Напоминание

"Родителям о развитии мелкой моторики детей"


Автор: Крекова Елена Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 102
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: рекомендации для родителей воспитанников
Тема: "Родителям о развитии мелкой моторики детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Родителям о развитии мелкой моторики у дошкольников.
Крёкова Елена Николаевна Педагог – психолог МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №102
«Источники способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А. Сухомлинский. Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (а язык, по мнению И.Канта: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом»). Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием является следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки. Можно сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка будут или есть проблемы с моторикой. Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за ф о р м и р о в а н и е м н о г и х с л ож н е й ш и х п с и х и ч е с к и х ф у н к ц и й . В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Поэтому, крайне необходимо серьезно подойти к предупреждению и коррекции слабых мышц мелкой моторики. Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук. Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости – рисование, лепка, конструирование, аппликация, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов). И многое другое. Все ограничивается только фантазией самих родителей.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие педагогические принципы: - игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе до ве р и я, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях; - постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному. - для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время. - время выполнения упражнений также должно учитываться, так как интерес ребенка быстро иссякают: до 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность. - катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. УПРАЖНЕНИЯ. 1. Запускать пальцами мелкие «волчки», играть в пальчиковые игры. 2. Разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки. 3. Сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми». 4. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только п а л ь ц а м и , с о б и р а т ь в с е п а л ь ц ы в щ е п о т к у . 5.Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку, на шнурок. 6 . З а в я з ы в а т ь у з е л к и н а н и т к е , н а ш н у р к е . 7. Играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки. 8. Выкладывать из цветных палочек узоры по образцу и по желанию. 9. Мять руками поролоновые шарики, губки, резиновые мячики с в ы п у к л о с т я м и . 10. Рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять г р а ф и ч е с к и е у з о р ы п о к л е т о ч к а м в т е т р а д и . 11.Резать (вырезать геометрические фигуры) ножницами (выполнять разные а п п л и к а ц и и ) . 12. Плести из бумаги коврики, корзинки, косички. 13. Игры с цветными крышками. 14. Игры с живым (кинетическим) песком. 15. Игры с крупами (рисование манкой на подносе, опускать кисти рук в ёмкость с фасолью с целью найти мелкие предметы, шевелить пальчиками, сжимать и разжимать кулачки и многое другое). Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому: - перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
- уход за срезанными и живыми цветами; - водные процедуры, переливание воды (мытьё посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание)); - разбор круп и т.д.


В раздел образования