Напоминание

Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях.


Автор: Игошина Ирина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №241 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях.
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет правильно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом. Ребенку надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и еще и направлять воздушную струю в нужном направлении. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.. Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.
Правила проведения работы по формированию речевого дыхания.
1. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком. 2. Заниматься только в проветренном помещении, до еды, 3 раза в день по 5 – 8 минут. 3. В начале обучения осваивается одно упражнение, в каждый следующий день добавляется еще по одному. 4. Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие. 5. Не делать слишком большой вдох.
6. 6. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею. 7. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота. 8. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно. 9. Переход от одного этапа работы к другому осуществляется в то случае, если ребенок правильно, точно выполняет все упражнения данного этапа. 10. Каждый ротовой выдох контролируется движением ваты, положенной на ладонь, или листом бумаги, поднесенным ко рту ребенка так, чтобы выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на него, или запотеванием зеркала в момент выдоха. С целью повышения эмоционального фона занятия ватку окрашивают в яркий цвет.
Цель дыхательных упражнений
– научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе. Работа над речевым дыханием заключается в следующем:  в выработке длительного ротового выдоха;  в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап.
Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.
Второй этап.
Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
Третий этап.
Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.
Четвертый этап.
Произнесение слогов и звукоподражаний.
Дыхательные упражнения при работе над формированием речевого

дыхания.


Упражнения, при работе на первом этапе
Упражнение 1 «Резкий выдох» Это упражнение помогает снять напряжение с мышц грудной клетки. Порядок выполнения: спокойно вдохнуть и резко выдохнуть воздух через рот так, как будто вы быстро задуваете свечу. После этого сразу делаете спокойный диафргамальный вдох, см. Упражнение 2. Упражнение 2 «Дыхание животом» Лягте на спину плашмя: не сгибайте ноги в коленях. Под шею положите валик. Это может быть подушка, свернутый плед или полотенце. Положите одну руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки. Запомните: короткий бесшумный вдох через нос (рот закрыт), живот надулся. Длинный бесшумный выдох через рот - живот сдувается. Грудная клетка и плечи неподвижны. Порядок действий: 1.Сделайте резкий выдох (упражнение 1), чтобы выпустить из лёгких остатки воздуха. 2.Затем сделайте спокойный вдох носом. При этом живот должен надуться так, как будто набирает в себя воздух. Грудная клетка в этот момент почти не поднимается. 3.Выдох - плавный, спокойный и длительный. Живот при этом сдувается, как будто выпускает воздух. 4.Продолжайте дышать животом. Сделайте несколько повторений.
Упражнения, при работе на втором этапе
Упражнение 1 "Чей пароход лучше гудит?" Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и
подуйте. "Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?" Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова. Упражнение 2 "Капитаны". Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п. Упражнение 3 «Снежинка» Вдох через нос, выдох — высунуть широкий язык, поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа). Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.
Упражнения, при работе на третьем этапе
В каждом упражнении внимание ребенка направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Упражнение 1 Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы). Упражнение 2 Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу. Упражнение 3 «Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш- ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла. Упражнение 4 «На берегу моря» Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с. Упражнение 5 «Осы» Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…» Упражнение 6 «Ветер» Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произнести длительный выдох. Упражнение 7 «Дятел» Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга. Упражнение 8 «Эхо» Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а.
Упражнения, при работе на четвертом этапе
Упражнение 1 Произнесение сочетания фонем. Это упражнение необходимо для того, чтобы соединить дыхание с произнесением нескольких звуков и удлинения речевого выдоха. Перед тем, как сказать первое сочетание звуков, делаете вдох носом, перед
следующими сочетаниями звуков делаете добор воздуха ртом — быстрый, лёгкий вдох, без паузы. Знак / означает короткую паузу для добора воздуха через рот. Знак // означает длинную паузу. АЭ/ АЭАЭ/ АЭАЭАЭ/ АЭАЭАЭАЭ/ АЭАЭАЭАЭАЭ// АЭО/ АЭОАЭО/ АЭОАЭОАЭО/ АЭОАЭОАЭОАЭО/ АЭОАЭОАЭОАЭОАЭО// ОЫ/ ОЫОЫ/ ОЫОЫОЫ/ ОЫОЫОЫОЫ/ ОЫОЫОЫОЫОЫ// ОЫУ/ ОЫУОЫУ/ ОЫУОЫУОЫУ/ ОЫУОЫУОЫУОЫУ// АОУЫ/ АОУЫАОУЫ/ АОУЫАОУЫАОУЫ/ АОУЫАОУЫАОУЫАОУЫ// Упражнение 2 «Эхо» Педагог громко произносит на выдохе сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ». А ребенок тихо отзывается : ау, уа, ио. и т. д. Упражнение 3 «Корова» Дети указательные пальцы приставляют к голове («рога»), делают вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му – у…», стараясь, чтобы звук был ровным. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха будет возрастать. Упражнение 4 Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...). Упражнение 5 Попросите ребенка повторить за вами пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении. Капля и камень долбит.
Правой рукой строят - левой ломают. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. Не плюй в колодец - пригодится воды напиться. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... Упражнение 6 «Ах, как пахнет!» Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы: АХ! АХ, ПАХНЕТ! АХ, КАК ПАХНЕТ! АХ, КАК ПРИЯТНО ПАХНЕТ! АХ, КАК ЦВЕТОК ПРИЯТНО ПАХНЕТ! Упражнение 7 Прочитайте русскую народную сказку "Репка" с правильным воспроизведением вдоха на паузах. Репка. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!
Список использованной литературы
1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. – М., 2004. 2. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения //Логопед в детском саду, 2005, №2. 3. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 1996. 4. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – СПб, 2005. 5. Кучергина О.В. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста. // Логопед, 2004, №5. 6. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Ш. Шаховской. – М., 1999. 7. Никитина Е.Н. О правильном дыхании. // Логопед, 2007, №4.


В раздел образования