Экологическое воспитание через экспериментальную деятельность
Автор: Александрова Татьяна Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Детский сад Дюймовочка Населённый пункт: Новгородская область, п.Демянск Наименование материала: методическая разработка Тема: Экологическое воспитание через экспериментальную деятельность Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
«Экологическое воспитание детей посредством опытно – экспериментальной
деятельности»
п. Демянск
2016
Цель:
Развивать
у
детей
любознательность,
через
самостоятельно
проведенные действия, делать выводы и умозаключения, продвигаясь к
познанию природы через свой полученный опыт.
o
Помочь ребенку воспринять и усвоить знания в
результате
возникшей
у
него
потребности
познаний
и
получении
этих
знаний,
умений
через
самостоятельную
опытно-экспериментальную
деятельность.
o
Через
наблюдения,
опыты,
эксперименты,
подводить
детей
делать
самостоятельные
выводы,
обобщения,
умозаключения.
Условия:
Для решения и выполнения поставленных задач необходимы условия.
1.
Создание
в
группе
соответствующих
условий
(центр
экспериментальной деятельности.)
2.
Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.
3.
Использование
разнообразных
методов
и
приемов
э к о л о г и ч е с к о г о
в о с п и т а н и я
д о ш к о л ь н и к о в
ч е р е з
о п ы т н о -
экспериментальную деятельность.
Родная природа — это могущественный источник, из которого ребенок
черпает многие знания и впечатления.
Заложить любовь к Родине, природе можно в младшем возрасте. Потом
поменять мировоззрение, изменить взгляды и представления человека на
окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно
развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое воспитание - это познание всего живого, которое окружает
ребенка
в
своей
среде
обитания,
и
наша
главная
задача,
научить
их
охранять и беречь то, что они видят.
С
первых
лет
жизни
у
детей
формулируется
начало
экологической
культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или
собакой.
Они
сами
тянутся
ко
всему
живому,
им
хочется
погладить
животное и полюбоваться красивыми цветами.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всем этом виноваты мы
взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботиться нем, чтобы все,
что нас окружает, только радовало.
Поэтому свою работу по экологии я начала проводить с детьми младшего
возраста. На прогулках я наблюдала с детьми за природой на участке, за
живыми и неживыми объектами. Опираясь на программу Н.А. Рыжовой
«Наш дом — природа» и «Методику детского экспериментирования» под
редакцией Л.В. Рыжовой.
Природа,
которая
нравится
малышам
—
не
может
быть
неживой.
Проводила беседы : «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло».
Затем в группе оформляла альбомы о временах года, природе, животных.
В
работу
активно
включались
родители.
Они
собирали
картинки,
фотографии, рисовали с детьми рисунки. А также участвовали в выставках:
«Золотая
осень»,
«Дары
Осени».
Весной
мы
совместно
с
детьми
и
родителями
провели
практическую
деятельность,
создали
в
группе
«Семейный
огород».
Дома
ребята
сажали
семена
овощных
культур
и
цветов
и
приносили
их
в
группу.
С
нетерпением
ожидали
росточков,
ухаживали за рассадой, поливали, рыхлили почву, наблюдали.
Работы хватило до самой осени.
Рассаду высадили на грядки, следили за появлением цветков, появлением
и ростом плодов. Наблюдали за пчелками, которые собирали нектар на
цветах,
красивыми
бабочками,
стрекозами.
Осенью
собирали
урожай
кабачков, помидор и семена бархатцев.
На основе наблюдений за явлениями природы дети учились устанавливать
простейшие связи и зависимости.
Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не
только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать,
постучать и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких
явлениях, как замерзает вода зимой, откуда идет дождик и куда он уходит и
т.д. Поэтому на прогулке я проводила с детьми игры с водой и песком. Дети
учились ловить сочками рыбок, пускали кораблики, лодочки, разноцветные
шарики, переливали воду из ведра в ведро, наливали в лейку и наблюдали,
как она течет в отверстие, поливали песок и лепили из него куличики.
Играли в «Разноцветную воду», «Видно – не видно», «Цветной дождь»,
«Покажи следочки».
В процессе игр нужно поддерживать постоянно интерес. Благодаря этим
и г р а м
р а з в и в а е т с я
а к т и в н ы й
с л о в а р ь
д е т е й ,
и н т е р е с
к
экспериментированию.
Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в
разных формах. Количество этих форм велико, и перечислять их не имеет
смысла. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием он
может
овладеть.
Каждая
форма
развивается,
усложняется
и
совершенствуется.
На
определенном
этапе
в
ее
недрах
создаются
предпосылки
для
возникновения
нового,
еще
более
сложного
способа
экспериментальной деятельности.
Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младших и средней
используются отдельные поисковые действия. Для установления причин,
явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы с детьми
играем в игры – экспериментирования: «Воздушные путешествия, «Ветер –
ветерок»
(
с
воздушными
шарами,
мыльными
пузырями,
трубочками,
самолетиками бумажными, пакетами). «Вода – волшебница», «Легкий –
тяжелый», «Плавает – тонет», «Что в коробке».
Для проведения таких игр в группе есть мини – центр – «Остров открытий»,
в котором находятся необходимые материалы: природный материал, песок,
камни, стаканчики, бутылочки, ветерки, свистки и т.д.
Открыть для себя новый мир природы, побыть наедине с природой, нам
помогают игры – путешествия, которые дети любят и с нетерпением ждут.
Это экскурсии по нашим красивым местам поселка, которые мы называем
«Познай природу там, где ты живешь. Заранее мы с детьми выбираем
только маршрут, а вот что нам встретится на пути – всегда загадка. Во
время экскурсий дети часто останавливаются, показывают друг другу свои
находки, делятся своими открытиями: Маша нашла улитку, сидящую на
листочке, все ищут улиток. Сережа обратил внимание на цветущую липу –
все дети подошли к высокому дереву, вдыхают аромат цветов, считают
пчелок, кружащих над цветами. А рядом на колючей елочке пчелок нет –
почему? Делаем вывод – потому что нет цветов. На нашей любимой
поляне, где мы всегда играем в игры: «Угадай растение по описанию»,
«Найди листок, какой покажу», «Раз, два, три — к дереву беги», «Найди
растение», «Отгадай мою загадку», - сегодня бугорки из свежевырытой
земли — дети с замиранием сердца в полной тишине ожидают появления
крота. Не дождались — вывод (только ночью выходит крот, он слепой).
Нашли под елочкой пустые шишки — ждут встречи с елочкой. Обследуя
большой старый пень, не могут понять, куда подевалось дерево, строят
предположения (ветер был сильный и сломал, заболело и погибло). А гуляя
по парку считают деревья, сравнивают их по высоте, толщине. В лесу веде
себя тихо, чтобы не пугать обитателей леса, поэтому смогли услышать
звонкое пение птиц. Зная что птицам зимой приходится туго, родители
сделали кормушки, а мы с детьми повесили их в парке, насыпали корма. И
не забыли. Дети, которые живут недалеко от парка, в выходной день с
родителями навещают пернатых, подсыпая корм в кормушки.
Осенью,
возвращаясь
с
экскурсии,
дети
собрали
плоды
шиповника
—
спешим все в группу, чтобы заварить ароматного чая. Сейчас ребята с
нетерпением ждут снега и уже знают, что снег — когда мороз, а если тепло,
то он тает. Но для этого не обязательно приносить его в тепло, можно
просто сжать комочек в теплой ладони и снег превратится в капельки воды.
Красота природы вызывает глубокие переживания, способствует развитию
эстетических чувств.
Экспериментально
исследовательская
деятельность
в
познании
экологических
и
природных
закономерностей,
побуждает
ребенка
к
исследованию
природных
объектов,
развивает
экспериментальные
способности.
Стимулирует познавательные способности детей, любознательность.
У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что
отражается в речи.
Я считаю, что в ходе проделанной работы есть положительный результат.
o
Дети
проявляют
интерес
к
ярким
явлениям
природы.
o
Многие
очень
бережно
относятся
к
природе,
владеют основными нормами поведения в ней.
В завершении хочу напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
«Расскажи — и я забуду,
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму».
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего
мира и определить собственное место в нем.
Литература:
Н.А. Рыжова «Наш дом — природа»
Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования»
В.А. Деркунская, А.А. Ошкина «Игры — эксперименты с дошкольниками»
С.Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников»