Автор: Ерёменко Наталья Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ СШ № 61 Населённый пункт: город Волгоград Наименование материала: методическая разработка урока русского языка Тема: Практикум по теме "Обстоятельство" (8 класс) Раздел: среднее образование
Тема урока: Практикум по теме «Обстоятельство». (8 класс)
Цель урока:
актуализация опорных знаний и умений, сформированных при изучении
членов предложения.
закрепление умения различать виды обстоятельств по значению, определять
способы их выражения.
выработка навыков использования обстоятельства для придания речи
точности, ясности, выразительности.
Оборудование: раздаточный материал, текст
Прогнозируемые результаты:
учащиеся распознают обстоятельство в предложениях, выделяют
обстоятельство, восстанавливают авторский текст, строят предложения с
обстоятельством, развивают коммуникативные навыки
ХОД УРОКА
1.
Вступительное слово учителя.
«Есть книги, которые ещё с детства становятся нашими друзьями и остаются
ими на всю жизнь. Изображённые в них события, действующие герои растут
вместе с нами, раскрываясь перед подростком, юношей, взрослым человеком
в новых ракурсах, по-разному, но одинаково сильно воздействуя на ум и
сердце читателя любого возраста». Эти слова Виктории Борисовой
посвящены творчеству писателя Александра Грина, которого мы с полным
правом можем назвать «Рыцарем мечты»
Знакомясь с фрагментами биографии и творчества Александра Степановича
Гриневского (Грин – его литературный псевдоним), мы повторим и обобщим
изученное по теме «Обстоятельство».
2.
Актуализация прежних знаний .
1.
Индивидуальная работа по карточкам (4 человека).
2.Проверка теоретического материала
- Чем может быть выражено подлежащее в предложении?
- Назовите известные вам типы сказуемых.
- Какие дополнения мы называем прямыми?
- Какие определения мы относим к согласованным?
- Что такое приложение?
- Перечислите, чем может быть выражено обстоятельство.
- Назовите виды обстоятельств по значению.
3. Проверка домашнего задания.
Анализируются подобранные учениками предложения с
обстоятельствами, выраженными разными частями речи.
4. Анализ текста о Грине
Рыцарь мечты.
С первых ш..гов писателя Грина вокруг его им..ни стали склад..ват..ся
легенды. Уверяли что Грин отличный стрелок из лука в молодост.. он добывал
себе пищ.. охотой и жил в лесу на манер куперовского след..пыта.
Т..жело и драматично складывалась жизнь Александра Гриневского. Он
страдал задыхаясь в (не)вежестве провинц..ального города. Выж..вал в
тюрьмах и ссылках от зари до зари в..лил лес на Урале, плавал на п..р..ходе
ища пр..ключений.
Из-за лютой нужды Грин (не)редко печ..тался в бульварных изданиях но
произведения унося читателя в мир мечты и роман..тики сами оправд..вали
себя.
Грёзы живут в книгах Грина словно ветер на море делают писателя очень
близким натурам возвыш..ым и мечтательным.
1.
Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
2.
Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
3.
Найдите в тексте обстоятельства, подчеркните их и укажите смысловую
группу.
4.
Найдите в тексте приложение. Как оно пишется?
5.
Выпишите указанное учителем предложение, сделайте общий
синтаксический разбор.
5.« Проба пера».
Пытаясь точнее передать суть своей самой заветной книги, Грин называет
её живой мечтой. Речь, конечно, идёт об «Алых парусах, - доброй фантазии,
которая учит нас верить в возможность человеческого счастья, если мечту
ощущаешь как данность, как нечто живое.
Прикоснёмся же ещё раз к строкам этого удивительного произведения!
Попробуйте восстановить по подсказкам авторский текст:
1)(Обстоятельство причины) [из-за скитальческой жизни] в его руках
осталось (обстоятельство меры)[ очень немного] денег.
2)Я пришёл (обстоятельство цели) [купить] у вас шёлк чистый
(сравнительный оборот) [как алая утренняя заря].
3)(Обстоятельство условия) [если будешь верить], Ассоль, то (обстоятельство
времени) [однажды утром] (обстоятельство места) [в морской дали]
сверкнёт алый парус.
6. Лексическая работа
Парус – укреплённый на мачте кусок ткани, надуваемый ветром и
приводящий судно в движение.
7. Проверочная работа (тестирование)
Каким членом предложения является инфинитив?
1.
Раздалась команда поднять паруса.
2.
Я готов открыть вам, друзья, страшную тайну.
3.
Я нёсся безумными скачками предупредить о грозящей опасности.
4.
Слушать песни моряков – её любимое занятие.
5.
Последние события научили меня не удивляться ничему.
6.
Поверить твоему рассказу – признать своё заблуждение.
Ответы: 1 – определение; 2 – сказуемое; 3 – обстоятельство; 4 – подлежащее;
5 – дополнение; 6 - подлежащее, сказуемое.
8. Домашнее задание.
1) Дать лексическое толкование слова алый, подобрать синонимы.
2)Из текста произведения А.Грина «Алые паруса» выписать три
предложения, сделать их синтаксический разбор.
3)Выпишите 3 предложения , в которых обстоятельства выражены разными
частями речи
9.Рефлексия.
С какой работой я справился лучше всего? Что нужно мне повторить по этой
теме? Что нового я узнал сегодня на уроке? Какой вид работы вызвал
затруднения?
10.
Подведение итогов. Аргументирование оценок .