальных учебных умений, которые помогут ученику стать успешным на следующих
ступенях образования и в будущей профессиональной деятельности.
Ребенок должен научиться самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую
информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить
учиться.
Примером
задания,
способствующего
решению
данной
задачи
может
служить
следующее, взятое из учебника химии 10 класса: «Найдите в Интернете электронные адреса,
которые
могут
служить
дополнительными
источниками,
раскрывающими
содержание
ключевых
слов
и
словосочетаний
параграфа.
Предложите
учителю
свою
помощь
в
подготовке нового урока – сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям
следующего параграфа».
Ребятам нравится решать практикоориентированные задачи. Например, в 8 классе
представлено множество задач компетентностного типа по теме «Массовая и объёмная доля
вещества», на способы разделения смесей в теме «Физические явления в химии».
Есть задания межпредметного характера, в частности, в учебнике 9 класса учащимся
предлагается написать сочинение на тему «Художественный образ вещества или процесса»
(причём приведены примеры выполнения подобного задания), найти ошибки в литературных
произведениях
с
точки
зрения
химика,
объяснить
химизм
некоторых
литературных
выражений.
Также представлены задания проблемно-поискового характера. Например, в учебнике 10
класса: выполнить учебно-исследовательский проект «Вторая жизнь брошенной покрышки».
В
Рабочих
тетрадях
по
химии
УМК
Габриеляна
О.С.
использованы
различные
увлекательные формы заданий, позволяющие сделать урок химии живым и нестандартным,
пробудить
интерес
к
предмету:
игра
в
крестики-нолики,
разгадывание
ключевых
слов,
составление и заполнение кластеров.
Также большим подспорьем является электронное пособие к учебникам, содержащее
много
интересного
иллюстрационного
материала,
видеороликов,
виртуальных
опытов
и
интерактивных заданий.
Вышеперечисленные средства обучения способствуют, по моему мнению, реализации
дидактических
принципов
системно-деятельностного
подхода,
таких
как
принцип
творчества, принцип деятельности, принцип минимакса и психологической комфортности.
При использовании системно-деятельностного подхода ученик из пассивного потребителя
знаний становится активным субъектом образовательного процесса. Только в таких условиях
возможна
реализация
новых
стандартов
образования,
формирование
универсальных
учебных умений,
которые помогут ученику стать успешным
на следующих ступенях
образования и в будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1.
Дмитриев С.В. “Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения”
// Школьные технологии. -2003-№6. – С. 30-39
2.
Файзуллина Н.Р. “Об использовании в обучении деятельностного подхода” // Химия в
школе. - 2003. - N 3. - С. 19-21
3.
Ярцева С.В. “Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии” //
Химия в школе. - 2010. – N 6. - С. 23-27.