Напоминание

"Путешествие на Север"


Автор: Медведева Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Серебряное копытце"
Населённый пункт: город Северобайкальск
Наименование материала: конспект
Тема: "Путешествие на Север"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Т
ема:
«Путешествие на Север».
Цель:
знакомство детей с особенностями жизни народов Севера.
Задачи:
1. Показать знания детей об образе жизни, быт, ремёсла коренных жителей Севера – эвенков. 2. Закрепить навыки речевого взаимодействия детей и педагога. 3. Воспитывать уважение к людям другой культуры и любовь к природе и животному миру. Ресурсное обеспечение: мини – музей «Культура и быт эвенкийского народа», куклы в национальных костюмах, экспонаты из мини – музея. Изделия из меха. Шапочки оленей для игры. Палочки, пластилин, картон, ткань для изготовления чума. Предварительная работа: В течение года дети группы посещали мини – музей «Культура и быт эвенкийского народа». Чтение рассказов «Я оленевод», «Дети Севера». Просмотр видео фильма «Север», просмотры мультфильмов «В яранге гори огонь», «Айога», «Снежная королева». Заучивание стихотворений «Олень», «Я рыбачу».
Структура занятия

1. Вводная часть.

Экскурсия в мини – музей «Культура и быт эвенкийского народа»
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живем? Дети: В России. Воспитатель: Какая наша страна? Дети: Большая. Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами живем в большой стране. В каждом уголке нашей страны живут люди, разных национальностей. Ребята, а посмотрите, куда мы с вами пришли в гости? Дети: В мини – музей. Воспитатель: Правильно, мы с вами пришли в гости в м-м. «Культура и быт эвенкийского народа» Воспитатель: Скажите, где на земле всегда тепло. Дети: на юге. Воспитатель: а где холодно? Дети: на севере. Воспитатель: Правильно, сегодня ребята мы с вами поговорим о Севере. Мы сегодня пришли с вами в мини – музей для того чтоб вспомнить ведь на территории нашего района тоже живет северный народ Эвенки и я сегодня буду представителем этого народа, ведь мои предки были
эвенки и я отношусь к этой нации. Посмотрите на меня, я одета в свой национальный костюм, это костюм носят летом, он из ткани. Ребята, скажите, пожалуйста, а какие экспонаты находятся в нашем м – м. Чум – это дом эвенков, он сделан из жердей и покрыт шкурой. В нем живут эвенки. - Ребята скажите, если эвенки живут на севере, то, что же у них должно быть в чуме, чтобы было тепло? Дети: Очаг. Воспитатель: Правильно очаг это сердце чума. А еще, какие здесь экспонаты? Дети: Мама и дочка, Воспитатель: А где же их папа, муж? Дети: Он наверно ушел на рыбалку или охоту. Воспитатель: Еще есть рога, а кому они принадлежат? Дети: Оленю. Воспитатель: Молодцы ребята, давайте пройдем в группу.
2.

Основная часть.
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам пришел в гости? (на столе возле картин стоит оленевод и олень). Дети: Это оленевод и олень. Воспитатель: Кто это? Как вы думаете, чем могут заниматься оленеводы? Могут ли они выращивать хлеб или овощи? Могут ли разводить коров, овец, свиней? Нет. А кого разводит оленевод? Оленей. Давайте вспомним стишок про оленя, какой он?
Стихотворение про оленя рассказывают дети совместно с воспитателем.
Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Он пасется целый день Красивое животное - олень. Воспитатель: Ребята, а что можно сделать из оленей шкуры? Дети: Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую. И украшают ее очень красиво, каждый на свой лад, разноцветными полосками кожи, бисера. Воспитатель: А какую обувь делают из шкур оленя? Дети: Унты.
Воспитатель: А что носят на голове? Дети: Шапки из меха. Воспитатель: Правильно. Видите, как много можно сделать из шкур оленя. Оттого, что эвенки выращивают оленей и используют их для своих нужд, их называют оленеводами. Воспитатель: А где еще используют шкуру оленя? Дети: Делают дома. На жерди натягивали шкуры, стелили их на пол, внутри разжигали костер - вот и получался дом - ЧУМ Вечером вся семья собирается вместе в ЧУМЕ - отдыхают, рассказывают сказки, поют песни, танцуют и играют в разные игры. Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Олени и оленевод». Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Воспитатель – оленевод – стоим на противоположных сторонах площадки, в руках у него маут (картонное кольцо). Игроки – олени бегают по кругу гурьбой, а оленевод старается накинуть им на рога маут. Пойманные олени уходят на сторону оленевода в стойло.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята пока мы с вами играли, мы очутились на севере. Там очень холодно и негде погреться. Что будем делать? Дети: Строить дом - ЧУМ. Воспитатель: посмотрите на столы и скажите, что там находиться. Дети: палочки, пластилин, ткань. Воспитатель: Вы готовы к работе? (Показываю образец и первые элементы). Для того чтобы сконструировать чум, нам понадобиться картон, пластилин палочки и ткань (показываю детям чертеж чума и объясняю, из чего он состоит). Дети самостоятельно конструируют чумы. Что мы сегодня конструировали? Дети: Чумы. Воспитатель: Кто в них будет жить? Дети: эвенки. Воспитатель: Молодцы.


В раздел образования