Напоминание

Организация деятельности педагогов по литературному образованию с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО


Автор: Викулина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация деятельности педагогов по литературному образованию с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация деятельности педагогов по литературному

образованию с детьми старшего дошкольного возраста в

ДОО
Викулина И.А., воспитатель, МБ ДОУ «Детский сад №125» ,г.Новокузнецк Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Ребёнок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного, "проживать" его. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Работая над проблемой литературного образования дошкольников , мы решаем задачу по накоплению опыта приобщения ребенка к миру детской литературы как к виду искусства с целью формирования основ читательской д е я т е л ь н о с т и р е б е н к а . Реализуя деятельностный подход в литературном образовании дошкольников, мы постарались работать не только с хрестоматийными книгами, но главное знакомим детей с книгами, как предметом искусства, т в о р ч е с т в а п и с а т е л я , х у д о ж н и к а и д и з а й н е р а . Мы подготовили перспективное планирование по литературному образованию, которое обеспечивает полноценное жанровое восприятие ребенком книги, предусматривает знакомство ребенка со всеми видами детских изданий: типовые книги, книги-раскладушки, книги-театр, книжки- игрушки, раскраски, книжки-малышки. Они своей яркостью, красочностью, загадочностью, иллюстрациями привлекают внимание ребят, вызывают в них эмоциональный отклик, будят детскую любознательность. Это является условием реализации одного из ведущих компонентов деятельностного
подхода, развития мотивационной сферы, воспитание потребности в о б щ е н и и с к н и го й , же л а н и е п р о н и к н у т ь в е е с о д е р ж а н и е . Деятельностный подход в общении с книгой заключается в том, что книга сама учит думать, представлять, чувствовать, размышлять, а при столкновении с проблемными ситуациями предполагать ход их решения. Результативностью полноценного восприятия книги является то, что у ребенка появляется желание не только отвечать на поставленные вопросы, но и задавать их самому. В практической работе используются различные виды деятельности по приобщению ребенка к детской литературе.  дети охотно рассматривают книги по правилам,  пересказывают содержание по иллюстрациям,  с удовольствием изготавливают книжки-самоделки,  драматизируют сказки, показывают в виде кукольных спектаклей.  проводятся конкурсы чтецов. Реализация деятельностного метода возможна при создании развивающей среды, которая обеспечивает ребенку потребность в самореализации. В свободное от занятий время педагоги также проводят работу по ознакомлению с художественной литературой. Проверить, помнят ли дети произведения, позволяют литературные викторины, которые воспитатели проводят, подбирая задания для воспитанников .Дети узнают книги по обложкам, рассказывают, к какому произведению выполнена иллюстрация, о чем она. Называют произведение, из которого зачитан отрывок. Заканчиваться викторина может чтением и рассказыванием по заявкам ребят, показом кукольного представления. Старшую разновозрастную группу нашего детского сада посещают также дети трех возрастов (5-6 лет, 6-7 лет). Это вызывает определенные трудности в организации и проведении занятий, подборе художественных произведений, планировании. Некоторые занятия проводятся сразу со всеми детьми. Для этого воспитателю нужно подобрать такое произведение, которое было бы интересно детям всех трех возрастов. Воспитатель начинает занятие со всей
группой, дети знакомятся с новым произведением, проводится беседа по содержанию, затем детей 4-5 лет забирает младший воспитатель, а остальным детям воспитатель дает творческие задания. Или начинается занятие со старшими и подготовительными детьми, вспоминается знакомое произведение. Выполняются творческие задания. Затем приглашаются дети среднего возраста, старшие инсценируют произведение, рассматриваются иллюстрации, проводится беседа. Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или же накануне, при этом используются самые разные приемы:  в книжный уголок помещают новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают ее, пробуют определить жанр произведения. В начале занятия спрашивает об их предположениях;  воспитатель показывает предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение;  воспитатель предлагает, ориентируясь на название высказать предположения относительно содержания. В группе проводится работа в книжном уголке. В старшей разновозрастной группе библиотека формируется при участии детей, вместе с ними решается, какие книги можно подарить детям младшей группы. Периодически в книжном уголке устраиваются выставки книг по определенной теме. Чтобы вызвать интерес к книгам с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Малыши угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.) Закрепляя у детей знания правил обращения с книгой, знакомим с новыми:
