Автор: Крекова Елена Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ № 102 Населённый пункт: город Кемерово Наименование материала: рекомендации для родителей воспитанников Тема: "Родителям о развитии мелкой моторики детей" Раздел: дошкольное образование
Родителям о развитии мелкой моторики у дошкольников.
Крёкова Елена Николаевна
Педагог – психолог
МБДОУ детский сад
присмотра и оздоровления №102
«Источники способностей и дарование детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли».
В.А. Сухомлинский.
Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого
внимания. Они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют
индивидуального подхода. Известно, что уровень развития речи находится в
прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев
рук
(а
язык,
по
мнению
И.Канта: «Рука
является
вышедшим
наружу
головным мозгом»).
Развитый
мозг
и
неразвитая
рука
-
вполне
закономерное,
при
современном
образе
жизни,
явление. Общая
неготовность
большинства
современных детей к письму или проблем с речевым развитием является
следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки. Можно
сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка будут или
есть проблемы с моторикой.
Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной
и
левой
лобной
областей
головного
мозга,
которые
отвечают
за
ф о р м и р о в а н и е
м н о г и х
с л ож н е й ш и х
п с и х и ч е с к и х
ф у н к ц и й .
В.А. Сухомлинский
справедливо
утверждал:
«Ум
ребёнка
находится
на
кончиках его пальцев».
Поэтому, крайне необходимо серьезно подойти к предупреждению и
коррекции слабых мышц мелкой моторики.
Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения,
направленные на формирование тонких движений пальцев рук.
Эффективные
пути
для
развития
мелкой
моторики
пальцев
рук
и
развитие ручной умелости – рисование, лепка, конструирование, аппликация,
различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок,
перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких
предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него;
пальчиковый театр; упражнения по подготовке руки к письму (работа с
трафаретами,
шаблонами,
фигурными
линейками,
объемными
и
плоскостными
изображениями
предметов).
И
многое
другое.
Все
ограничивается только фантазией самих родителей.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание
такие педагогические принципы:
- игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные
отношения
взрослого
и
ребенка
строятся
на
основе
до ве р и я,
взаимопонимания,
доброжелательности.
Ребенок
знает,
что
получит
необходимую помощь при затруднениях;
-
постепенное
усложнение
игрового
материала,
упражнений,
от
простого к сложному.
- для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по
развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время.
- время выполнения упражнений также должно учитываться, так как
интерес ребенка быстро иссякают: до 3 лет это около 5 минут, затем можно
увеличить длительность.
-
катать
по
очереди
каждым
пальцем
камешки,
мелкие
бусинки,
шарики.
УПРАЖНЕНИЯ.
1.
Запускать
пальцами
мелкие
«волчки»,
играть
в
пальчиковые
игры.
2.
Разминать
пальцами
пластилин
и
глину,
лепить
различные
поделки.
3. Сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером
заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми».
4. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только
п а л ь ц а м и ,
с о б и р а т ь
в с е
п а л ь ц ы
в
щ е п о т к у .
5.Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку, на шнурок.
6 . З а в я з ы в а т ь
у з е л к и
н а
н и т к е ,
н а
ш н у р к е .
7. Играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки.
8.
Выкладывать
из
цветных
палочек
узоры
по
образцу
и
по
желанию.
9.
Мять
руками
поролоновые
шарики,
губки,
резиновые
мячики
с
в
ы
п
у
к
л
о
с
т
я
м
и
.
10.
Рисовать,
раскрашивать,
штриховать,
обводить
по
точкам,
выполнять
г р а ф и ч е с к и е
у з о р ы
п о
к л е т о ч к а м
в
т е т р а д и .
11.Резать (вырезать геометрические фигуры) ножницами (выполнять разные
а
п
п
л
и
к
а
ц
и
и
)
.
12. Плести из бумаги коврики, корзинки, косички.
13. Игры с цветными крышками.
14. Игры с живым (кинетическим) песком.
15. Игры с крупами (рисование манкой на подносе, опускать кисти рук в
ёмкость с фасолью с целью найти мелкие предметы, шевелить пальчиками,
сжимать и разжимать кулачки и многое другое).
Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный
труд детей по дому:
- перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
- уход за срезанными и живыми цветами;
- водные процедуры, переливание воды (мытьё посуды, стирка кукольного
белья
(объяснить
и
показать
предварительно
все
процессы:
смачивание,
намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
- разбор круп и т.д.