Напоминание

Пословицы


Автор: Слесарева Ольга Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №34 г.Хабаровска"
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: Пословицы
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ г . Хабаровска « Детский сад комбинированного вида № 34» железнодорожного округа
Проект

Пословицы

,

как

средство

формирования

духовно

-

нравственного

развития

детей

.
( коррекционная группа № 3) Воспитатель: Слесарева О.К.
2015 - 2016 г
Организатор проекта:
Слесарева О.К.
Участники проекта:
педагог Слесарева О.К., дети подготовительной группы ОВЗ, родители
Тип проекта:
исследовательско - практический
Сроки реализации:
август-декабрь 2015 г. Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении духовно-нравственного облика ребенка. Именно в этот период происходит формирование культурно ценностных ориентаций. Закладываются духовно- нравственные основы личности дошкольника, развитий эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе. Народный фольклор играет важную роль для обогащения духовного мира ребенка, развивает патриотизм, уважение к прошлому своему народа. Необходимость воспитания на основе знакомства с культурным наследием с детских лет объясняется пословицей «Что птенец получает в гнезде, с тем и вылетает из него» За свою историю наш народ создал огромное количество пословиц и поговорок. В них запечатлен богатый опыт народа. Знакомя детей с народным творчеством-пословицей дети получают знания о быте, культуре, искусстве. Дети активно реагируют на воздействие окружающей среды, отличаются высокой восприимчивостью. Эти особенности создают почву для организации нравственного направления деятельности ребенка, для упражнения их в положительных поступках. Богатый материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе устное народное творчество – пословица. С её помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить какие-либо неверные поступки. Не растерять, сохранить богатство нашего народа приобщение детей к народному творчеству – наша основная задача. Пословицы как ничто могут служить прекрасным средством развития и воспитания личности ребенка. Пословицы эффективно можно использовать в любых видах деятельности. Определенный ритм пословиц облегчает детям их запоминание. Прекрасный материал для развития речи и обогащения словаря ребенка. Дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонацию: огорчение, нежность, ласку и удивление. Они способствуют формированию умения выделять смысловые связи слов. Объясняя их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.

Актуальность темы:
 малая информированность детей и родителей об устном народном творчестве;  несформированные представления о мире и об отношениях между людьми;  недостаточная познавательная активность;  слаборазвитая речь, малый словарный запас;  слабая сформированность духовно-нравственных позиций  необходимость приобщения детей к истокам русской культуре истории, быту, традициям нашего народа.  Малая заинтересованность родителей.  Несформированное представление родителей о необходимости совместной деятельности с ребенком.
Цель:
нравственное воспитание детей, их духовное развитие через знакомство с пословицей.
Задачи:
 Познакомить с жанром устного народного творчества – пословицей.  Способствовать развитию познавательного интереса к русскому фольклору.  Помогать видеть детям скрытый смысл пословиц .  Развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку:  духовность, доброту, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, терпение, мужество, милосердие.  Приобщать детей к истокам русской культуры, традициям, быту русского народа.  Закладывать основы нравственных ориентаций: любовь к Родине семье труду.,  Дать представление о нравственной стороне человеческих отношений.  Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей  Развивать коммуникативную компетентность.  Формировать речемыслительную деятельность, умение обобщать, анализировать  Способствовать обогащению, расширению словарного запаса. 
Прогнозируемый результат.

Дети:
 У детей появится интерес к пословице,  Накопятся представления о нравственных нормах.
 Сформируется умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.  появится представление о духовно-нравственных позиций человека: трудолюбие, любовь к Родине, семье.  обогатится духовный мир ребенка.  речь преобразится, украсится новыми словами,  дети будут использовать пословицы повсеместно.  у детей активизируется мыслительная деятельность  разовьется эмоционально познавательная сфера детей. 
Родители:
 повысится интерес к использованию малых фольклорных форм в воспитании детей,  появится активность совместной деятельности с детьми,  сформируется понимание важности духовно-нравственного воспитания детей.  Родители получат теоретическую и практическую поддержку в воспитании ребенка.
Реализация проекта.

I

. Подготовительно-организационный этап.
 Подбор методической литературы по данному вопросу.  Подбор иллюстрированного материала по пословицам (пособия, открытки, фото).  Составление перспективного плана.  Создание картотеки пословиц.  Создание уголка пословиц (теремок пословиц, сундучок пословиц, кинотеатр «Загадка»,выставочное панно).  Изготовление альбомов по темам.  Подбор художественной литературы для чтения детям.  Подбор упражнений и игр для работы с пословицами.  Видео - аудио записи  .
Методы реализации проекта.
 Словесные: беседа, чтение стихотворений, сказок, пересказы, обсуждения.  Наглядные: рассматривание иллюстраций, картин, видеоматериалы.  Практические: игры, упражнения, театрализация, игровые ситуации,  Продуктивная деятельность: составление альбомов, фотомонтажи, конкурсы, творческие работы детей.  .

Интеграция образовательных областей:
 Социализация  Познание  Коммуникация  Художественно-продуктивная деятельность
Формы работы:
 Занятия  Беседы  Игры(сюжетные, дидактические, подвижные)  Литературные викторины  Народные игры  Выставки  Развлечения  Праздники.  Мастер класс  Вечерние посиделки  Экскурсии в музей  Игра «Поле чудес»  Упражнения и игры на закрепление пословиц.  Литературный вечер. Просмотр фильмов Итоговое занятие.
II. Основной этап
срок Работа воспитателя с детьми Работа воспитателя с родителями Август Определение целей, задач проекта Составление перспективного плана. Создание условий познавательно -развивающей среды знакомства с пословицами. Родительское собрание на тему «Что мы знаем о пословицах, и их влиянии на духовно- нравственное воспитание» Сбор информации, предложений родителей по проекту.
Сентябрь «Трудиться -всегда пригодится»
Занятие «Пословица – во всех делах

помощница»
Цель. Познакомить детей с наследием народной мудрости – пословицами. Показать ее красоту, четкость, краткость Возбудить интерес к пословицам.
Беседы.
«Не сиди сложа руки - не будет скуки». «Без труда не будет и плода» «Кто не работает, тот не ест» «За труд говорят спасибо» «Глаза боятся, а руки делают» «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Цель. Учить понимать смысл пословиц. Дать понятие о пользе и значимости труда. Показать, что труд, даже самый простой, требует определенных усилий.
Чтение художественной литературы.
Арабская сказка «Кто не работает, тот не ест». Баруздин С. «Когда бывает скучно». Русская народная сказка «Три поросенка». «Мы идем в поход», «Трудолюбивый хомячок» «Как цыпочка писать трудилась» «Маленькое дело» Цель: через литературные произведения помочь понять детям смысл сказок и учить детей оценивать действия и поступки героев. Воспитывать желание помогать старшим, приходить к ним на помощь и откликаться с желанием на просьбы близких ему людей.
«Мастер-класс» «Все работы хороши -

выбирай на вкус»
Встреча детей с Керимовой П.В. Цель: Формировать у детей представление о профессии штукатура - маляра, о важности В родительском уголке поместить рубрику «Дружим с пословицей» (где размещаются изучающиеся пословицы) Консультация для родителей: Обязанности ребенка в семье. Подготовить выступление Керимовой П.В. о своей профессии штукатура-маляра
«Хлеб батюшка, водица матушка». разных видов деятельности. Любой труд в нашей стране почетен
Видеофильмы.
«49 пословиц». Цель. Показать красоту пословиц, их лаконичность, четкость, краткость. Вызвать желание повторять и заучивать наизусть 2 Фильм о гончарах, кузнецах, плотниках, булочниках.
Слушание песен
«Терпение и труд все перетрут», «Любишь кататься люби и саночки возить», «Поспешишь – людей насмешишь». Цель: показать детям, что к пословицам можно написать музыку, и они становятся веселыми песенками, с их помощью помочь детям понимать смысл пословиц.
Игры и упражнения.
«Кому мяч попадет – пословицу назовет». «Назови пословицу по картинке». «Я начну, а ты закончи» Фотомонтаж «Как я помогаю дома»
Народные игры.
«Пирог», «Перебежки». Цель. Познакомить с русско-народными играми. Показать красоту русской речи: высоконький, широконький, мякошенький.
Продуктивная деятельность
. Конструирование «Куда матушка, туда и дитятко». Рисование «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
Занятие «Хлеб всему голова».
Цель: Дать понятие детям о стадиях, способах выращивания и уборке. Хлеба. Учить беречь хлеб, воспитывать уважение к труду хлебороба. Сделать папку – передвижку «Играй со мной». В папке размещены игры и упражнения для работы с пословицами Инициировать родителей на участие родителей в фотомонтаже «Маленькое дело лучше большого безделья» Напоминание родителям в индивидуальных беседах , что они являются примером

