Напоминание

Универсальные учебные действия их роль в преподавании географии


Автор: Горшкова Ольга Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ гимназия №88
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Универсальные учебные действия их роль в преподавании географии
Раздел: полное образование





Назад





Горшкова О.М.

Выступление на

научно-практической

конференции

ноябрь, 2015 год

Универсальные учебные действия,

их роль в преподавании географии.
Современная система образования призвана вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться, а формирование способности и готовности обучающихся реализовывать УУД, позволит повысить эффект образовательного и воспитательного процесса в школе. Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в знании природы, населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности:  познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального) для формирования географической картины мира;  познание характера, сущности и динамики главных природных, э кол о ги ч е с к и х , с о ц и а л ь н о -э ко н оми ч е с к и х , с о ц и а л ь н ы х , геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;  понимание главных особенностей взаимодействия природы  и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;  понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;  глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости. В процессе географического образования к универсальным действиям можно отнести:  Умение пользоваться географической картой – языком международного общения.  Умение пользоваться современными информационными технологиями;
 Владение научными географическими понятиями;  Умение видеть проблемы и ставить вопросы;  Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;  Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;  Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики. УУД в географическом образовании школьников выполняют следующие функции:  Обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребенок осознавал все этапы ее осуществления (от целеполагания до рефлексии);  Позволяют школьнику освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную, рефлексивную, исследовательскую, проектную, практическую и др.)  Раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью;  Обеспечивают успешное усвоение географических знаний, формирование умений;  Способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников;  Закладывают основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования. Система универсальных учебных действий (по ФГОС). 1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:  самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;  смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;  нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. 2. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
 целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;  составление плана и последовательности действий;  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;  оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; 3. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 4. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  структурирование знаний;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия (информационные):  моделирование;  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические (интеллектуальные) универсальные действия:  анализ;  синтез;  сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;  подведение под понятие, выведение следствий;  установление причинно-следственных связей;  построение логической цепи рассуждений;  доказательство;  выдвижение гипотез и их обоснование. Универсальные учебные действия – это способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.


В раздел образования