Напоминание

Урок развития речи в 5 классе. Тема: "Текст"


Автор: Савельева Лариса Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: конспект
Тема: Урок развития речи в 5 классе. Тема: "Текст"
Раздел: среднее образование





Назад





Тема: текст.

Цели: познакомить с понятием текст, его отличительными особенностями.

Задачи:
 Познакомить учащихся с отличительными особенностями текста  Формировать у школьников навыки связного устного высказывания  Способствовать воспитанию чувства прекрасного.
I. Актуализация знаний
- Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили? -Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать) -Вы обладаете такими качествами? (Да) - Тогда я только напомню вам правила общения. (слайд) -И мы начинаем наш урок, на котором будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?
II. Загадка. Определение темы и цели урока.
- Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте) -Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых) (Запись темы урока: Что такое текст.) -Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить? (Что такое текст. Каковы признаки текста.) - Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям? (Чтобы научиться самим строить тексты.) - Итогом нашей работы будут тезисы, которые вы должны будете продолжить. А я лишь напоминаю, что такое тезис. (слайд)
III. Практическая работа

1задание. Какой из данных отрывков является текстом?

Слайд

1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут поздние осенние цветы. 2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы. (Текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой). - Сделайте вывод об обязательном признаке текста.
Записать.

(Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой)
-Что из начальной школы знаете о тексте?(дети называют, учитель записывает на доске) Текст 1.Заголовок. 2.Основная часть. 3.Концовка. 4. Ключевые(опорные слова) 5. Основная мысль.
Работа с вышеуказанным текстом.
- Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. -Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?) Какой заголовок подходит нашему тексту? 1) Осенние цветы. 2) Русский лес осенью. 3) Осенние листья. - Прочитайте осн. Часть. - Есть ли здесь концовка? - Назовите ключевые слова. И т.д.
2 задание. На ваших столах тексты. (работа в паре)

Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко.
Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо- татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.
Гребешком приглажу

хвостик и верхом поеду в гости.
А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
- Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи) - Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре. - Какие тексты получились? (дети зачитывают) - Докажите, что перед вами текст. - Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны? - Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Толковый словарь: Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом) - Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?) 1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники). - Сделайте вывод
(записать)
какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)
Физминутка.

3 задание.

А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались.

Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений? (слайд)
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (
письменно)
Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д. А. Да это белка! Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек. В. Как она очутилась в городе? Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски. ( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.) - Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Необходима последовательность предложений, грамматическая связь
)(Записать)

4 задание. А теперь мы обратимся к авторским текстам.


(у каждого на парте текст)

Какова тема текста? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?

Текст Алексеева «Тульский пряник» (вк)
Тульский пряник вкусный-вкусный. Сверху корочка, снизу корочка, посередине сладость. Встретив героическое сопротивление советских войск на западе и на других направлениях, фашисты усилили свою попытку прорваться к Москве с юга. Фашистские танки стали продвигаться к городу Туле. Здесь вместе с Советской Армией на защиту города поднялись рабочие батальоны. Тула — город оружейников. Тульские рабочие сами наладили производство нужного вооружения. Одно из городских предприятий стало выпускать противотанковые мины. Помогали этому производству готовить мины и рабочие бывшей кондитерской фабрики. Среди помощников оказался ученик кондитера Ваня Колосов. Изобретательный он паренёк, находчивый, весёлый. Как-то явился Ваня в цех, где производили мины. Под мышкой папка. Раскрыл папку, в папке лежат наклейки. Наклейки были от коробок, в которые упаковывали на кондитерской фабрике тульские пряники. Взял Ваня наклейки. Подошёл к готовым минам. Наклейки на мины — шлёп, шлёп. Читают рабочие, на каждой мине написано: «Тульский пряник». Смеются рабочие: — Вот так фашистам «сладость». — Фрицам хорош «гостинец». Ушли мины на передовую к защитникам города. Возводят сапёры на подходах к Туле противотанковые поля, укладывают мины, читают на минах «тульский пряник». Смеются солдаты: — Ай да «сюрприз» фашистам! — Ай да «гостинец» фрицам! Пишут солдаты письмо рабочим: «Спасибо за труд, за мины. Ждём новую партию „тульских пряников“». В конце октября 1941 года фашистские танки подошли к Туле. Начали штурм города. Да не прошли. Не пропустили их советские воины и рабочие батальоны. На минах многие машины подорвались. Почти 100 танков потеряли фашисты в боях за Тулу.
Понравилось советским солдатам выражение «тульские пряники». Всё, что из Тулы приходило теперь на фронт — снаряды и патроны, миномёты и мины, стали называть они тульскими пряниками. Долго штурмовали фашисты Тулу. Да всё напрасно. Бросали в атаку армады танков. Безрезультатно. Так и не прорвались фашисты к Туле. Видимо, «тульские пряники» хороши! - Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 160 ( Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.) - Текст создается для выражения мысли.
IV. Игра «редакторы» (слайд)
- Отредактируйте заметку. Недавно на встречу с нами мы пригласили наших шефов и Витиного дедушку, ветерана труда. Мы показали на выставке, что мы умеем делать. Витин дедушка нас похвалил и сказал: «Среди вас не должно быть белоручек. Надо уметь все делать своими руками.» Тогда мы стали петь песни и читать стихи, все зашумели. Было скучно и время тянулось долго-долго. Наконец нас отпустили, и мы весело побежали в раздевалку. VI.
Подведение итогов. (слайд)
Слайд. “Верные и неверные высказывания” - Какие высказывания верные, а какие-нет? Текст состоит из предложений К тексту нельзя придумать заглавие Все предложения в тексте имеют границы Предложения в тексте не имеют определенной последовательности В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится Текст можно разделить на части Каждая часть текста записывается с красной строки
Рефлексия.

Я узнал..

Теперь я могу..

И т.д.


VII. Домашнее задание
- Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»


В раздел образования