 книги можно брать только чистыми руками  смотреть их всегда за столом  страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь. В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. В книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. Предлагаем для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие и л л ю с т р а ц и и б о л ь ш е п о н р а в и л и с ь . В средней группе дети с желанием инсценируют знакомые стихи и сказки, с интересом рассматривают рисунки старших дошкольников на темы знакомых произведений: «Колобок», «Теремок», «Федорино горе», п р о я в л я ю т с в о е о т н о ш е н и е к п е р с о н а ж а м . Для детей пяти лет проводим литературные викторины: предлагаем по обложке книги узнать произведение, назвать сказку по иллюстрации или по п р о ч и т а н н о м у и з н е е о т р ы в к у . Для лучшего усвоения правил обращения с книгами используем игровые приемы, например приход Петрушки, который напоминает эти правила. В старшей группе детей учат понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формируют осознанное отношение к ним, обращают внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляют навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую о г р о м н у ю ц е н н о с т ь о н и и м е ю т д л я п о з н а н и я м и р а . На занятиях проводим обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг» и другие. Организуем и специальные занятия, посвященные творчеству отдельных писателей, поэтов. Развитию детской любознательности, творческого мышления, воображения и умственных действий способствуют творческие задания
педагога по созданию затруднительных ситуаций. Когда, например, дети устают от слушания, им дается задание догадаться по схемам, иллюстрациям, оформлению книги о ходе последующих событий. Здесь происходит овладение ребенком способом перевода информации из одной знаковой с и с т е м ы в д р у г у ю . В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественная литература. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. В круг детского чтения входят:  произведения устного творчества русского народа и народов мира;  классическая детская литература (отечественная и зарубежная);  современная литература. Воспитателю при работе с тем или иным произведением необходимо выбирать из всего многообразия методов и приемов те, которые подходят детям определенного возраста, учитывать их знания и психологические особенности, а также жанр произведения, с которым будут знакомиться дети. При работе с детьми в подготовительной группе обращаем особое внимание на содержание книжного уголка, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений; изготовленные дошкольниками книжки-малютки. Часто мы составляем книги из рассказов детей. Периодически оформляем тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. д. В и х о р г а н и з а ц и и п р и н и м а ю т у ч а с т и е и д е т и . Беседы со старшими дошкольниками стараемся сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, часто
возвращаемся к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети в о с п р и н и м а ю т и х и н а ч е , б о л е е о с о з н а н н о . Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков мы составляем альбомы, готовим выставки поделок для книжного уголка. Среди старших дошкольников стали популярными дидактические игры « У з н а й г е р о я » , « Н а й д и д р у г а » , « К т о а в т о р ? » . В группах мы организуем и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся с в о и м и в п е ч а т л е н и я м и о п о с т у п к а х г е р о е в . Очень любят дети литературные викторины, тематические вечера, посвященные творчеству писателей, поэтов, на которые приглашаем родителей и учителей соседней школы. Проведение экскурсий, выставок и специальных "библиотечных занятий" способствует формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечно- библиографических сведений ("библиотека", "стеллаж", "каталог", "каталожная карточка", "картотека", "читательский формуляр" и др.). Во время посещения библиотеки воспитатель помогает дошкольникам найти нужную книгу, пользуясь каталогом, алфавитным или тематическим рубрикатором, а также ориентируясь на ее внешние признаки (оформление обложки). Если книга представляет собой сборник сказок или рассказов, воспитатель учит детей работать с оглавлением. Вся эта атрибутика создана специально для детей, как модель настоящей библиотеки, с тем, чтобы воспитать у дошкольников потребность в ее посещении, дать первоначальные навыки пользования информационными ресурсами. После посещения библиотеки педагог вместе с детьми в группе вспоминают, что им помогло найти книгу, на что они обращали внимание в ходе поиска, как нужно о б р а щ а т ь с я с б и б л и о т е ч н о й к н и г о й и т . д . Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре
дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с ними. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с. 2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992. - 62 с. 3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с. 4. Литература и фантазия /Сост. Л.Е.Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992. 5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина . - М.: Просвещение, 1984. - 223 с. 6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с. 7.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр, 2010.- 240 с. 8.Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М.М., Яшина В.И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.


В раздел образования