Рассматривание иллюстраций от « семечка

до каравая на столе»
Цель: формировать знания детей о длительном и трудоемком процессе поступления хлеба на прилавки магазина.
Беседы по пословицам:

«Дели хлеб пополам, хоть голоден сам»

«хлеба к обеду в меру бери»
«Хлеб батюшка, водица - матушка» «Без печки холодно, без хлеба голодно» «Калач приесться, а хлеб никогда» Цель: продолжать формировать уважительное отношение к хлебу.
Просмотр мультфильма «Колосок».
Видео фильм «Как растет пшеница» 2 «Пшеничное зернышко».
Чтение художественной литературы

О.Глинская: «Прости меня хлеб»
«Лисичкин хлеб», Пришвин. Русская народная сказка «Петушок и пшеничное зернышко». Цель: учить детей оценивать поступки героев, подбирая нужную пословицу к их действиям. Воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, уважительное отношение к хлебу
Театрализация сказки «Колобок»
Цель: развивать интерес к театральной деятельности. Желание показать сказку младшим ребятам.
Совместная работа с детьми по выпечки

пряников.
«Хочешь есть калачи - не лежи на печи». Цель: Показать детям технологию замеса теста. Вызвать желание детей сделать приятное другим людям. для своих детей в бережном отношении к хлебу. Сделать папку – передвижку «Играй со мной».(в папке размещены игры и упражнения в работ с пословицами) Инициировать родителей на участие родителей в фото монтаже «Маленькое дело лучше большого безделья»

Мастер-класс Е.Н. Сухоленко пекаря-

кондитера
Цель: Познакомить детей с профессией пекаря-кондитера, какие технические средства ей помогают в работе. (Использование проектора) «Калачи предаются, а хлеб никогда
Изготовление из соленого теста
хлебобулочных изделий для сюжетно- ролевых игр.
Упражнения на закрепление пословиц:
«Найди пару» «Кто мячик возьмет, тот пословицу назовет» «Закончи пословицу»
Литературный вечер «Хлеб всему голова»
«Стихи о хлебе» с просмотром эпизода фильма о блокаде Ленинграда. Цель: Показать детям как люди уважительно во все времена относились к хлебу, воспевали его в стихах, песнях, фильмах.
Конкурс: Самый вкусный пирожок»
Цель: способствовать совместной деятельности детей и родителей. Коллективный труд «Маленькое дело лучше большого безделья». Подготовить выступление Сухоленко Е.Н.пекаря- кондитера В разговоре с родителями подчеркивать значимость личного примера обращения с хлебом Октябрь «Жизнь дана на добрые дела».
Знакомство детей с пословицами о добре,

зле и дружбе
Знакомство с понятиями: милосердие, терпимость, взаимовыручка, щедрость , вежливость, честность и др.
Занятие: «Что такое хорошо и что такое

плохо»
Цель: учить детей решать нравственные ситуации, высказывать свое отношение к ним. Стимулировать желание делать хорошие поступки.
Беседы «Как и чем можно порадовать

близких».
Беседовать с родителями о важности личного примера для формирования в детях чувства заботы, любви
Цель: Научить быть внимательными к окружающим, воспитывать желание сделать приятное другим.
Беседа о взаимопомощи: «Зайчик, который

всем помогал»
«Умей увидеть тех, кому нужна помощь» «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают».
Беседа о доброжелательности «Доброе

сеять добро пожинать

Беседа о правде: «Доброе дело правду

говорить смело»

Беседа о милосердии : «Будь милостив к

младшим и слушайся старших».

