Автор: Мосина Людмила Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №131 Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре Наименование материала: консультация Тема: Кризис трех лет Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №131
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Кризис трех лет»
Подготовила: воспитатель гр.№12
Мосина Людмила Александровна
Комсомольск-на-Амуре
2016г.
Кризис трех лет»
К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в
своем
ребенке,
он
становится
упрямым,
капризным,
вздорным.
Улыбка
умиления
на
лицах
родителей
сменяется
выражением
озабоченности,
растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время
происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое
яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от
матери,
удлинить
психологическую
пуповину,
научиться
многое
делать
самому и как – то решать свои проблемы. Без психологического отделения от
родителей
ребенку
сложно
будет
найти
себя
в
этой
жизни,
выработать
механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных
ситуациях.
Кризисы
развития
–
это
относительно
короткие
(от
нескольких
месяцев до года – двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно
меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не
только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека
развивается
непрерывно.
При
этом
всегда
происходит
смена
периодов:
относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных
–
критических,
то
есть
кризисы
–
это
переходы
между
стабильными
периодами.
Взрослые
способны
понять,
что
с
ними
происходит,
зная
закономерности
личностного
развития.
Родители
не
должны
пугаться
остроты
протекания
кризисов,
это
вовсе
не
отрицательный
показатель.
Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном
качестве
говорит
о
том,
что
в
его
психике
сложились
все
возрастные
новообразования
для
дальнейшего
развития
его
личности
и
адаптивных
способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию
благополучия,
может
быть
обманчивой,
свидетельствовать
о
том,
что
в
развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.
Таким
образом,
не
надо
пугаться
кризисных
проявлений,
опасны
проблемы
непонимания,
возникающие
в
этот
момент
у
родителей
и
педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как
помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь
упрямства – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка
качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других,
о щ у щ е н и е
с во е го
« Я » ,
э го и зм
–
в
зд о р о вом
в и д е
ч у в с т в о
«самостоятельности»,
собственное
достоинство;
агрессивность
–
крайняя
форма самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой
осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств.
Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная
задача
родителей
и
педагогов
–
не
допустить
закрепления
их
крайних
проявлений.
Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве
и капризности:
Период
упрямства
и
капризности
начинается
примерно
с
18
месяцев;
Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные
приступы
упрямства
в
более
старшем
возрасте
–
тоже
вещь
вполне
нормальная);
Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В
кризисный
период
приступы
упрямства
и
капризности
случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз);
Если
дети
по
достижении
4
лет
все
еще
продолжают
часто
упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном»
упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком
своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения
родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего
спокойствия.
Что могут сделать родители:
Не
придавайте
большого
значения
упрямству
и
капризности.
Примите это как необходимость.
Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку
почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это
бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к
помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку
только это и нужно.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в
общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и
увести.
Постарайтесь
схитрить:
«Ох,
какая
у
меня
есть
интересная
игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные
маневры заинтересуют и отвлекут.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали
«Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Я сам!
Я негативен и упрям, строптив и своеволен,
Средою социальной я ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть, всегда помочь готовы.
О боже! Как же тяжелы сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне, хочу кричать повсюду:
Я – самость, братцы, я живу, хочу! Могу! И буду!
(Булдакова Л. А.)