Напоминание

научное общество учащихся как фрпма организации внеурочной деятельности учащихся


Автор: Петрова Татьяна Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ " Гимназия №2"
Населённый пункт: г. Осташков
Наименование материала: статья
Тема: научное общество учащихся как фрпма организации внеурочной деятельности учащихся
Раздел: среднее образование





Назад





Научное общество учащихся как форма внеурочной деятельности по организации

мероприятий историко-краеведческой направленности.
«Судьбы народа – как точно и образно сказал Иван Ильин , сокрыты в его истории, которая хранит не только его прошлое, но и настоящее, будущее. Она являет духовную силу народа, его дар, талант, призвание. История народа – молчаливые глаголы его духа, таинственная запись его судеб: пророческое знамение грядущего. Читая историю Отечества, человек укрепляется духовно, многое осознаёт и постигает». А что может быть ближе для постижения, чем родная семья, улица, город, край? Не случайно, что историческое краеведение прочно вошло в образовательный процесс учебных заведений, является важным средством повышения знаний, способствует развитию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма у учащихся. Важнейшими особенностями исторического краеведения является его общественно-полезная направленность, а так же поисково-исследовательский характер. Возрастной интерес к данному виду деятельности, интерес к истории края привели к тому, что в гимназии сложились определённые условия для создания в гимназии научного общества учащихся «Гимназист». С 2007 года общество успешно функционирует и развивается. Главной идеей концепции является сохранение устойчивых культурных и нравственных приоритетов, поддержание авторитета образования, науки. На начальном этапе становления НОУ основу составляли учащиеся, занимающиеся изучением родного края, биологии и исторического краеведения. В настоящее время работает секция филологии, точных наук, «зелёная планета», историко-краеведческая. Особенность секции историко-краеведческой секции состоит в том, что занимаясь исследовательской работой, учащийся непременно попадает в положение исследователя, а это производит огромный воспитательный эффект; формирует у учащихся уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску, постижению навыков исследовательской работы и умение их применять в дальнейшей жизни. Краеведческая проблематика ученических исследований всегда имеет свою специфику, так как краеведческие объекты, темы, как правило, являются мало изученными. Интересны работы учащихся, которые можно назвать «личности в истории моего края»:  «Памятные места моего края, связанные с жизнедеятельностью Магницкого » (Соломонов Д. 8 А кл., н.р. Галузина М.А.)
 «Решение задач разными методами из учебника «Арифметика сиреч наука числительная»» (Королева К. 10 кл., н.р. Феклистова И.В.)  «Каменных дел мастер И.Н.Суравков» (н.р. Петрова Т.В.)  «Творческое наследие династии Колокольниковых» (Ляликова С. 9 кл., н.р. Петрова Т.В.) Исторические события:  Проект «Чтобы помнили» (Дмитриева А. 5кл.)  «История города Осташкова в названиях улиц» ( Ковалева М.10кл) Если даже бегло просмотреть работы учащихся, например, Малаховой Веры (9 класс) «История Осташковского кожевенного завода», то можно проследить, как ученица исследует историю предприятия , изучает историю края и страны. В работе выделены разделы и темы:  Какие события предшествуют развитию кожевенного производства?  Роль династии Савиных в образовании кожевенного производства.  История моей семьи и история завода (Мой предок ,Завьялов М.И., работавший в 19 веке на кожевнном заводе)  Революционный период в г.Осташкове и на кожевенном заводе. Новая власть.  Завод в годы Великой Отечественной войны, эвакуация в г.Семипалатинск.  Возвращение в Осташков, 50-80-е годы 20 века. Новое время. «Памятник духовной культуры, который мы потеряли» - работа Острецовой Татьяны 10 кл. Название красивое, возникает вопрос; о чем пойдет речь в исследовании? Автора работы заинтересовало, что находилось ранее на месте современного микрорайона и здания почты. Она выяснила, что раньше на этом месте находилась Крестовоздвиженская церковь и кладбище. В 60-е годы 20 века все было взорвано, позже там построили жилые кварталы микрорайона и разбили сквер. Собирая материалы Татьяна работала в архиве краеведческого музея, в государственном архиве, встречалась со сторожилами нашего города, нашла старые фото храма, кладбища, цветные фотографии Прокудина-Горского начала 20 века. Работа получилась очень интересная, с практической направленностью , ее можно использовать, как материал для экскурсий . Но для девочки в этой работе был важен нравственный аспект ; как можно сидеть на лавочках в сквере, когда на этом месте было кладбище? Почему его не сохранили для потомков? Это вопрос только к сверстникам , но и взрослым. Интересных работ очень много. Защищают их учащиеся на гимназической конференции «Моя малая Родина». Название её не случайно. Ведь для каждого из нас нет
ближе того места, где человек родился и вырос. Ребята стараются осмыслить исторические процессы, духовные традиции, понять жизненный уклад. Участие в работе конференции является почётным, ответственным. В настоящее время конференция выросла до уровня межмуниципальной. В прошлом учебном году праздновалось 5-летие НОУ, были приглашены гости из ближайших районов. На конференции выступили 74 учащихся, работало 7 секций. Это действительно праздник для всех - парад трудолюбивых, любознательных, активных учащихся и педагогов. Конференция завершает Дни науки, которые традиционно проводятся в апреле, среди которых обязательно есть день истории. В этот день проходят мини-конференции в параллелях классов, викторины, организуются выставки, совершаются экскурсии в краеведческий музей. Отзывы о мероприятиях публикуются в гимназической газете «Успех», выпускается специальный выпуск газеты «Русская правда» 10 кл. Применяются интерактивные формы работы с привлечением цифровых ресурсов, ИКТ для изучения истории своего края. «Как прекрасен этот мир» - так называется проект, который выполняют учащиеся 11 класса. Группами ребята с фотоаппаратами, видеокамерами путешествуют по улицам города, результатом их работы является презентация, видеофильм, посвящённый не только истории края, но и проблемам сегодняшнего дня. Важное значение в осмыслении исторических событий имеет экскурсионная работа. Гимназисты посещают тематические выставки в краеведческом музее города. «Есть женщины в русских селеньях» - кажется, незамысловатое название выставки. Посвящена она женщинам, судьба которых связана с Селигерским краем: Прасковье Орловой- Савиной, Дарье Леоновой, Милиции Нечкиной,, Ирине Архиповой. В судьбе каждой отражена эпоха. Слушая экскурсовода, ученики представляют себе прошлое нашего края, понимают, какое значение в истории и играет личность. Все формы внеурочной деятельности охватить не возможно. Для педагогов гимназии представляет интерес работа в направлении развития проектно- исследовательской деятельности учащихся. Только через деятельность человек может достичь успеха, найти себя и подняться на определенную высоту. Символично название гимназического сборника исследовательских работ учащихся « Высота». В нем представлены работы тех учащихся , которые успешно шагают по ступенькам к своей вершине.


В раздел образования