Напоминание

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Белявская Кристина Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОБУ детский сад № 44 р.п. Чунский
Населённый пункт: Иркутская область р.п. Чунский
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Взаимодействие ДОУ и семьи в соответствии с ФГОС ДО
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». В.А. Сухомлинский На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья, традиционно семья - главный институт воспитания. Все, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни, в семье закладываются основы личности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Семьи бывают совершенно разными, в зависимости от состава семьи, от отношений между членами семьи и отношения вообще к окружающим людям, человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора. Поэтому одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье; повышение уровня педагогической культуры родителей, научить их «быть родителями». К сожалению, очень часто между педагогами и родителями возникает проблема нехватки взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Педагоги детского сада часто испытывают большие трудности в общении с родителями. Очень много зависит от инициативы, терпения, интуиции педагога. Он должен стать профессиональным помощником в семье, ведь воспитание наших детей - это наша общая цель. И от нас всех: педагогов и родителей, бабушек и дедушек, окружающего ребенка пространства зависит, каким он будет человеком. С введением Федерального государственного стандарта перед дошкольным учреждением предстают новые задачи, предполагающие его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников и их законными представителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников (законными представителями) неоспоримы и многочисленны. Это положительный эмоциональный настрой педагогов и семей воспитанников (законных представителей) на совместную работу по воспитанию детей. Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Т а к и м о б р а з о м , и с п о л ь з о в а н и е р а з н о о б р а з н ы х ф о р м р а б о т ы с семьями воспитанников ДОУ даёт положительные результаты: меняется характер вз аимодействия педагогов с родителя ми, многие из них с т а н о в я т с я активными участниками всех дел ДОУ и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно- образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.



Литература
1 . « Ф е д е р а л ь н ы й Г о с у д а р с т в е н н ы й О б р а з о в а т е л ь н ы й Стандарт дошкольного образования», 2013 2 . З в е р е в а О . Л . С е м е й н а я п е д а г о г и к а и д о м а ш н е е воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 3.Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения р о д и т е л е й д о ш к о л ь н и к о в [ Т е к с т ] . М о н о г р а ф и я . – М . , Н И И школьных технологий, 2011. 4 . Б о г о м о л о в а , З . А . Ф о р м и р о в а н и е п а р т н е р с к и х о т н о ш е н и й педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2 5. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей
.
Мозаика- Синтез, 2007 6 . Технология взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников: учебное пособие, изд. 2-е испр. и доп. Авт.-сост. Удова О.В. - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2015. - 164 с.


В раздел образования