Автор: Горохова Вера Алексеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №8 "Сказка" Населённый пункт: г.Семенов, Нижегородская область Наименование материала: Конспект Тема: Красота рукотворная -Хохлома Раздел: дошкольное образование
Цель: Приобщать к истокам национально – культурных традиций края, города.
Задачи:
-
Содействовать
развитию инициативного и
осознанного интереса
к
народному
декоративно – прикладному искусству Хохломской росписи, труду художника, традициям
росписи.
-
Формировать у детей обобщенные представления
в процессе создания композиции
узора, учитывая при этом характерные особенности исходной формы, стиль композиции,
ритм в расположении элементов, колорит росписи (сочетание цвета фона и элементов
растительного узора).
- Упражнять в наведении «завитка»: рисовании тонких плавных линий концом кисти,
подборе цвета краски под фон силуэта «изделия».
- Развивать способность воспитанников проявлять самостоятельность, творчество при
создании
узоров,
направлять
их
на
предварительное
планирование
своего
рисунка
и
оригинальное его выполнение;
- Закреплять технические умения и навыки воспитанников: умение правильно держать
кисть тремя пальцами, приемы работы с палитрой;
- Стимулировать и поддерживать речевую и эмоциональную активность и инициативу с
помощью ИКТ.
Предварительная
работа: беседы о промысле, посещение выставки в МТЦ «Золотая
Хохлома»,
экскурсия
на
фабрику,
рассматривание
предметов
–
образцов
народного
декоративного искусства, чтение художественной литературы, рассматривание печатных
изданий, посвященных труду мастеров Хохломы,
рисование по мотивам хохломской
росписи,
индивидуальная
работа
по
составлению
узоров:
д/игры
«Составь
узор»,
«Дорисуй».
Материал
и
оборудование
(средства):
видеопрезентация ,
экран,
проектор,
ноутбук,
музыкальное произведение для фона (р.н. мелодии),
силуэтные изображения изделий
промысла (предметы быта), краски гуашь, кисти, палитры, тычки, салфетки, поставки,
стенд для размещения работ.
Интеграция
ОО
по
художественно-эстетическому
развитию
с
образовательными
областями:
«Познавательное
развитие»,
«Социально
–
коммуникативное
развитие»,
«Речевое развитие».
Ход НОД:
I.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Воспитатель:
- Ребята, вы уже знаете, что человек издавна украшал окружающие его предметы. То, без
чего мы не можем обойтись в повседневной жизни, должно быть не только удобно и
практично,
но
и
красиво.
И
я
предлагаю
вам
поближе
познакомиться
с
народным
промыслом хохломской росписи.
слайд 1,2,3 (изделия Хохломы) – дети рассматривают слайды,
продолжается общение:
Воспитатель:
- Вы узнали эти предметы? (Ответы детей: …)
-Конечно,
это
изделия
мастеров
хохломского
искусства,
«золотой»
Хохломы,
славится которая во всем мире.
Читаю стихотворение:
«Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи, перелески, шелковые всплески
Солнечно – медовой золотой листвы»
Воспитатель: Скажите,
ребята,
кто
же
эти
волшебники,
создающие
эту
сказочную
красоту?
Предполагаемые ответы детей: Художники, художницы по росписи деревянных изделий.
слайд 4 (художницы)
- Да, именно из - под руки художницы выходят эти предметы красивыми, нарядными, будто
ожившими, имеющими особую ценность.
слайд 5 (поднос)
Воспитатель: Расписать узором поднос, набор предметов, например, для компота, чая -
слайд 6 ( наборы).
Или вот такое объемное по форме изделие как Лебедь. ( слайд 7 )
Все это требует большого мастерства и умения. Изделия, созданные
художником и имеющие практическое назначение в быту, относятся к
декоративно – прикладному искусству. Вероятно, это искусство так
называется еще и потому, что необходимо приложить руки
художника, чтобы получилась такая красота. Польза и красота
всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет ярче и
интереснее.
(Обращаю внимание на предметы, стоящие на столике, дети
подходят ближе).
- Вот перед вами две чашки. Одна из дерева, украшена хохломской росписью, другая
обычная, пластмассовая, без украшения. Какую из них вы выбрали бы в подарок?
Почему?
Предполагаемые ответы детей: потому что красиво, сказочно, очень нравится и др.).
слайд 8 (руки художницы) . Читаю стих.е:
«Руки дивной художницы
Выводили узор
На Россию похожие
Чернь земли, алость зорь…»
Воспитатель: А вам, ребята, хотелось бы сегодня побыть художниками по росписи
изделий? (Ответы детей…)
- Тогда я предлагаю пройти в нашу «мастерскую» и выбрать подготовленные силуэтные
изображения (дети
рассматривают стилизованные предметы из бумаги, называют
их: «чашка», «поставок» , поднос, панно; выбирают и рассаживаются за столы).
II.
Основная часть (содержательный этап)
Средства и способы достижения результата (20 – 22 мин.)
Воспитатель: Выбрали? А теперь, немного подумав, поделитесь с нами своими
задумками: какие элементы росписи вы будете использовать, как строить узор, какой цвет
краски возьмете в соответствии с фоном?
(2-3 ответа детей):
- Я украшу красный поставок желтыми ромашками и черной травкой;
- Свое «изделие» я украшу красными ягодами рябины и рябиновыми листочками;
- А я нарисую красивые желтые ромашки, добавлю зеленые листочки – трилистники,
черные завитушки травки, которые украшу красными ягодками рябины.