Путешествие по сказкам. (Литературная

викторина)
Цель: беседа по прочитанным сказкам, опираясь на знания детей вспомнить злых и добрых героев, развивать диалог и умение правильно выражать свои мысли, и высказывать свое отношение к ним. (Морозко, Айога, Три сына, и др.)
Работа в теремке пословиц.
Цель: Закрепление новых пословиц, опираясь на иллюстративный материал.
Составление рассказа по картине:
«Не рой яму другому, сам туда попадешь». Цель: Учить логически рассуждать, выражать свои мысли и чувства. Воспитывать желание быть добрым и никогда не приносить вред другим.
Чтение художественной литературы.
«Урок дружбы». М. Клицковский. В. Сутеев «Яблоко». И. Бутман «Каждая ссора красна примирением». Ц. Лижнева «Как Вова праздновал день рождение». и уважения к близким. Памятка для родителей в уголке: «Дружим с пословицей» - пословицы о дружбе, зле, доброте. Продолжать формировать у родителей представление о необходимости совместной деятельности с ребенком и радости от полученного результата. Конкурс рисунков родителей «Жизнь дана на добрые дела».
З. Ежикова «Крот и его друзья». Е. Бехлерова «Вместе тесно, а врозь скучно» Цель: воспитывать у детей привычку дружно играть, договариваться, помогать друг другу, сообща трудиться.
Рассматривание сюжетных картин на тему

«Доброта». «Друг познается в беде».
«Чем хвалиться своей силой лучше слабым помоги» Цель: на примере иллюстративного материала объяснить детям о важных человеческих ценностях: взаимопомощи, смелости, доброте.
Упражнение и игры на закрепление

пословиц.
«Пословичная лента», «Закончи пословицу», «Стенка на стенку», «Кто дальше пройдет, пословицу назовет».
Просмотр видеофильма:
«Пословицы в русских открытках» Цель познакомить детей с открытками давнего времени и показать, что пословицы переходят из поколения в поколения и сейчас они актуальны.
Театрализация сказки.
«Как аукнется, так и откликнется». Учить видеть в пословице скрытый смысл. Высказывать свои суждения о том, как бы они поступили в данной ситуации.
Этюды по пословицам:
«Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают» Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам» «Скажи доброе слово товарищу». «Как прийти на помощь своему другу» «Как успокоить малыша» Стимулировать родителей на оформление фото выставки «Мои друзья со мной» Консультация для родителей «Добро сеять - добро и пожинать». Способствовать созданию единого пространства общения детей и родителей в развлечении «Вечерние посиделки»
«Как поделить с другом, игрушку. Цель: учить обыгрывать ситуации, показывая свое отношение к ним. Воспитывать привычку играть дружно, приходить на помощь в нужный момент, оберегать младших.
Фото - выставка:
«Мои друзья всегда со мной»
Развлечения.

Вечерние посиделки. Тема: народное

творчество.
Цель. Дать понятие детям о русско-народном творчестве: народная музыка, народные игры, народные традиции, народные пословицы. Воспитывать уважение к русским традициям, культуре нашего народа. Ноябрь «Семья» «Вся семья вместе, так и душа на месте»
Беседа «Моя семья»

«На свете все найдешь, кроме отца и

матери»
Цель. Познакомить детей с пословицами о семье. Помочь детям осознать, что семья – это главное в жизни ребенка. В семье любят друг друга, заботятся друг о друге
Беседа. «Семьи большие и маленькие».

«Семья сильна, когда под ней крыша одна»
Цель. Закрепить представление и важности семьи, где «его любят и всегда заботятся о нем».
Беседа «Старость нужно уважать».

