научное общество учащихся как фрпма организации внеурочной деятельности учащихся
Автор: Петрова Татьяна Владимировна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ " Гимназия №2" Населённый пункт: г. Осташков Наименование материала: статья Тема: научное общество учащихся как фрпма организации внеурочной деятельности учащихся Раздел: среднее образование
Научное общество учащихся как форма внеурочной деятельности по организации
мероприятий историко-краеведческой направленности.
«Судьбы народа – как точно и образно сказал Иван Ильин , сокрыты в его истории,
которая хранит не только его прошлое, но и настоящее, будущее. Она являет духовную
силу народа, его дар, талант, призвание. История народа – молчаливые глаголы его духа,
таинственная
запись
его
судеб:
пророческое
знамение
грядущего.
Читая
историю
Отечества, человек укрепляется духовно, многое осознаёт и постигает».
А что может быть ближе для постижения, чем родная семья, улица, город, край? Не
случайно,
что
историческое
краеведение
прочно
вошло
в
образовательный
процесс
учебных
заведений,
является
важным
средством
повышения
знаний,
способствует
развитию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма у учащихся. Важнейшими
особенностями
исторического
краеведения
является
его
общественно-полезная
направленность, а так же поисково-исследовательский характер. Возрастной интерес к
данному виду деятельности, интерес к истории края привели к тому, что в гимназии
сложились определённые условия для создания в гимназии научного общества учащихся
«Гимназист». С 2007 года общество успешно функционирует и развивается. Главной идеей
концепции является сохранение устойчивых культурных и нравственных приоритетов,
поддержание
авторитета
образования,
науки.
На
начальном
этапе
становления
НОУ
основу
составляли
учащиеся,
занимающиеся
изучением
родного
края,
биологии
и
исторического краеведения. В настоящее время работает секция филологии, точных наук,
«зелёная планета», историко-краеведческая.
Особенность секции историко-краеведческой секции состоит в том, что занимаясь
исследовательской работой, учащийся непременно попадает в положение исследователя, а
это производит огромный воспитательный эффект; формирует у учащихся уважение к
историческим
фактам,
стремление
к
самостоятельному
поиску,
постижению
навыков
исследовательской работы и умение их применять в дальнейшей жизни.
Краеведческая проблематика ученических исследований всегда имеет свою специфику,
так
как
краеведческие
объекты,
темы,
как
правило,
являются
мало
изученными.
Интересны работы учащихся, которые можно назвать «личности в истории моего края»:
«Памятные места моего края, связанные с жизнедеятельностью Магницкого »
(Соломонов Д. 8 А кл., н.р. Галузина М.А.)
«Решение
задач
разными
методами
из
учебника
«Арифметика
сиреч
наука
числительная»» (Королева К. 10 кл., н.р. Феклистова И.В.)
«Каменных дел мастер И.Н.Суравков» (н.р. Петрова Т.В.)
«Творческое наследие династии Колокольниковых» (Ляликова С. 9 кл., н.р. Петрова
Т.В.)
Исторические события:
Проект «Чтобы помнили» (Дмитриева А. 5кл.)
«История города Осташкова в названиях улиц» ( Ковалева М.10кл)
Если даже бегло просмотреть работы учащихся, например, Малаховой Веры (9 класс)
«История
Осташковского
кожевенного
завода»,
то
можно
проследить,
как
ученица
исследует историю предприятия , изучает историю края и страны. В работе выделены
разделы и темы:
Какие события предшествуют развитию кожевенного производства?
Роль династии Савиных в образовании кожевенного производства.
История моей семьи и история завода (Мой предок ,Завьялов М.И., работавший в
19 веке на кожевнном заводе)
Революционный период в г.Осташкове и на кожевенном заводе. Новая власть.
Завод в годы Великой Отечественной войны, эвакуация в г.Семипалатинск.
Возвращение в Осташков, 50-80-е годы 20 века. Новое время.
«Памятник духовной культуры, который мы потеряли» - работа Острецовой Татьяны
10 кл. Название красивое, возникает вопрос; о чем пойдет речь в исследовании? Автора
работы заинтересовало, что находилось ранее
на месте современного микрорайона и
здания почты. Она выяснила, что раньше на этом месте находилась Крестовоздвиженская
церковь и кладбище. В 60-е годы 20 века все было взорвано, позже там построили жилые
кварталы микрорайона и разбили сквер.
Собирая
материалы
Татьяна
работала
в
архиве
краеведческого
музея,
в
государственном архиве, встречалась со сторожилами нашего города, нашла старые фото
храма,
кладбища,
цветные
фотографии
Прокудина-Горского
начала
20
века.
Работа
получилась очень интересная, с практической направленностью , ее можно использовать,
как материал для экскурсий . Но для девочки в этой работе был важен нравственный
аспект ; как можно сидеть на лавочках в сквере, когда на этом месте было кладбище?
Почему его не сохранили для потомков? Это вопрос только к сверстникам , но и взрослым.
Интересных
работ
очень
много.
Защищают
их
учащиеся
на
гимназической
конференции «Моя малая Родина». Название её не случайно. Ведь для каждого из нас нет
ближе
того
места,
где
человек
родился
и
вырос.
Ребята
стараются
осмыслить
исторические процессы, духовные традиции, понять жизненный уклад. Участие в работе
конференции
является
почётным,
ответственным.
В
настоящее
время
конференция
выросла до уровня межмуниципальной. В прошлом учебном году праздновалось 5-летие
НОУ, были приглашены гости из ближайших районов. На конференции выступили
74
учащихся,
работало
7
секций.
Это
действительно
праздник
для
всех
-
парад
трудолюбивых, любознательных, активных учащихся и педагогов. Конференция завершает
Дни науки, которые традиционно проводятся в апреле, среди которых обязательно есть
день истории. В этот день проходят мини-конференции в параллелях классов, викторины,
организуются
выставки,
совершаются
экскурсии
в
краеведческий
музей.
Отзывы
о
мероприятиях публикуются в гимназической газете «Успех», выпускается специальный
выпуск газеты «Русская правда» 10 кл. Применяются интерактивные формы работы с
привлечением
цифровых
ресурсов,
ИКТ
для
изучения
истории
своего
края.
«Как
прекрасен этот мир» - так называется проект, который выполняют учащиеся 11 класса.
Группами ребята с фотоаппаратами, видеокамерами путешествуют по улицам города,
результатом их
работы является презентация, видеофильм, посвящённый не только
истории края, но и проблемам сегодняшнего дня.
Важное значение в осмыслении исторических событий имеет экскурсионная работа.
Гимназисты
посещают
тематические
выставки
в
краеведческом
музее
города.
«Есть
женщины в русских селеньях» - кажется, незамысловатое название выставки. Посвящена
она
женщинам,
судьба
которых
связана
с
Селигерским
краем:
Прасковье
Орловой-
Савиной, Дарье Леоновой,
Милиции Нечкиной,, Ирине Архиповой. В судьбе каждой
отражена эпоха. Слушая экскурсовода, ученики представляют себе прошлое нашего края,
понимают, какое значение в истории и играет личность.
Все формы
внеурочной деятельности охватить не возможно. Для педагогов гимназии
представляет
интерес
работа
в
направлении
развития
проектно-
исследовательской
деятельности учащихся. Только через деятельность человек может достичь успеха, найти
себя
и
подняться
на
определенную
высоту.
Символично
название
гимназического
сборника исследовательских работ учащихся « Высота». В нем представлены работы тех
учащихся , которые успешно шагают по ступенькам к своей вершине.