Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО
Автор: Белявская Кристина Ивановна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МДОБУ детский сад № 44 р.п. Чунский Населённый пункт: Иркутская область р.п. Чунский Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие ДОУ и семьи в соответствии с ФГОС ДО
Семья
для
ребенка
–
это
источник
общественного
опыта.
Здесь
он
находит
примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим
вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем
миром»: детский сад, семья, общественность».
В.А. Сухомлинский
На
развитие
человека
оказывает
влияние
множество
различных
факторов
как
биологических,
так
и
социальных.
Главным
социальным
фактором,
влияющим
на
становление
личности,
является
семья,
традиционно
семья
-
главный
институт
воспитания.
Все,
что
человек
приобретает
в
семье,
он
сохраняет
в
течение
всей
последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в
течение значительной части своей жизни, в семье закладываются основы личности. В
процессе
близких
отношений
с
матерью,
отцом,
братьями,
сестрами,
дедушками,
бабушками
и
другими
родственниками
у
ребенка
с
первых
дней
жизни
начинает
формироваться структура личности. Семьи бывают совершенно разными, в зависимости
от
состава
семьи,
от
отношений
между
членами
семьи
и
отношения
вообще
к
окружающим
людям,
человек
смотрит
на
мир
положительно
или
отрицательно,
формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье
влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому
пути
он
пойдет.
Семья
может
выступать
в
качестве
как
положительного,
так
и
отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка
состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца,
бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не
заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может
потенциально нанести столько вреда в воспитании.
В
условиях,
когда
большинство
семей
озабочено
решением
проблем
экономического,
а
порой
и
физического
выживания,
усилилась
тенденция
самоустранения
многих
родителей
от
решения
вопросов
воспитания
и
личностного
развития
ребенка.
Родители,
не
владея
в
достаточной
мере
знанием
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
развития
ребенка,
порой
осуществляют
воспитание
вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми
педагогами.
Они
обязаны
заложить
первые
основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков
нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта,
терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели
ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители
на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с
родителями по этой причине.
В настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель
взаимодействия
с
ребенком
признается
приоритет
семейного
воспитания
над
общественным. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье,
воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета
этого фактора. Поэтому одной из основных задач детского сада является установление
положительных
взаимоотношений
между
воспитателями
и
родителями,
разработка
новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение
внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье;
повышение уровня педагогической культуры родителей, научить их «быть родителями».
К сожалению, очень часто между педагогами и родителями возникает проблема
нехватки взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Педагоги детского сада часто испытывают большие трудности в общении с родителями.
Очень много зависит от инициативы, терпения, интуиции педагога. Он должен стать
профессиональным помощником в семье, ведь воспитание наших детей - это наша общая
цель. И от нас всех: педагогов и родителей, бабушек и дедушек, окружающего ребенка
пространства зависит, каким он будет человеком.
С
введением
Федерального
государственного
стандарта
перед
дошкольным
учреждением
предстают
новые
задачи,
предполагающие
его
открытость,
тесное
сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими
ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно
превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический
процесс
дошкольного
учреждения
становится
более
свободным,
гибким,
дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой -
педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников
и их законными представителями и ближайшими социальными институтами. Таким
образом,
получается,
что
социальное
партнерство
-
взаимовыгодное
взаимодействие
различных
секторов
общества, направленное
на
решение
социальных
проблем,
обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни,
осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Преимущества
новой
системы
взаимодействия
ДОУ
с
семьями
воспитанников
(законными представителями) неоспоримы и многочисленны.
Это положительный
эмоциональный
настрой
педагогов
и
семей
воспитанников
(законных представителей) на совместную работу по воспитанию детей.
Это учет индивидуальности
ребенка.
Педагог, постоянно поддерживая контакт с
семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе,
что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Т а к и м
о б р а з о м ,
и с п о л ь з о в а н и е
р а з н о о б р а з н ы х
ф о р м
р а б о т ы
с
семьями
воспитанников
ДОУ
даёт
положительные
результаты:
меняется
характер
вз аимодействия
педагогов
с
родителя ми,
многие
из
них
с т а н о в я т с я
активными участниками всех дел ДОУ и незаменимыми помощниками воспитателей.
Всей
своей
работой
сотрудники
ДОУ
доказывают
родителям,
что
их
вовлечение
в
педагогическую
деятельность,
заинтересованное
участие
в
воспитательно-
образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что
это необходимо для развития их собственного ребенка.
Литература
1 .
« Ф е д е р а л ь н ы й
Г о с у д а р с т в е н н ы й
О б р а з о в а т е л ь н ы й
Стандарт дошкольного образования», 2013
2 .
З в е р е в а
О . Л .
С е м е й н а я
п е д а г о г и к а
и
д о м а ш н е е
воспитание
детей
раннего
и
дошкольного
возраста
[Текст]:
учеб.
пособие
/
А.Н.
Ганичева,
Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
3.Зверева
О.Л.
Развитие
содержания
и
форм
педагогического
просвещения
р о д и т е л е й
д о ш к о л ь н и к о в
[ Т е к с т ] .
М о н о г р а ф и я .
–
М . ,
Н И И
школьных технологий, 2011.
4 .
Б о г о м о л о в а ,
З . А .
Ф о р м и р о в а н и е
п а р т н е р с к и х
о т н о ш е н и й
педагогов
и
родителей
в
условиях
сотрудничества
в
ДОУ
[Текст]
//
Дошкольная
педагогика.
- 2010. - № 2
5.
Евдокимова
Н.В.,
Додокина
Н.В.,
Кудрявцева
Е.А.
Детский
сад
и
семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей . Мозаика-
Синтез, 2007
6 . Технология
взаимодействия
дошкольного
образовательного
учреждения
с
семьями воспитанников: учебное пособие, изд. 2-е испр. и доп. Авт.-сост. Удова О.В. -
Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2015. - 164 с.