«Кто родителей почитает, тот вовек не

погибает»
Цель. Воспитывать уважение к пожилым людям. Познакомить с пословицами о бабушке. «Для бабушки только дед не внук». «Для внука дед уши, а бабушка душа»
Беседа «О маме».
«При матушке добро, а при солнышке Фотовыставка «Мы с моей бабушкой лучшие друзья». Участие родителей в выставке «Умелые руки дорогих и любимых женщин». Активизировать родителей к выставке своего рукоделия.
тепло». «У дитя болит пальчик, а у матери сердце». Цель. Дать представление об особой роли мамы, которая согревает и заботится о всех членах семьи. Тренинг «Комплименты» «Ласковое обращение»
Пальчиковая гимнастика
«Я иголочку возьму», «Пельмени»
Рассматривание иллюстраций о семье.
«За общим столом и каша вкуснее». Видео зарисовки о бабушке, о маме. Слушание аудиозаписей высказываний детей о своих бабушках.
Разговор по душам «Моя бабушка (мама)»

«Для внука бабушка душа, а дедушка уши»
Цель: учить участвовать в диалоге. Учить Выражать словами о своем отношении к близким ему людям.
Беседа диалог:
«Мой папа самый, самый» Цель: показать значение папы в семье
Чтение худ. литературы
Благинина «Посидеть в тишине», «Мамин день». Сказка «Волк и семеро козлят», нанайская народная сказка «Айога». В.Сухомлинский «Крылья матери» Е.Баринова «Блокада Ленинграда» Е.Баринова «Волки» Цель: Воспитывать чувство любви к матери ценить их, потому что каждая из них готова на подвиг ради своего ребенка. «Нет такого дружка, чем родная мать» «Слепой щенок и то к матери лезет»
Заучивание стихотворений.
О маме, бабушке Предложение родителям составить схему генеалогического дерева своей семьи. Использование родительского потенциала для оформления выставки
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Упражнения:
«Цепочка пословиц», «Назови по темам», «Путаница», «Отгадай загадку, о какой пословице я говорю».
Развлечение «У семейного очага».

«В семье дружат ,живут не тужат»

«Моя семья моя опора»
Цель. Представление родителей и детей о своей семье. Познакомить детей со схемой родословного дерева, побуждать детей узнать историю своей семьи.
Выставка «Реликвии моей семьи»

«Кто родителей почитает, тот горя не знает»
Цель: Показать детям, что во многих семьях есть предметы, которые передаются из поколения в поколения, их чтут как память уважения к тем людям, кому они принадлежали.
Творческая деятельность:
Лепка «Бусы для мамы», Аппликация «Салфетки для праздника». Развивать эстетический вкус, вызвать желание сделать приятное другим.
Игра «Поле чудес»

«Птица красна пером , а человек умом».
Цель: Выявить знания о пословицах, об отношениях людей, о нравственных понятиях. Развивать логику, внимание и связную речь. «Реликвии моей семьи» Декабрь «На чужбине родная землица снится»
Экскурсия в краеведческий музей
Цель: Приобщение детей к культуре, истории, быту русского народа. Создать условия для целостного восприятия мира. Стимулировать родителей на совместное посещение музея

Беседа «Нет в мире краше Родины нашей»
Цель «Расширить представление о родной стране, о ее обычаях, традициях. Формировать у детей интерес к истории, народной культуре.
Беседа: «Поэты о родине» «Своя земля в

горсти мила»
Цель: Показать с какой любовью поэты воспевали родину, ее красоту природы, душу русского человека.
Беседа: «Родина в трудные военные годы»
«Одна у человека мать, одна у него и родина» «Кто за родину горой, тот настоящий герой», «Родину мать учись защищать» Цель: Воспитывать патриота своей родины
Разучивание стихотворений о родине
.
Чтение Т. Коти «Моя первая книга о России»

Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба»
«Изба крепка запором, а двор забором», «Два сапога пара, да оба на левую ногу» Цель: Систематизировать знания детей о истории быта. Углублять понимание детей о необходимости беречь народные традиции.
Просмотр видеофильма: «Во имя мое»
Цель: Показать жизнь и быт в довоенное время, разговорную речь, бедность бытия. «Жить весело, да есть нечего» Видео зарисовки: «Истоки родины», «Память и мудрость Отечества», «Природа нашей родины»
Развлечение: «Молодецкие забавы»
«По одежке встречают, по уму провожают» Цель: Закреплять знания пословиц, поговорок. Стимулировать родителей на продуктивную деятельность детей и родителей Инициировать родителей на пошив нанайских халатов. Организация выставки предметов быта и нанайской культуры (с помощью родителей).

