Универсальные учебные действия их роль в преподавании географии
Автор: Горшкова Ольга Михайловна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ гимназия №88 Населённый пункт: г. Краснодар Наименование материала: статья Тема: Универсальные учебные действия их роль в преподавании географии Раздел: полное образование
их роль в преподавании географии.
Современная
система
образования
призвана вооружить ребенка
универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и
совершенствоваться,
а формирование
способности
и
готовности
обучающихся
реализовывать
УУД,
позволит
повысить
эффект
образовательного и воспитательного процесса в школе.
Изучение
курса
географии
в
школе
обеспечивает
удовлетворение
интеллектуальных потребностей индивида в знании природы, населения и
хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с
сущностью
природных
и
техногенных
процессов
в
целях
личной
безопасности:
познание
на
конкретных
примерах
многообразия
современного
географического пространства на разных его уровнях (от локального до
глобального) для формирования географической картины мира;
познание
характера,
сущности
и
динамики
главных
природных,
э кол о ги ч е с к и х ,
с о ц и а л ь н о -э ко н оми ч е с к и х ,
с о ц и а л ь н ы х ,
геополитических и иных процессов, происходящих в географическом
пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы
и
общества
на
современном
этапе
его
развития,
значения
охраны
окружающей
среды
и
рационального
природопользования,
осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и
мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной
организации
хозяйства
в
связи
с
природными,
социально-
экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем
адаптации
и
здоровья
человека
от
географических
условий
проживания;
глубокое
и
всестороннее
изучение
географии
России,
включая
ее
геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы,
особенности природопользования в их взаимозависимости.
В процессе географического образования к универсальным
действиям можно отнести:
Умение пользоваться географической картой – языком международного
общения.
Умение пользоваться современными информационными технологиями;
Владение научными географическими понятиями;
Умение видеть проблемы и ставить вопросы;
Умение анализировать информацию из различных источников,
классифицировать ее и группировать;
Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в
пространстве;
Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и
характеристики.
УУД в географическом образовании школьников выполняют следующие
функции:
Обеспечивают деятельностный характер организации учебного
процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом,
чтобы ребенок осознавал все этапы ее осуществления (от
целеполагания до рефлексии);
Позволяют школьнику освоить различные виды деятельности
(познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную,
рефлексивную, исследовательскую, проектную, практическую и др.)
Раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью;
Обеспечивают успешное усвоение географических знаний,
формирование умений;
Способствуют личностному и профессиональному самоопределению
школьников;
Закладывают основы для формирования компетенций в условиях
профессионального образования.
Система универсальных учебных действий (по ФГОС).
1.
Личностные
УУД обеспечивают
ценностно-смысловую
ориентацию
учащихся
(умение
соотносить
поступки
и
события
с
принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных
ролях
и
межличностных
отношениях.
Применительно
к
учебной
деятельности следует выделить три вида действий:
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение;
смыслообразование - установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она
осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое
значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно –
этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее
личностный моральный выбор на основе социальных и личностных
ценностей.
2.
Регулятивные
УУД обеспечивают
организацию
учащимся
своей
учебной деятельности. К ним относятся следующие:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его
временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и
его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и
что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
3.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и
учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности,
умение
слушать
и
вступать
в
диалог;
участвовать
в
коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками
и
взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта,
принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка
действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
4.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а
также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-
символические действия (информационные):
моделирование;
преобразование модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область.
Логические (интеллектуальные) универсальные действия:
анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Универсальные
учебные
действия –
это
способность
ученика
к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося,
обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, включая организацию этого процесса.