Напоминание

Экологическое воспитание через экспериментальную деятельность


Автор: Александрова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад Дюймовочка
Населённый пункт: Новгородская область, п.Демянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологическое воспитание через экспериментальную деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» «Экологическое воспитание детей посредством опытно – экспериментальной деятельности» п. Демянск 2016
Цель: Развивать у детей любознательность, через самостоятельно проведенные действия, делать выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой полученный опыт. o Помочь ребенку воспринять и усвоить знания в результате возникшей у него потребности познаний и получении этих знаний, умений через самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность. o Через наблюдения, опыты, эксперименты, подводить детей делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения. Условия: Для решения и выполнения поставленных задач необходимы условия. 1. Создание в группе соответствующих условий (центр экспериментальной деятельности.) 2. Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей. 3. Использование разнообразных методов и приемов э к о л о г и ч е с к о г о в о с п и т а н и я д о ш к о л ь н и к о в ч е р е з о п ы т н о - экспериментальную деятельность. Родная природа — это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Заложить любовь к Родине, природе можно в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить взгляды и представления человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Экологическое воспитание - это познание всего живого, которое окружает ребенка в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Дети часто поступают жестоко с природой и во всем этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботиться нем, чтобы все, что нас окружает, только радовало. Поэтому свою работу по экологии я начала проводить с детьми младшего возраста. На прогулках я наблюдала с детьми за природой на участке, за живыми и неживыми объектами. Опираясь на программу Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа» и «Методику детского экспериментирования» под редакцией Л.В. Рыжовой. Природа, которая нравится малышам — не может быть неживой. Проводила беседы : «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло». Затем в группе оформляла альбомы о временах года, природе, животных. В работу активно включались родители. Они собирали картинки, фотографии, рисовали с детьми рисунки. А также участвовали в выставках:
«Золотая осень», «Дары Осени». Весной мы совместно с детьми и родителями провели практическую деятельность, создали в группе «Семейный огород». Дома ребята сажали семена овощных культур и цветов и приносили их в группу. С нетерпением ожидали росточков, ухаживали за рассадой, поливали, рыхлили почву, наблюдали. Работы хватило до самой осени. Рассаду высадили на грядки, следили за появлением цветков, появлением и ростом плодов. Наблюдали за пчелками, которые собирали нектар на цветах, красивыми бабочками, стрекозами. Осенью собирали урожай кабачков, помидор и семена бархатцев. На основе наблюдений за явлениями природы дети учились устанавливать простейшие связи и зависимости. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких явлениях, как замерзает вода зимой, откуда идет дождик и куда он уходит и т.д. Поэтому на прогулке я проводила с детьми игры с водой и песком. Дети учились ловить сочками рыбок, пускали кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливали воду из ведра в ведро, наливали в лейку и наблюдали, как она течет в отверстие, поливали песок и лепили из него куличики. Играли в «Разноцветную воду», «Видно – не видно», «Цветной дождь», «Покажи следочки». В процессе игр нужно поддерживать постоянно интерес. Благодаря этим и г р а м р а з в и в а е т с я а к т и в н ы й с л о в а р ь д е т е й , и н т е р е с к экспериментированию. Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Количество этих форм велико, и перечислять их не имеет смысла. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием он может овладеть. Каждая форма развивается, усложняется и совершенствуется. На определенном этапе в ее недрах создаются предпосылки для возникновения нового, еще более сложного способа экспериментальной деятельности. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младших и средней используются отдельные поисковые действия. Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы с детьми играем в игры – экспериментирования: «Воздушные путешествия, «Ветер – ветерок» ( с воздушными шарами, мыльными пузырями, трубочками, самолетиками бумажными, пакетами). «Вода – волшебница», «Легкий – тяжелый», «Плавает – тонет», «Что в коробке». Для проведения таких игр в группе есть мини – центр – «Остров открытий», в котором находятся необходимые материалы: природный материал, песок, камни, стаканчики, бутылочки, ветерки, свистки и т.д. Открыть для себя новый мир природы, побыть наедине с природой, нам помогают игры – путешествия, которые дети любят и с нетерпением ждут. Это экскурсии по нашим красивым местам поселка, которые мы называем «Познай природу там, где ты живешь. Заранее мы с детьми выбираем
только маршрут, а вот что нам встретится на пути – всегда загадка. Во время экскурсий дети часто останавливаются, показывают друг другу свои находки, делятся своими открытиями: Маша нашла улитку, сидящую на листочке, все ищут улиток. Сережа обратил внимание на цветущую липу – все дети подошли к высокому дереву, вдыхают аромат цветов, считают пчелок, кружащих над цветами. А рядом на колючей елочке пчелок нет – почему? Делаем вывод – потому что нет цветов. На нашей любимой поляне, где мы всегда играем в игры: «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Раз, два, три — к дереву беги», «Найди растение», «Отгадай мою загадку», - сегодня бугорки из свежевырытой земли — дети с замиранием сердца в полной тишине ожидают появления крота. Не дождались — вывод (только ночью выходит крот, он слепой). Нашли под елочкой пустые шишки — ждут встречи с елочкой. Обследуя большой старый пень, не могут понять, куда подевалось дерево, строят предположения (ветер был сильный и сломал, заболело и погибло). А гуляя по парку считают деревья, сравнивают их по высоте, толщине. В лесу веде себя тихо, чтобы не пугать обитателей леса, поэтому смогли услышать звонкое пение птиц. Зная что птицам зимой приходится туго, родители сделали кормушки, а мы с детьми повесили их в парке, насыпали корма. И не забыли. Дети, которые живут недалеко от парка, в выходной день с родителями навещают пернатых, подсыпая корм в кормушки. Осенью, возвращаясь с экскурсии, дети собрали плоды шиповника — спешим все в группу, чтобы заварить ароматного чая. Сейчас ребята с нетерпением ждут снега и уже знают, что снег — когда мороз, а если тепло, то он тает. Но для этого не обязательно приносить его в тепло, можно просто сжать комочек в теплой ладони и снег превратится в капельки воды. Красота природы вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экспериментально исследовательская деятельность в познании экологических и природных закономерностей, побуждает ребенка к исследованию природных объектов, развивает экспериментальные способности. Стимулирует познавательные способности детей, любознательность. У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи. Я считаю, что в ходе проделанной работы есть положительный результат. o Дети проявляют интерес к ярким явлениям природы. o Многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней. В завершении хочу напомнить одну древнюю китайскую пословицу: «Расскажи — и я забуду, Покажи — и я запомню, Дай попробовать — и я пойму». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Литература: Н.А. Рыжова «Наш дом — природа» Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования» В.А. Деркунская, А.А. Ошкина «Игры — эксперименты с дошкольниками» С.Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников»


В раздел образования