"Формирование понятия "семья" на основе сказочного сюжета"
Автор: Палёная Екатерина Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ "Чернореченский ДСКВ" Населённый пункт: г. Сертолово, мкр-он Черная Речка Ленинградская область Наименование материала: конспект НОД во второй младшей группе Тема: "Формирование понятия "семья" на основе сказочного сюжета" Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе
Тема: «Формирование понятия «семья» на основе сказочного сюжета»
Задачи на развитие познавательных способностей:
- способствовать формированию у детей понятия «семья»;закреплять знания
об особенностях внешнего вида различных животных.
- упражнять в счёте предметов в пределах 3-х; закреплять понятия «один –
много- ни одного», «большой- маленький».
Задачи по речевому развитию:
- учить детей внимательно слушать и отвечать на вопрос простым
предложением; активизировать в речи детей прилагательные (жёлтые,
пушистые, шустрые) и глаголы (бегают, роют, клюют, мурлыкает); правильно
образовывать слова – названия детёнышей животных.
Задачи по художественно-эстетическому развитию:
- отрабатывать технические приемы лепки (раскатывание пластилина
прямыми движениями рук, соединение концов колбаски путем прижимания
концов друг к другу).
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки культурного поведения, доброту, отзывчивость,
желание помочь, попавшему в беду.
Предварительная работа:
1.
Формирование понятия «семья»: беседы с детьми о них самих, их
семьях; чтение и рассказывание: р.н.сказка «Волк и семеро козлят»,
Л. Толстой «Три медведя», К.Чуковский «Цыплёнок», К. Ушинский
«Петушок с семьей», Е. Чарушин «Кошка» и др.
2.
Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Петушок с семьей»,
«Собака со щенятами»; иллюстраций животных с детёнышами.
3.
Игры и развлечения: миниатюра на ковролине «Чьи башмачки» по
произведению Н. Павловой, музыкальная игра «Вышла курочка
гулять», п/игра «Котята и щенята»; д/игры «Кто как кричит»,
«Большие – маленькие» - называть детёнышей.
Материал и оборудование:
Игрушки – три медведя разной величины;
Картины – «Петушок с семьёй», «Кошка с котятами».
Аудиозапись «Вышла курочка гулять».
Макет домика трех медведей, в нем: стол, три стула, три мисочки разной
величины, три ложки.
Пластилин, дощечки, тарелочки на каждого ребенка.
Ход занятия:
1 Часть: «Рассматривание картин». (дети стоят полукругом).
- Ребята, кто-то стучится к нам…Кто это? (воспитатель вносит
медвежонка-игрушку).
- Давайте поздороваемся с медвежонком…Ой, он заплакал! Он говорит,
что забыл, как его зовут. Он потерялся…
- Давайте поможем медвежонку – назовите свои имена, быть может он
вспомнит своё?
- Посмотрите, медвежонок качает головой. Нет, он не вспомнил своего
имени…Тогда давайте поможем ему найти семью! ( дети садятся на
стульчики полукругом, воспитатель вывешивает картину «Петушок с
семьёй»).
- Кто нарисован на картине? Здесь нарисован петушок с семьёй. А как
зовут детей в этой семье? (цыплята). Сколько цыплят? (Много). Какие
они? (Маленькие, весёлые, пушистые, жёлтые, пёстрые). Что они
делают? (Бегают, клюют зёрнышки, пьют, роют лапками землю).
Физминутка: - Мы поиграем в курочку и цыплят. (Музыкальная игра
«Вышла курочка гулять»).
- Ребята, медвежонок говорит, что это не его семья. Ведь цыплята
маленькие, а медвежонок…(большой), у цыплят две лапки, а у
медвежонка?..(4 лапы- добавляют дети), у них есть крылышки, а у
медвежонка – нет.
- Ребята, я знаю семью, в которой у деток по 4 лапки и нет крыльев.
(воспитатель вывешивает картину «Кошка с котятами»).
- Кто нарисован на картине? Сколько детишек у мамы-кошки?
Расскажите про котят, какие они? (Маленькие, пушистые, усатые т. д.).
Что они делают? (Один котенок спит, другой катает клубок, третий
лакает молочко).
- А как мама-кошка «разговаривает» с котятами? Представьте, что вы
котята. Помяукайте маме-кошке в ответ. (Дети мяукают громко, тихо).
- Медвежонок говорит, что это не его семья. У его мамы хвостик совсем
маленький, а у кошки большой, длинный, пушистый, и она не умеет
мяукать…
- Ребята, мне кажется, что мы не там ищем семью медвежонка. Где
живут медведи? Давайте отправимся в лес. ( дети под музыку обходят
группу и «приходят» к домику медведей).
2 Часть. «В гостях у сказки».
- Вот мы и пришли в лес. В лесу на опушке стоит домик. Только хозяев
дома нет сейчас. Хотите узнать, кто живет в этом домике? Посмотрите:
стол, на столе миски. Сколько их? Вот лежат ложки. Сколько их? А
одинаковые ли они? Около стола стоят стулья. Сколько их? Одинаковы
ли они? Покажите самый большой стул, самый маленький. Как вы
думаете, кто живет в этом домике?
- Вот и медведи. Сколько их? (Два). Это медведь и медведица. А сколько
детишек у них? (Ни одного).
- А как зовут детишек у медведей? Значит, это семья нашего
медвежонка!
- Как звали медвежонка в сказке «Три медведя»?
- Молодцы, ребята! Медвежонок вспомнил, что его зовут Мишутка. Это
его семья. Как зовут его маму? Папу? Очень хорошо, что Мишутка
нашелся! Давайте все вместе попляшем.
Физминутка. Дети пляшут под веселую музыку.
- Ребята, нам пора возвращаться в д/сад. Давайте пригласим медведей в
гости.
3 Часть. «Угощение для гостей». (дети садятся за столы, подготовленные
к лепке).
- Чем мы можем угостить наших гостей? Давайте слепим для них
бублики к чаю. (воспитатель предлагает рассмотреть бублик,
определить, на что похож, уточнить форму, уточнить, из чего пекут
бублики).
- Чтобы получился бублик, сначала надо скатать колбаску. А теперь
соединим концы колбаски и прижмем их друг к другу, чтобы получилась
круглая баранка. (дети выполняют работу, готовые бублики
выкладывают на тарелочки).
4 Часть. Заключительная.
- Посмотрите, сколько бубликов мы приготовили для гостей! Пригласите
медведей за стол. Что нужно говорить при этом? ( дети «угощают»
медведей, а воспитатель предлагает угоститься нарезанным бубликом,
контролирует употребление детьми вежливых слов. Медведи
«благодарят» детей за угощение и «уходят» в лес).
- Молодцы, ребята! Сегодня мы расскажем вашим родителям, как вы
помогли Мишутке найти свою семью и покажем, какие красивые
бублики вы слепили!