Неделя нанайской культуры.
«Потому у нас так живется, что дружба народов у нас ведется». «Дружба народов сильнее бури, ярче солнца». Цель :Познакомить с коренным населением нашего края нанайцами. Дать знания о их быте, промысле ,культуре, обычаях. Формировать дружеские отношения к коренному населению нашего края.
Беседа-знакомство с нанайской куклой
, она от своего имени рассказывает о жизни коренного населения: «Иди в родной край, там и под елкой рай».
Беседа о нанайских мастерицах.
Рассматривание одежды, обуви, узоров на них
Народные нанайские игры: «Храбрый

охотник», «Кто сильнее».

Худ. творчество: аппликация: «Нанайская

кукла»

Слушание народной русской музыки
, песен, вождение хороводов.
Викторина: Самый мудрый.
Цель: Продолжать формировать свое отношение к различным ситуациям и подбирать нужную пословицу по смыслу. Работа с картинками – кто больше соберет пословиц.
Вечерние посиделки.
«Кто в куклы не играл, счастья не знал» «В куклы играй «быт познавай» Цель: «Познакомить с наследием русской культуры - куклой оберегом. Развивать творческое мышление и воображение, воспитывать любовь к народному творчеству и эстетический вкус. Провести «Мастер-класс» по изготовлению Приглашение родителям на открытое итоговое занятие.
куклы «берегини»
Итоговое занятие «Путешествие в страну

пословиц»
Цель: Выявить знания детей о пословицах, их отношение к ним. Умение подбирать пословицы по сюжету, смыслу. Логически рассуждать и искать ответы на загадки. Стимулировать желание детей на дальнейшее знакомство с новыми пословицами и активизировать их в своей речи.
III. Заключительный этап.
Подведение итогов о проделанной работе. Презентация проекта на педсовете. Заключительное занятие по теме «Путешествие в страну пословиц». Результаты работы: Целенаправленная и систематическая работа по реализации проекта способствовала формированию познавательного интереса к пословицам. Дети знают много пословиц, используют их по ситуации в повседневной жизни и на занятиях. Словарь детей пополнился фольклорными словами: землица, батюшка, матушка, дитятко, Русь, милосердие, великодушие и многие другими. У ребят начали формироваться нравственные позиции: отношение к труду, семье, Родине. Дети начали оценивать свои поступки и поступки других людей. Повысился интерес и уровень знаний о народой культуре, обычаях, традициях. Результаты проделанной работы свидетельствуют о положительной динамике социально-личностного развития детей. У родителей появился интерес к устному народному творчеству. На протяжении всего проекта проявляли инициативу, творчество в совместной работе с детьми. Они осознали важность значения и развития познавательного интереса к народному фольклору. Получили теоретическую и практическую поддержку в воспитании собственного ребенка. Поняли, чтобы развивать ребенка как личность нужно быть самим компетентным. Проект объединил родителей, детей и педагога, что дало добиться хорошей динамики реализации проекта.
Литература. 1. Т.А. Шорыгина «Мудрые сказки», 2014г. 2. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»,2005г. 3. Т.А. Шорыгина «Трудовые сказки (социально-коммуникативное развитие)», 2014г. 4. М.А. Дозорова и Н.В. Кошлева «Семья», 2008г. 5. «Игра как средство развития культурно-нравственного развития детей 6-7лет»., 2006г. 6. «Этические беседы с детьми 5-6 лет»., 2012г 7. М.А.Дозорова, Н.В.Кошлева «Семья» 2008г. 8. И.А.Канука «Азбука нравственного воспитании»1997г. 9. В.А.Лобанова «Учебное проектирование в доо»2014г.


В раздел образования