Напоминание

Красота рукотворная -Хохлома


Автор: Горохова Вера Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №8 "Сказка"
Населённый пункт: г.Семенов, Нижегородская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Красота рукотворная -Хохлома
Раздел: дошкольное образование





Назад





МДОУ «Детский сад №8 «Сказка»

Конспект

организованной образовательной деятельности с

детьми

6 – 7 лет

Подготовила и провела: В.А.Горохова,

педагог дополнительного

образования I кв. категории

г. Семенов

2016г.

Форма организации:
групповая.
Тема: «

Красота рукотворная – Хохлома»

Цель:
Приобщать к истокам национально – культурных традиций края, города.
Задачи:

- Содействовать развитию инициативного и осознанного интереса к народному декоративно – прикладному искусству Хохломской росписи, труду художника, традициям росписи. - Формировать у детей обобщенные представления в процессе создания композиции узора, учитывая при этом характерные особенности исходной формы, стиль композиции, ритм в расположении элементов, колорит росписи (сочетание цвета фона и элементов растительного узора). - Упражнять в наведении «завитка»: рисовании тонких плавных линий концом кисти, подборе цвета краски под фон силуэта «изделия». - Развивать способность воспитанников проявлять самостоятельность, творчество при создании узоров, направлять их на предварительное планирование своего рисунка и оригинальное его выполнение; - Закреплять технические умения и навыки воспитанников: умение правильно держать кисть тремя пальцами, приемы работы с палитрой; - Стимулировать и поддерживать речевую и эмоциональную активность и инициативу с помощью ИКТ.
Предварительная

работа:
беседы о промысле, посещение выставки в МТЦ «Золотая Хохлома», экскурсия на фабрику, рассматривание предметов – образцов народного декоративного искусства, чтение художественной литературы, рассматривание печатных изданий, посвященных труду мастеров Хохломы, рисование по мотивам хохломской росписи, индивидуальная работа по составлению узоров: д/игры «Составь узор», «Дорисуй».
Материал

и

оборудование

(средства):
видеопрезентация
,
экран, проектор, ноутбук, музыкальное произведение для фона (р.н. мелодии), силуэтные изображения изделий промысла (предметы быта), краски гуашь, кисти, палитры, тычки, салфетки, поставки, стенд для размещения работ.
Интеграция

ОО
по художественно-эстетическому развитию с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Ход НОД:

I.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Воспитатель:
- Ребята, вы уже знаете, что человек издавна украшал окружающие его предметы. То, без чего мы не можем обойтись в повседневной жизни, должно быть не только удобно и
практично, но и красиво. И я предлагаю вам поближе познакомиться с народным промыслом хохломской росписи. 
слайд 1,2,3
(изделия Хохломы) – дети рассматривают слайды, продолжается общение:


Воспитатель:
- Вы узнали эти предметы? (Ответы детей: …) -Конечно, это изделия мастеров хохломского искусства, «золотой» Хохломы, славится которая во всем мире. Читаю стихотворение:
«Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы»

Воспитатель:
Скажите, ребята, кто же эти волшебники, создающие эту сказочную красоту? Предполагаемые ответы детей: Художники, художницы по росписи деревянных изделий. 
слайд 4
(художницы) - Да, именно из - под руки художницы выходят эти предметы красивыми, нарядными, будто ожившими, имеющими особую ценность. 
слайд 5
(поднос)
Воспитатель:
Расписать узором поднос, набор предметов, например, для компота, чая -
слайд 6 (
наборы). Или вот такое объемное по форме изделие как Лебедь. (
слайд 7
)
Все это требует большого мастерства и умения. Изделия, созданные художником и имеющие практическое назначение в быту, относятся к декоративно – прикладному искусству. Вероятно, это искусство так называется еще и потому, что необходимо приложить руки художника, чтобы получилась такая красота. Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет ярче и интереснее. (Обращаю внимание на предметы, стоящие на столике, дети подходят ближе). - Вот перед вами две чашки. Одна из дерева, украшена хохломской росписью, другая обычная, пластмассовая, без украшения. Какую из них вы выбрали бы в подарок? Почему? Предполагаемые ответы детей: потому что красиво, сказочно, очень нравится и др.). 
слайд 8
(руки художницы) . Читаю стих.е:
«Руки дивной художницы

Выводили узор

На Россию похожие

Чернь земли, алость зорь…»

Воспитатель:
А вам, ребята, хотелось бы сегодня побыть художниками по росписи изделий? (Ответы детей…) - Тогда я предлагаю пройти в нашу «мастерскую» и выбрать подготовленные силуэтные изображения (дети рассматривают стилизованные предметы из бумаги, называют их: «чашка», «поставок» , поднос, панно; выбирают и рассаживаются за столы).
II.

