Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Автор: Ваганова Светлана Федоровна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: детский сад "Солнышко" Населённый пункт: п.Яр-Сале Наименование материала: родительское собрание Тема: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание во второй младшей группе
«Развитие познавательных процессов у дошкольников»
Цель: Формирование представления родителей о развитии познавательных
(психических) процессах детей 3-4 года жизни
Задачи:
Создать
психологический
настрой,
способствующий
сплочению
коллектива родителей;
Отследить динамику психического развития детей за учебный год;
Расширить
знания
родителей
об
особенностях
формирования
познавательных процессов у детей 3-4 лет
Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального
развития детей.
Определить перспективы на будущее
Основная часть.
Психолог:
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего – вы родители,
А все остальное – потом!
Добрый вечер дорогие родители! Мы рады приветствовать вас на нашем
собрании
Эмоциональный настрой.
Крикните громко и хором, друзья,
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я:
Слушать будете сейчас? (да)
Упражнение «Лучики»
Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.
Родители встают в круг. Взялись за руки. Бесшумно поднимаются на носочки,
делают глубокий вздох, бесшумно опускаются и делают выдох. Улыбаются
(повторить 2 раза) .
Вытяните руки вперед. У меня в руках мяч. Давайте не дадим ему упасть,
пусть
он
прокатится
по
нашим
ладошкам.
Хорошо.
А
теперь
в
другую
сторону. Спасибо.
Наша
сегодняшняя
встреча
посвящена
вопросу
о
познавательном
развитии младших дошкольников.
Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность
в
общении,
уважении,
признании
самостоятельности
ребенка.
Ведущая
деятельность - игровая.
Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами.
Одна связана с формированием личности ребенка, другая- с формированием
его деятельности. В этот период ребенок требует особого внимания к своим
вопросам, он интересуется абсолютно всем и старается вытянуть из вас как
можно больше информации. Не зря этот возраст называют почемучками. За
этот год вы сможете вложить в ребенка без особых усилий самый большой
объем информации. В последующие годы его мозг будет вмещать в себя
гораздо меньше. Это особенность ребенка 3-4 лет.
Давайте
выясним,
что
же
такое
познавательные
процессы?
Познавательные процессы – это психические процессы, в ходе которых с
помощью
обработки
информации
создается
представление
о
действительности.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, внимание,
воображение)
входят
как
составная
часть
в
любую
человеческую
деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
Первым
мы
рассмотрим
восприятие.
Ведущей
познавательной
функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника
очень велико, т.к. оно создает фундамент для развития мышления, речи,
памяти, внимания, воображения. Восприятие – это познавательный процесс,
формирующий субъективную картину мира.
Хорошо
развитое
восприятие
может
проявляться
в
в и д е
наблюдательности
ребенка,
его
способности
подмечать
особенности
предметов
и
явлений.
Восприятие
для
детей
3-4
лет
носит
предметный
характер, т.е. свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина не
отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает
их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все
характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней
отличает предмет от других.
В возрасте 3-4 лет используются простые сенсорные эталоны. Дети в
этом
возрасте
должны
знать
геометрические
формы:
круг,
квадрат,
треугольник, овал и уметь подбирать форму под предмет, а так же основные
цвета: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. По результатам
проведенной
диагностики
дети
хорошо
знают
фигуры,
но
путаются
в
различии цвета.
Игра
«Обман
зрения
или
игра
с
восприятием». На
доске
даны
изображения. Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите.
Следующий
параметр
– мышление.
Мышление
–
это
высший этап обработки информации, процесс установления связей между
объектами или явлениями окружающего мира.
Мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят
еще
на
фоне
манипуляции
с
предметами.
Ребенок
уже
может
решать
некоторые
задачи
с
опорой
на
«картинку»,
т.
е.
только
на
зрительное
восприятие ситуации. В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается
анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом
и выводить заключение об их взаимозависимостях. Дети могут сравнивать
предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. К 4-м
годам
происходит
переход
от
наглядно-действенного
(предметно-
действенного)
к
наглядно-образному
мышлению.
По
результатам
диагностики дети хорошо понимают инструкции взрослого, сформировано
понятие величины, владеют зрительным синтезом (объединяют элементы в
целостный образ)
Внимание. Способность
детей
управлять
своим
вниманием
очень
невелика. Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной
и н ф о рм а ц и и
и
н е п р и я т и е
л и ш н е й . Концентрация
на
ярких,
эмоциональных событиях.
Чтобы переключить внимание ребенка с объекта на объект, часто требуется
неоднократно
повторять
инструкцию.
Внимание
носит
в
основном
непроизвольный
характер,
его
устойчивость
зависит
от
характера
деятельности. Объем внимания с 2-х объектов в начале года возрастает до 4-
х к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7-8
минут. Внимание у наших детей развито на высоком уровне.
Игра «Земля, вода, воздух, огонь». Психолог показывает движения, «земля»
- руки внизу, «вода» - руки на середине, «воздух» - руки вверх, «огонь» - руки
за
спиной.
Психолог
путает
родителей,
а
родители
должны
быть
внимательными.
Память .
Память
—
одна
из
психических
функций
и
видов
умственной
деятельности,
предназначенная
сохранять,
накапливать
и
воспроизводить
информацию.
Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью.
Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то,
что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и
эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется
надолго. Дети данного возраста к концу года могут запомнить к концу года-до
4-х объектов. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то,
что было связано с собственным движением.
Игра «Запомни» Сейчас я покажу вам картинки, вы должны внимательно
посмотреть
на
них
и
запомнить.
Затем
картинки
убираются
и
родители
должны воспроизвести все картинки, которые видели на доске.
Моторика.
По
результатам
диагностики
слабо
развита
у
детей
ручная
моторика ( рисунок человека) Необходимо больше лепить, рисовать, можно
перебирать крупу и т.д.
Эмоции: В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на
предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настрония. Эмоциональное
состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение
начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому
характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны.
Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
Общение :
(внеситуативное)
3-4
года
-
это
возраст,
когда
возникает
потребность в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками. Хотя
общение
со
сверстниками
порой
сводится
к
тому,
что
ребенку
нужен
товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал с ним
заодно.
Детей
радуют
действия
с
игрушками,
собственные
выдумки,
совместные
действия:
переодевания,
подползание,
убегание.
Дети
мало
слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другим.
Психолог: - Увидев результаты диагностики, как вы считаете над чем нам
нужно за лето еще поработать? (ответы родителей)
Закончить наше собрание мне бы хотелось такими словами: «Дети – это наше
будущее и каким оно будет, зависит от нас!». Развивайте детей сейчас, а не
потом!