Напоминание

"Дидактическая игра, как средство развития математических представлений"


Автор: Синицкая Валентина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Малыш"
Населённый пункт: ЯНАО г. НОЯБРЬСК
Наименование материала: "Дидактическая игра, как средство развития математических представлений"
Тема: "Дидактическая игра, как средство развития математических представлений"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Малыш»

муниципального образования город Ноябрьск

«Дидактическая игра, как средство развития

математических представлений»
Подготовила Воспитатель
Синицкая В.П. Значение практического применения математических в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К. Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету… также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем- нибудь, никогда не оставляют его без постоянного предложения к делу». При этом он подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал. Мысли великого русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время: они учитываются при разработке методов обучения детей элементам математики. Психологи и педагоги рассматривают усвоение и примирение знаний как две стороны активного единого процесса и обучения, в ходе которого не только выявляются качество знаний, но и происходит их обобщение, раскрываются новые существенные связи и отношения, появляется возможность их использования в незнакомых различных ситуациях. Формирование у детей умения использовать приобретенные знания в новых, бытовых условиях следует рассматривать в качестве специальной цели о бу ч е н и я и н ап р а вл я т ь у с и л и я н а р а з р а б от ку и д а л ь н е й ш е е совешершенствование методов практического применения математических знаний в деятельности, привлекательной для дошкольников. Педагогический процесс, счете, числе. Это можно продемонстрировать на примере таких видов деятельности, как трудовая, изобразительная, игровая, когда ставится задача пересчитать, отсчитать или измерить нужное количество предметов и материалов. Так, во время сервировки стола дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых приборов должно быть столько, сколько детей), во время игр на участке детского сада дошкольники измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте и т.д. Однако нередки случаи, когда указанные действия включаются как дополнительное средство достижения основной цели деятельности (нарисовать, вырезать, построить, вымыть и т. д.), и этот процесс осуществляется эпизодически, т.е. при условии, если ставить перед детьми математическую цель. Подобная практика, носящая кратковременный характер, не создают достаточных условий для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях. Какова роль одной из самых привлекательных форм деятельности у дошкольников- игры в использовании четно- измерительных умений и навыков?
При обучении началам математики чаще всего используются игры, в которых у детей формируются математические знания и, умения и навыки. Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний. Однако в процессе умственных упражнений, которые так отчетливо выступают в существующих играх, дети имеют возможность отрабатывать и закреплять лишь отдельные счетные операции (количественный или порядковый счет, составление числа из единиц и др.), не связывая, их друг с другом. Поэтому дошкольники не понимают взаимозависимости выполняемых действий, их роли в качестве способа познания количественной стороны действительности. Иногда значение дидактических игр умаляется и от того, что нарушается методика их проведения, вследствие чего активность играющих затормаживается (например, один ребёнок действуют, а остальные ждут очереди) или дидактические игры подчас превращаются в занятие, где педагог выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать, а не в качестве партнёра по игре - в результате ограничивается и самостоятельность детей. Наличие в дидактических играх с математическим приводит к тому, что первый часто подавляет второй- это и обедняет игры, снижает интерес детей к ним, и самостоятельно в эти игры они почти не играют. Руководство дидактической игры требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, педагог должен сохранить игру- деятельность интересную, близкую детям, радующую их, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам « детского общества».


В раздел образования