Напоминание

"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"


Автор: Евтюгина Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: п. Демянск Новгородская обл.
Наименование материала: опыт работы по художественно- эстетическому развитию.
Тема: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Опыт профессиональной деятельности по теме:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного
возраста через нетрадиционную технику рисования» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский. Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей оригинальностью, буйством фантазий. Дети рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется интерес к изобразительной деятельности, развитие их способностей. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста. Рисование нетрадиционными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации ,координации мелкой моторики пальцев рук.
У детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Моя совместная образовательная деятельность составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом Дошкольного Образования и направлена на развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности. Образовательная деятельность, основана на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Мой опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать нетрадиционными способами и использование при этом материалов, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывает у детей огромные положительные эмоции. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов заставляет все время, что-нибудь придумывать. Например, гуляя летом на прогулке, мы с детьми смочили песок в песочнице и рисовали ладошками. «Солнышко», «Гусеница», «Бабочки». А на пластиковой доске мы рисуем пальчиками, насыпав на неё сухой песок. Фантазия детей здесь безгранична .Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Работа с нетрадиционными техниками изображения вызывает радостное настроение, положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Нетрадиционные способы рисования так увлекают детей, что в группе бьёт настоящий фонтан творчества, который затем превращается в выставку детских рисунков. Познакомила родителей с информацией «Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома?» Кляксография, рисование солью, рисование пальцами, ладошками, пластилином, мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой? Большое внимание уделяю работе с родителями по данному направлению . Провожу с родителями мастер-классы "Не обычными вещами , мы рисуем без труда", "Волшебное дерево","Зимняя сказка", "Рисуем всей семьей" где знакомлю их с разными техниками рисования. В итоге в совместной деятельности с родителями была организована выставка
работ на тему «Зимняя сказка», где родители совместно с детьми применяли в своих работах разные техники рисования . Начиная с 2лет дети рисуют пальчиками, ладошками . В 3года дети знакомятся с другими техниками рисования: оттиск пробкой, печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом). В 4года можно применять оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель. В старшем дошкольном возрасте - кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия и др. При организации образовательной деятельности с детьми по рисованию нетрадиционными материалами, придерживаюсь советов на которые указывает Н.А.Короткова: • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Хочется отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, на совместной образовательной деятельности по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Полученные результаты работы : Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Таким образом, на основе проделанной мной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционному рисованию .Поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая
стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. . Список используемой литературы: Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Никитина А.В. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду». Рисование с детьми дошкольного возраста /под ред. Р. Г. Казаковой.-Москва,2006. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду - Москва.2007. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».


В раздел образования