Автор: Савельева Лариса Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ СОШ №7 Населённый пункт: Тюмень Наименование материала: конспект Тема: Урок развития речи в 5 классе. Тема: "Текст" Раздел: среднее образование
Цели: познакомить с понятием текст, его отличительными особенностями.
Задачи:
Познакомить учащихся с отличительными особенностями текста
Формировать у школьников навыки связного устного высказывания
Способствовать воспитанию чувства прекрасного.
I. Актуализация знаний
- Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами
группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими
проблемами лингвистики. Представили?
-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение
мыслить, анализировать, думать)
-Вы обладаете такими качествами? (Да)
- Тогда я только напомню вам правила общения. (слайд)
-И мы начинаем наш урок, на котором будем работать с очень важным не только для
ученых материалом? Каким? Угадайте?
II. Загадка. Определение темы и цели урока.
- Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова,
означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии
идет речь? (о тексте)
-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков
русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)
(Запись темы урока: Что такое текст.)
-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить
определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?
(Что такое текст. Каковы признаки текста.)
- Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?
(Чтобы научиться самим строить тексты.)
- Итогом нашей работы будут тезисы, которые вы должны будете продолжить.
А я лишь напоминаю, что такое тезис. (слайд)
III. Практическая работа
1задание. Какой из данных отрывков является текстом?
Слайд
1.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом
покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще
цветут поздние осенние цветы.
2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе,
падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву
протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние
цветы.
(Текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем идет речь об одном предмете речи,
предложения связаны между собой единой темой).
- Сделайте вывод об обязательном признаке текста.
Записать.
(Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой)
-Что из начальной школы знаете о тексте?(дети называют, учитель записывает на доске)
Текст
1.Заголовок.
2.Основная часть.
3.Концовка.
4. Ключевые(опорные слова)
5. Основная мысль.
Работа с вышеуказанным текстом.
- Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое.
-Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем
говорится? Что именно?)
Какой заголовок подходит нашему тексту?
1) Осенние цветы.
2) Русский лес осенью.
3) Осенние листья.
- Прочитайте осн. Часть.
- Есть ли здесь концовка?
- Назовите ключевые слова. И т.д.
2 задание. На ваших столах тексты. (работа в паре)
Прочтите.
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но
парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-
татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии.
Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу
хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать
владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада
простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
- Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет
смысловой связи)
- Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику,
грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста
карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.
- Какие тексты получились? (дети зачитывают)
- Докажите, что перед вами текст.
- Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам
понятны?
- Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо
узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться?
(Толковый словарь: Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли
животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с
места на место со своим жильем и имуществом)
- Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что
именно?)
1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил.
Кочевники).
- Сделайте вывод (записать) какими признаками должен обладать текст. (Должно быть
тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по
смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)
Физминутка.
3 задание.
А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались.
Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений? (слайд)
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. ( письменно) Укажите
сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.
А. Да это белка!
Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.
В. Как она очутилась в городе?
Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.
( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.)
- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Необходима
последовательность предложений, грамматическая связь )(Записать)
4 задание. А теперь мы обратимся к авторским текстам.
(у каждого на парте текст)
Какова тема текста? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?
Текст Алексеева «Тульский пряник» (вк)
Тульский пряник вкусный-вкусный. Сверху корочка, снизу корочка, посередине сладость.
Встретив героическое сопротивление советских войск на западе и на других
направлениях, фашисты усилили свою попытку прорваться к Москве с юга. Фашистские
танки стали продвигаться к городу Туле.
Здесь вместе с Советской Армией на защиту города поднялись рабочие батальоны.
Тула — город оружейников. Тульские рабочие сами наладили производство нужного
вооружения.
Одно из городских предприятий стало выпускать противотанковые мины. Помогали этому
производству готовить мины и рабочие бывшей кондитерской фабрики. Среди
помощников оказался ученик кондитера Ваня Колосов. Изобретательный он паренёк,
находчивый, весёлый.
Как-то явился Ваня в цех, где производили мины. Под мышкой папка. Раскрыл папку, в
папке лежат наклейки. Наклейки были от коробок, в которые упаковывали на
кондитерской фабрике тульские пряники. Взял Ваня наклейки. Подошёл к готовым минам.
Наклейки на мины — шлёп, шлёп. Читают рабочие, на каждой мине написано: «Тульский
пряник».
Смеются рабочие:
— Вот так фашистам «сладость».
— Фрицам хорош «гостинец».
Ушли мины на передовую к защитникам города. Возводят сапёры на подходах к Туле
противотанковые поля, укладывают мины, читают на минах «тульский пряник».
Смеются солдаты:
— Ай да «сюрприз» фашистам!
— Ай да «гостинец» фрицам!
Пишут солдаты письмо рабочим: «Спасибо за труд, за мины. Ждём новую партию
„тульских пряников“».
В конце октября 1941 года фашистские танки подошли к Туле. Начали штурм города. Да
не прошли. Не пропустили их советские воины и рабочие батальоны. На минах многие
машины подорвались. Почти 100 танков потеряли фашисты в боях за Тулу.
Понравилось советским солдатам выражение «тульские пряники». Всё, что из Тулы
приходило теперь на фронт — снаряды и патроны, миномёты и мины, стали называть они
тульскими пряниками.
Долго штурмовали фашисты Тулу. Да всё напрасно. Бросали в атаку армады танков.
Безрезультатно. Так и не прорвались фашисты к Туле.
Видимо, «тульские пряники» хороши!
- Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?
Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 160 ( Это то, для чего текст написан.
Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.)
- Текст создается для выражения мысли.
IV. Игра «редакторы» (слайд)
- Отредактируйте заметку.
Недавно на встречу с нами мы пригласили наших шефов и Витиного дедушку, ветерана
труда. Мы показали на выставке, что мы умеем делать. Витин дедушка нас похвалил и
сказал: «Среди вас не должно быть белоручек. Надо уметь все делать своими руками.»
Тогда мы стали петь песни и читать стихи, все зашумели. Было скучно и время тянулось
долго-долго. Наконец нас отпустили, и мы весело побежали в раздевалку.
VI. Подведение итогов. (слайд)
Слайд. “Верные и неверные высказывания”
- Какие высказывания верные, а какие-нет?
Текст состоит из предложений
К тексту нельзя придумать заглавие
Все предложения в тексте имеют границы
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
Текст можно разделить на части
Каждая часть текста записывается с красной строки
Рефлексия.
Я узнал..
Теперь я могу..
И т.д.
VII. Домашнее задание
- Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»