Основная часть (содержательный этап)
Средства и способы достижения результата (20 – 22 мин.)
Воспитатель:
Выбрали? А теперь, немного подумав, поделитесь с нами своими задумками: какие элементы росписи вы будете использовать, как строить узор, какой цвет краски возьмете в соответствии с фоном? (2-3 ответа детей): - Я украшу красный поставок желтыми ромашками и черной травкой; - Свое «изделие» я украшу красными ягодами рябины и рябиновыми листочками; - А я нарисую красивые желтые ромашки, добавлю зеленые листочки – трилистники, черные завитушки травки, которые украшу красными ягодками рябины.
Воспитатель:
Но прежде чем начать рисовать, нам необходимо уточнить последовательность рисования элементов росписи. (Ответы детей:… или напоминаю сама)
- Сначала наводится веточка – завиток плавным неотрывным движением, концом кисти (дети «прорисовывают» завиток в воздухе движением руки); - Затем рисуются основные элементы: ягоды или цветы, листья; после этого узор оживляется «травкой».
Воспитатель:
А скажите, ребята, кроме особых умений, какими качествами характера должен обладать мастер – художник? Каким он должен быть? Предполагаемые ответы детей: - Он должен стараться, должен любить работу, должен быть веселым, добрым, чтобы и узор был таким, должен быть трудолюбивым, должен уметь все придумывать, фантазировать, любить природу, где он может увидеть ягодки, листочки, цветы и нарисовать их в узоре и т.д.
Воспитатель:
Вы правы и не забудьте об этом, когда сами начнете рисовать. (Дети рисуют, звучит негромкая музыка – попурри на темы русских народных песен, воспитатель руководит деятельностью детей – вариативные методы и приемы в ЗБР): -Как хорошо, что ты не поторопился, а все хорошенько продумал… -Не спеши, попробуй провести завиток другим концом кисточки. - Как ты думаешь, как лучше расположить завиток? Куда веточке удобнее расти? Где больше места? - Я думаю, ты очень удачно подобрал цвет краски. Ведь красные ягодки на черном фоне смотрятся очень ярко. - Подумай, какой цвет выбрать для ромашки? -Чем заканчивается завиток в растительном узоре? Пойди, посмотри на Хохломские изделия.
Обыгрывание создаваемых изображений:
- Аня, какой замечательный завиток у тебя получился: кудрявый, ветвистый. - Очень хочется увидеть, Кирилл, как «расцветают» ромашки в твоем узоре, «поспевают» ягодки. -Необыкновенно красивая травка у тебя в узоре: золотом отливает, так и «кудрится», «волнуется». -Какие необычные черные ромашки в твоем узоре, Кристина, а листочки зубчатые из-за них будто выглядывают. Словно радуются. - Эля, как красиво нарисован завиток в твоем узоре, будто растет на глазах, тянется, завивается!

III.

Заключительная часть (рефлексивный этап)
Результат (анализ выполненных работ), рефлексия.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, как преобразились предметы, украшенные вами: вьются травы, расцвели необыкновенные цветы, р а с с ы п а л и с ь п о веточкам спелые ягодки. Так хочется рассказать о каждой работе (предлагаю поиграть) - игровое упражнение
«Найди узор,

о

к о т о р о м

расскажу»
(загадки – описания сначала загадывает педагог, давая образец описания, затем дети): 1. По желтому фону поставца вьется тонкий легкий завиток, будто прячутся нежные зеленые листочки и висят на травинках, словно блестящие на солнце, ягодки красной смородины; 2.На поверхности этого изделия расцвели и вовсе нигде не виданные цветы; 3.На этой чашке изображен легкий ажурный узор: резные листочки, крупные завитки «травки», по которым словно «рассыпались» ягодки черной смородины. 4. В этом узоре – яркая гроздь рябины, похожая на ту, которую мы с вами рассматривали осенью на прогулке. А яркая, солнечная «травка» так и стелется, колышется, растет… Читают стихи: «Хохлома, хохлома, «Кисть хохломская, Наше чудо дивное! Большое спасибо! Мы рисуем Хохлому – Сказывай сказку Красоту невиданную. Для радости жизни.
Рисовали «травку» Ты как душа у народа красива, Солнечною краской, Ты, как и люди, служишь Отчизне!» А цветы – огоньки- Алой краской от зари…»
Воспитатель:
Скажите, ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? Может быть что – то у вас получилось впервые? А что особенно запомнилось? А вы почувствовали, сколько нужно приложить сил и умений, чтобы добиться результата? Ответы детей:…
Воспитатель:
- Ну, что же, вы хорошо потрудились, думаю, что художницы Хохломы, увидев ваши работы, гордились бы вами. Ну, а вы - будущие продолжатели традиций народного искусства хохломской росписи.
Список используемой литературы:
1. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации :конспекты занятий / А.А.Грибовская. – М.: Скрипторий, 2003. 2. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г.Г.Григорьева. – М.: Академия, 1998г. 3. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2000. 4. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей / Т.С.Комарова, Т.А. Ратанова, Г.П.Новикова, О.А.Соломенникова – М.: РПА, 1997. 5. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников / Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 6. Скоролупова, О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно прикладным искусством / О.А.Скоролупова. – М.: Скрипторий, 2009. 7. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет / О.А.Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. 8. Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников / И.В.Тюфанова. – СПб.: Детство – пресс, 2002. 9. Парциальная программа
«Золотые узоры Хохломы»
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа/ Горохова В.А., Гологузова Г.Л., 2014г.


В раздел образования