Напоминание

Применение театральных игр в развитии речи дошкольников.


Автор: Аникина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ Д/С № 120 "Сказочный"
Населённый пункт: Самарская область, г. Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Применение театральных игр в развитии речи дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад





П

РИМЕНЕНИЕ

ТЕАТРАЛЬНЫХ

ИГР

В

РАЗВИТИИ

РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

.
Речь – чудесный дар природы, который не даётся человеку от рождения. Должно пройти немало времени, что бы ребёнок научился говорить, а мы, взрослые, ,помогли бы ему в этом Не является секретом и то, что речь- это особая деятельность, существующая в двух формах: диалогическая и монологическая и является инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Речь выполняет множество функций:  - Коммуникативную  – Познавательную  —экспресссивную  -исследовательскую-  планирующую . Для развития речи необходимо создавать такие условия, в которых каждый ребёнок смог бы проявить себя, свои чувства, эмоции, желания, причём не только в обычном разговоре, но и публично. Не для никого не секрет, что есть люди, с богатым духовным содержанием, с выразительной речью, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых людей. Ч то бы исчезли все комплексы, работу нужно начинать с детства. Огромную помощь могут оказать театрализованные занятия и игры. Принимая участие в театральной деятельности дети знакомятся с окружающим миром. Поставленные цели и вопросы заставляют ребёнка думать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, её грамматический строй речи. Театральная деятельность является источником развития глубоких чувств, переживаний, открытий ребёнком, приобщает ребёнка к духовным ценностям. Театральные игры и 1
занятия развиваю эмоциональную сферу ребёнка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Развивают умение сочувствовать чужому горю, счастью, переживать жизнь героев. Как известно, что каждое литературное произведение для детей имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). И благодаря этому, ребёнок познаёт не только умом, но и сердцем. Когда же нужно проводить театральные игры? В любое время: утром, во время занятия, на прогулке, вечером. Предлагаю рассмотреть некоторые виды деятельности, которые помогут в работе над речью с помощью театральных игр.  Артикуляционная гимнастика.  Чисто говорки и скороговорки.  Пластические этюды.  Мимические этюды.  Загадки.  Упражнения на воображение.  Упражнения на напряжение и расслабление мышц.  Упражнения на имитацию движений.  Упражнения на активизацию словарного запаса.  Упражнения на интонационную выразительность.  Упражнения на формирование разговорной речи.  Упражнения на отбивания ритма.  Упражнения на речевое дыхание.  Игры со словами и без слов.  Хороводные игры.  Подвижные игры с героями.  Обыгрывание эпизодов.  Показ театрального представления. Предлагаю обратить внимание на некоторые игры и упражнения.  АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА: Подготовительная группа: Заборчик, бублик, лопаточка, иголочка, киска сердится, грибок, качели, вкусное варенье, змейка, пароход гудит, дятел, индюшата, шмель, гармошка, вкусное варенье. 2
 РАБОТА НАД СКОРОГОВОРКАМИ. Например: 1 Шесть мышат в камышах сидят. 2 Сшила Маша Саше шапку. 3 От топота копыт пыль по полю летит. 4 На дворе трава, на траве дрова.  ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. Например: Воображаемое животное: изобрази животное, привычки и повадки животных, встреча двух детёнышей, животные во дворе, на льду, оживи картинку, зеркало, скульптур и скульптура, дворничиха и модель, балерина и лыжница.  ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.
1 «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет).
Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу. Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий - приседает и встаёт и т. д.
3. «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать активное внимание. Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге , руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
4. «Молчанка» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться. Ход: Водящий: Тише, мыши, Кот на крыше, А котята ещё выше! 3
Раз, два, три, четыре, пять,- С этих пор пора молчать! Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер.  ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.
1 «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать моторно-слуховую память. Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод». Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.
2. «Художник» (для детей 5-6 лет).
Цель: Развивать внимание и память. Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.
3. «В магазине зеркал» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать наблюдательность, внимание, умение вживаться в роль. Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же. Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.  ЭТЮДЫ НА РАЗВИТИЕ ПЛАСТИКИ.
1. «Тише» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест. Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» 4
Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
2. «Игра в снежки» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение. Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.
3. «Игра с камушками» (для детей 5-6 лет).
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение. Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками. Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.
4. «Дружная семья» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение. Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.  ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕКВИЗИТА.
1. «Играем в сказку» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать творческое воображение и фантазию. Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» .
2. «Угадай ситуацию» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать творческое воображение и фантазию. Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные - угадывают: 5
1) «Таня собирает грибы в лесу». Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка. 2) «Олег плавает под водой». Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика. 3) «Катя попала под дождь». Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.
3. «Жмурки» (для детей 5-6 лет).
Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию. Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка. Итак: Влияние театральной деятельности на развитие речи детей огромно. Речь ребёнка становится более грамотной, насыщенной образными выражениями. Построение предложений более правильное. А так же ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, пропуская через себя всю жизнь театральных героев и вместе с ними борется и побеждает, преодолевая все трудности и неуверенность в себе. ЛИТЕРАТУРА:  МАХАНЁВА М. Д,» Театрализованные занятия в детском саду» М: Сфера 2001 год.  ЕРОФЕЕВА Т. И « Игра - драматизация» Воспитание детей в игре.» М : 1994 год.  АКУЛОВА О. «Театральные игры» «Дошкольное воспитание» №4 2005 год.  КАЛГЕЕВ Ю. В. КАЛГЕЕВА М.В. «Театральные игры в школе» Москва «. Школьная пресса» 2000 год. 6
 ПРОГРАММА «БАЛАГАНЧИК» г. Тольятти д/с №157. 7


В раздел образования