Воспитатель: Но прежде чем начать рисовать, нам необходимо уточнить
последовательность рисования элементов росписи.
(Ответы детей:… или напоминаю сама)
- Сначала наводится веточка – завиток плавным неотрывным движением, концом кисти
(дети «прорисовывают» завиток в воздухе движением руки);
- Затем рисуются основные элементы: ягоды или цветы, листья; после этого узор
оживляется «травкой».
Воспитатель: А скажите, ребята, кроме особых умений, какими качествами характера
должен обладать мастер – художник? Каким он должен быть?
Предполагаемые ответы детей:
- Он должен стараться, должен любить работу, должен быть веселым, добрым, чтобы и
узор был таким, должен быть трудолюбивым, должен уметь все придумывать,
фантазировать, любить природу, где он может увидеть ягодки, листочки, цветы и
нарисовать их в узоре и т.д.
Воспитатель: Вы правы и не забудьте об этом, когда сами начнете рисовать.
(Дети рисуют, звучит негромкая музыка – попурри на темы русских народных песен,
воспитатель руководит деятельностью детей – вариативные методы и приемы в ЗБР):
-Как хорошо, что ты не поторопился, а все хорошенько продумал…
-Не спеши, попробуй провести завиток другим концом кисточки.
- Как ты думаешь, как лучше расположить завиток? Куда веточке удобнее расти? Где
больше места?
- Я думаю, ты очень удачно подобрал цвет краски. Ведь красные ягодки на черном фоне
смотрятся очень ярко.
- Подумай, какой цвет выбрать для ромашки?
-Чем
заканчивается
завиток
в
растительном
узоре?
Пойди,
посмотри
на
Хохломские
изделия.
Обыгрывание создаваемых изображений:
- Аня, какой замечательный завиток у тебя получился: кудрявый, ветвистый.
- Очень хочется увидеть, Кирилл, как «расцветают» ромашки в твоем узоре, «поспевают»
ягодки.
-Необыкновенно красивая травка у тебя в узоре: золотом отливает, так и «кудрится»,
«волнуется».
-Какие необычные черные ромашки в твоем узоре, Кристина, а листочки зубчатые из-за
них будто выглядывают. Словно радуются.
- Эля, как красиво нарисован завиток в твоем узоре, будто растет на глазах, тянется,
завивается!
III.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Результат (анализ выполненных работ), рефлексия.
Воспитатель:
Посмотрите,
ребята,
как
преобразились
предметы,
украшенные
вами:
вьются
травы,
расцвели
необыкновенные
цветы,
р а с с ы п а л и с ь
п о
веточкам спелые ягодки.
Так
хочется
рассказать
о
каждой
работе
(предлагаю
поиграть) - игровое упражнение «Найди узор,
о
к о т о р о м
расскажу»
(загадки
–
описания
сначала
загадывает
педагог, давая образец описания, затем дети):
1. По желтому фону поставца вьется тонкий легкий завиток, будто прячутся нежные
зеленые листочки и висят на травинках, словно блестящие на солнце, ягодки красной
смородины;
2.На поверхности этого изделия расцвели и вовсе нигде не виданные цветы;
3.На этой чашке изображен легкий ажурный узор: резные листочки, крупные завитки
«травки», по которым словно «рассыпались» ягодки черной смородины.
4. В этом узоре – яркая гроздь рябины, похожая на ту, которую мы с вами рассматривали
осенью на прогулке. А яркая, солнечная «травка» так и стелется, колышется, растет…
Читают стихи:
«Хохлома, хохлома, «Кисть хохломская,
Наше чудо дивное! Большое спасибо!
Мы рисуем Хохлому – Сказывай сказку
Красоту невиданную. Для радости жизни.
Рисовали «травку» Ты как душа у народа красива,
Солнечною краской, Ты, как и люди, служишь Отчизне!»
А цветы – огоньки-
Алой краской от зари…»
Воспитатель: Скажите, ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? Может быть
что – то у вас получилось впервые? А что особенно запомнилось? А вы почувствовали,
сколько нужно приложить сил и умений, чтобы добиться результата?
Ответы детей:…
Воспитатель:
- Ну, что же, вы хорошо потрудились, думаю, что художницы Хохломы, увидев ваши
работы, гордились бы вами. Ну, а вы - будущие продолжатели традиций народного
искусства хохломской росписи.
Список используемой литературы:
1.
Грибовская,
А.А.
Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации :конспекты занятий / А.А.Грибовская. – М.: Скрипторий, 2003.
2. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г.Г.Григорьева. – М.:
Академия, 1998г.
3. Григорьева,
Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное
пособие / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2000.
4. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей / Т.С.Комарова, Т.А. Ратанова,
Г.П.Новикова, О.А.Соломенникова – М.: РПА, 1997.
5. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников / Т.С.Комарова,
А.В.Антонова, М.Б.Зацепина. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
6.
Скоролупова,
О.А.
Знакомство
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
русским
народным декоративно прикладным искусством / О.А.Скоролупова. – М.: Скрипторий,
2009.
7. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей
5-7 лет / О.А.Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
8.
Тюфанова,
И.В.
Мастерская
юных
художников.
Развитие
изобразительных
способностей старших дошкольников / И.В.Тюфанова. – СПб.: Детство – пресс, 2002.
9. Парциальная программа «Золотые узоры Хохломы» дополнительная
общеобразовательная (общеразвивающая) программа/ Горохова В.А., Гологузова Г.Л.,
2014г.