Автор: Кривецкая Тамара Ивановна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МКОУ Лягушинская СОШ Населённый пункт: Новосибирская область Купинский район с. Лягушье Наименование материала: Методическая разработка Тема: Внеклассное мероприятие по истории Раздел: среднее образование
Автор: Кривецкая Тамара Ивановна,
учитель истории и обществознания МКОУ Лягушинской СОШ Купинского
района Новосибирской области, первая квалификационная категория,
педагогический стаж работы – 23 года.
Цель: Знакомство с видами русской народной одежды: мужского и женского
костюма древней Руси.
Задачи:
Образовательные
- познакомить учащихся с русским народным костюмом;
Развивающие
- развивать творческие способности детей, наблюдательность,
память, воображение;
- формировать художественный вкус;
Воспитательные
- воспитывать интерес к традиционному русскому костюму;
- воспитывать доброе отношение к народным традициям.
Используемые технологии:
игровые;
ИКТ.
Оборудование: компьютер: экран, проектор.
Ход занятия.
Первый тур.
Представление игроков 1 тура. (3 человека).
Задание для игроков 1 тура.
Для всех сословий и классов до XIII века главной в одежде была русская
рубаха. Рубахи носили все: мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и
женщины – различались они покроем и отделкой. Были рубахи повседневные,
были и праздничные. Повседневные рубахи почти не украшали, а в
праздничные надевали богато украшенные. Украшением чаще всего служила
вышивка. А поскольку считалось, что в праздник человек разговаривает с
Богом, то и рубаха тоже как бы участвовала в этом «разговоре». На ней языком
орнамента – повторяющегося узора –были записаны все просьбы человека к
Богу. В народе верили, что свою рубаху нельзя продавать, иначе распрощаешься
со счастьем.
Вопрос: как называлась русская традиционная рубаха с застёжкой на груди,
смещённой влево, реже вправо?
К О С О В О Р О Т К А
(Демонстрация на слайдах фотографий рубах – косовороток, слайд № 1).
Музыкальный номер учащихся 5 класса.
Второй тур.
Представление игроков 2 тура.(3 человека)
Задание для игроков 2 тура.
В разных местностях России головные уборы были очень разнообразны по
внешнему виду. В давние времена с непокрытой головой можно было ходить
только дома, а на улице – только девочкам или молодым девушкам. Мы до сих
пор говорим «опростоволосилась», то есть попала впросак. А раньше это
значило, что женщина, появившись на людях без головного убора, себя
опозорила.
Вопрос: как называется головной убор замужней женщины на Руси?
К О К О Ш Н И К
(Демонстрация на слайдах фотографий кокошников, слайды № 1-3)
Музыкальный номер учащихся 6 класса.
Третий тур.
Представление игроков 3 тура.(3 человека)
Задание для игроков 3 тура.
В северных и центральных губерниях Руси носили эту одежду. Общепринята
точка зрения, что это – русская женская одежда. Но это не совсем верно.
Учёные полагают, что он пришёл на Русь из Византии вместе с православной
религией. Сначала он был одеждой женщин из царской семьи, знатных
боярынь. В конце 17 века он ещё не был крестьянской одеждой и только в эпоху
Петра 1 он пришёл в народ и стал любимой женской одеждой.
Вопрос: Что же носили русские женщины?
С А Р А Ф А Н
(Демонстрация на слайдах фотографий сарафанов, слайды № 4 - 6)
Музыкальный номер учащихся 7 класса.
Финал.
Знатность рода бояр в старой Руси устанавливалась по высоте их меховых
шапок. Чем знатней и сановней был вельможа, тем выше вздымалась над его
головой такая шапка. Простой народ не имел права (да и средств) на ношение
этих роскошных шапок из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и
родились пословицы: «По Сеньке и шапка» или «По Ерёме и колпак», то есть:
каждому честь по заслугам. А сейчас представим себе, что где - нибудь жили в
селе два мужика. Один ленивый, неряшливый, всё делал кое-как. И дом у него
плохой и крыша дырявая, и шапка на нём была мятая, неказистая. Про него и
говорили с усмешкой: « По Сеньке и шапка!». А другой был ловкий, умелый:
дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка
была аккуратная, красивая. Про такого люди говорили с уважением, как бы
любуясь им: «По Сеньке и шапка!» А вот ещё одна любопытная пословица –
«На воре и шапка горит». Этот оборот восходит к старинному анекдоту о том,
как нашли на рынке вора. После тщетных попыток найти вора люди обратились
за помощью к колдуну; тот громко крикнул: «Смотрите –ка! На воре шапка
горит! И вдруг все увидели, как какой-то человек схватился за шапку. Так вор
был обнаружен и уличён.
Вопрос: как называлась высокая меховая шапка бояр?
Г О Р Л А Т Н А Я
(Демонстрация на слайдах фотографий горлатных шапок, слайд № 7-8)
Супер-игра.
Епанечка, боры, телогрейка, перо, перышко, коротенька — так называлось
то, что вам нужно сейчас угадать. Короткая пелерина (кофта) на лямках,
охватывала спину и грудь и застегивалась спереди на крючок, а сзади
собиралась складками. Её шили из парчи, шелка и плюша, отделывая края
золотым позументом. Утепленные они подбивались льняными или пеньковыми
очесами (ватой), они были коротенькими, на спине закладывались плотные
складки-валики. Холодные их делали на подкладке, они были длиннее и по
крою напоминали косоклинный сарафан. В 19 в. Они были широко
распространены в купеческой и мещанской среде, преимущественно на Севере,
и входила в праздничный комплект девичьей одежды. Носили этот вид одежды
поверх сарафана.
Вопрос: как называлась эта женская одежда?(По горизонтали)
ДУШЕГРЕЯ
(Демонстрация на слайдах фотографий душегреек, слайды 9-10)
По вертикал: шерстяная или полушерстяная ткань полотняного
переплетения. / СУКНО /
С