Напоминание

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста


Автор: Ваганова Светлана Федоровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: п.Яр-Сале
Наименование материала: родительское собрание
Тема: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие познавательных процессов у дошкольников»
Цель:
Формирование представления родителей о развитии познавательных (психических) процессах детей 3-4 года жизни
Задачи:
 Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей;  Отследить динамику психического развития детей за учебный год;  Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 3-4 лет  Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития детей.  Определить перспективы на будущее Основная часть.
Психолог:
Хотите ли вы, не хотите ли, Но дело, товарищи, в том, Что, прежде всего – вы родители, А все остальное – потом! Добрый вечер дорогие родители! Мы рады приветствовать вас на нашем собрании
Эмоциональный настрой.
Крикните громко и хором, друзья, Деток своих все вы любите? (да) С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (нет) Я вас понимаю… Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам? (да) Дайте мне тогда ответ: Помочь откажитесь нам? (нет) Последнее спрошу вас я: Слушать будете сейчас? (да)
Упражнение «Лучики»
Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива. Родители встают в круг. Взялись за руки. Бесшумно поднимаются на носочки, делают глубокий вздох, бесшумно опускаются и делают выдох. Улыбаются (повторить 2 раза) .
Вытяните руки вперед. У меня в руках мяч. Давайте не дадим ему упасть, пусть он прокатится по нашим ладошкам. Хорошо. А теперь в другую сторону. Спасибо.
Наша

сегодняшняя

встреча

посвящена

вопросу

о

познавательном

развитии младших дошкольников.
Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность - игровая. Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая- с формированием его деятельности. В этот период ребенок требует особого внимания к своим вопросам, он интересуется абсолютно всем и старается вытянуть из вас как можно больше информации. Не зря этот возраст называют почемучками. За этот год вы сможете вложить в ребенка без особых усилий самый большой объем информации. В последующие годы его мозг будет вмещать в себя гораздо меньше. Это особенность ребенка 3-4 лет. Давайте выясним, что же такое познавательные процессы? Познавательные процессы – это психические процессы, в ходе которых с помощью обработки информации создается представление о действительности. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, внимание, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
Первым

мы

рассмотрим

восприятие.
Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, т.к. оно создает фундамент для развития мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Восприятие – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Хорошо развитое восприятие может проявляться в в и д е наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений. Восприятие для детей 3-4 лет носит предметный характер, т.е. свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. В возрасте 3-4 лет используются простые сенсорные эталоны. Дети в этом возрасте должны знать геометрические формы: круг, квадрат,
треугольник, овал и уметь подбирать форму под предмет, а так же основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. По результатам проведенной диагностики дети хорошо знают фигуры, но путаются в различии цвета.
Игра

«Обман

зрения

или

игра

с

восприятием».
На доске даны изображения. Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите. Следующий параметр –
мышление.
Мышление – это высший этап обработки информации, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира. Мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят еще на фоне манипуляции с предметами. Ребенок уже может решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т. е. только на зрительное восприятие ситуации. В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. К 4-м годам происходит переход от наглядно-действенного (предметно- действенного) к наглядно-образному мышлению. По результатам диагностики дети хорошо понимают инструкции взрослого, сформировано понятие величины, владеют зрительным синтезом (объединяют элементы в целостный образ)
Внимание.
Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной и н ф о рм а ц и и и н е п р и я т и е л и ш н е й .
Концентрация

на

ярких,

эмоциональных событиях.
Чтобы переключить внимание ребенка с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. Объем внимания с 2-х объектов в начале года возрастает до 4-
х к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7-8 минут. Внимание у наших детей развито на высоком уровне.
Игра «Земля, вода, воздух, огонь».
Психолог показывает движения, «земля» - руки внизу, «вода» - руки на середине, «воздух» - руки вверх, «огонь» - руки за спиной. Психолог путает родителей, а родители должны быть внимательными.
Память
. Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Дети данного возраста к концу года могут запомнить к концу года-до 4-х объектов. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.
Игра «Запомни»
Сейчас я покажу вам картинки, вы должны внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем картинки убираются и родители должны воспроизвести все картинки, которые видели на доске.
Моторика.
По результатам диагностики слабо развита у детей ручная моторика ( рисунок человека) Необходимо больше лепить, рисовать, можно перебирать крупу и т.д.
Эмоции:
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настрония. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
Общение
: (внеситуативное) 3-4 года - это возраст, когда возникает потребность в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребенку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал с ним заодно. Детей радуют действия с игрушками, собственные выдумки, совместные действия: переодевания, подползание, убегание. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другим. Психолог: - Увидев результаты диагностики, как вы считаете над чем нам нужно за лето еще поработать? (ответы родителей)
Закончить наше собрание мне бы хотелось такими словами: «Дети – это наше будущее и каким оно будет, зависит от нас!». Развивайте детей сейчас, а не потом!


В раздел образования