Автор: Козубенко Анна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ №34 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: Развитие речи от 3 до 4 лет Раздел: дошкольное образование
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ развития ребенка от 3 до 4 лет
Развитие и понимание речи
В этом возрасте у ребенка речь уже сформирована и происходит ее интенсивное развитие.
Ребенок проявляет большой интерес к собственной речи и речи окружающих. У детей
необходимо развивать речевой аппарат, расширять словарь с помощью игровых ситуаций
и совершенствовать грамматику речи. Ребенок уже может связно рассказать о себе, о
предмете, по картинке знакомую сказку, ответить на вопросы взрослого по сюжетной
картинке. Умеет соотнести свои знания в речевую форму. Он уже имеет определенный
жизненный опыт, полученный на развивающих занятиях, поэтому для него не составляет
труда обогатить свой монолог словами-определениями. Ребенок определяет цвет, форму,
фактуру, вкус. Он не только может определить, но и понять цвет, форму, вкус. Это вы
можете наблюдать при выполнении заданий: «Дай красный мяч», «Дай мне красный кубик
и синий мяч». Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений
(самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он – папа, она –
мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Задает вопросы
познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. В 3-4 года
ребенок полноправный собеседник, с ним интересно общаться.
Играйте с ребенком во всякого рода словесные игры, ему нравится рифмовать, сочинять
бессмысленные слова. У него отчетливая склонность к юмору, к преувеличениям,
несуразицам, перевертышам (именно потому, что он уже вполне может отличить смысл от
бессмыслицы). Юмор – это один из показателей интеллектуального развития, не губите
фантазию ребенка.
Если ребенок проявляет интерес к буквам, то букву необходимо произносить звуком.
Развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики руки ребенка, поэтому
продолжайте играть в пальчиковые игры и делать специальные упражнения. Это могут
быть:
- застёгивание и растёгивание пуговиц
- всевозможные шнуровки
- нанизывание колец на тесьму
- игры с мозаикой
- сортировка мозаики по ячейкам
- игры с конструктором
- перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
Вся познавательная деятельность строится на основе игры. В игре ребенок усваивает
новые знания, учится оперировать предметами и пособиями, познавая их свойства и
качества.
Окружающий мир
Дети активно постигают окружающий мир. Так как их жизненный опыт еще не велик, то
взрослые должны помочь в этом. Приобретайте игрушки максимально приближенные по
форме и цвету к реальным (лягушонок не должен быть, например, белым). Знакомьте
ребенка с частями тела и лица, временем суток и временами года, растениями и плодами,
животными и их детенышами, товарами в магазине и предметами в доме. Учите
пользоваться и бережно относиться к предметам, ухаживать за растениями и домашними
питомцами. Поддерживайте любопытство и любознательность.
Математическое развитие
Интеллектуальные задания усложняются. С помощью кубиков или составных картинок
ребенок 3-4 лет может из нескольких элементов найти части целого. По детали узнает и
называет целое изображение (по хоботу - слона, по брюкам - мальчика). Пирамидку может
сложить от меньшего к большему или наоборот. Различает и называет геометрические
фигуры, конструирует из них на плоскости, например, домики. С помощью мозаики
создает образы, например, цветочек. Все занятия должны проходить в форме игры.
Чтение
В 3-4 года ребенок активно расширяет свой кругозор, и книга является самым доступным
и эффективным помощником. Вместе рассматривайте иллюстрации к знакомой сказке.
Читайте произведения разных жанров. Чтение должно быть активным, с активным
участием ребенка, чтобы ребенок обсуждал услышанное, проговаривал сказки, повторял
стихи. Взрослые должны поощрять любознательность и эмоциональность ребенка при
чтении. В этот период от 3 до 4 лет – память непроизвольна. Ребенок запоминает то, что
эмоционально и просто: это могут быть интересные для него события, действия, образы.
Потешки, звучные стихи и песенки вызывают эмоциональный отклик, поэтому быстро
разучивает наизусть.
Искусство
Сюда мы включаем такие виды искусств, как музыка, театр, изобразительное искусство.
Ребенка надо знакомить с различными звуками (как музыкальными, так и не
музыкальными), учить слушать музыкальное произведение от начала до конца.
Познакомьте ребенка с мимикой, жестами, инсценируйте с ним сценки. Ребенку нравится
«изображать в лицах» персонажей, о которых ему читали или которых он видел по
телевизору. Используйте эту склонность, устроив «кукольный театр» с куклами, которые
надеваются на руку. Прививайте опыт публичных выступлений. Именно в этом возрасте
дети особенно естественны и органичны на сцене. Участие в утренниках, где дети поют,
танцуют и рассказывают стихи, для них важно.
Учите рисовать карандашом, кисточкой и красками, гуашью. Знакомьте с многообразием
цветов, форм предметов (квадрат, круг), учите рисовать предметы квадратной и круглой
формы, составлять узоры, сюжеты.
Предлагайте ребенку книжки-раскраски, трафареты, цветную и белую бумагу, мелки, клей,
скотч, пластические материалы (пластилин, глина). Пусть ваш ребенок конструирует,
лепит, создает и творит.