Напоминание

"Интеллектуальные игры как средство развития математических способностей у дошкольников"


Автор: Васильева Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №118
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Интеллектуальные игры как средство развития математических способностей у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Интеллектуальные игры как средство развития математических

способностей у дошкольников
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием каче ственного обновления обще ства является умножение е го интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность. Результаты исследований психологов показывают, что уровень интеллектуально – творческого развития дошкольника, достигаемый им к шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько подуманным и верным было обучение ребенка в семье и детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям ребенка и типу ведущей деятельности. Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют интеллектуальные игры. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей.
Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский. Окрашенное положительными эмоциями общении с взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушным ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям. Для развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста я использовала развивающие игры. Для того – чтобы понять значение развивающей игры, надо понять сущность самой развивающей игры, она наиболее полно раскрыта в технологии Воскобовича – «Сказочные лабиринты игры»: 1. Игра плюс сказка. Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста – это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание. 2. Интеллект. Вторым принципом технологии является построение такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления. Постоянное и постепенное усложнение игр (по спирали) позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность. В каждой игре дети добиваются какого – то «предметного» результата. 3. Творчество. Ещё одним принципом технологии «Сказочные лабиринты игры является раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.
Чем же интересны игры Воскобовича?  Конструктивными элементами.  Широким возрастным диапазоном.  Многофункциональностью.  Творческим потенциалом.  Образностью и универсальностью.  Эмоциональной культурой речи.  Различными возможностями использования.  Приоритетностью в выборе игры.  Методическим обоснованием, изготовлением. Особое внимание для достижения результата образования я уделяла следующим направлениям:  развитие элементарных математических представлений;  развитие логического мышления детей;  развитие познавательной активности;  развитие внимания, памяти;  развитие навыков классификации предметов по родовым и видовым  понятиям;  развитие мелкой моторики руки;  развитие доказательной речи;
Формы реализации:
 обучение в повседневных бытовых ситуациях;  демонстративные опыты;  сенсорные праздники (младший возраст);  театрализация с математическим содержанием;  коллективное занятие (свободное участие детей в нем);  фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех;  свободные беседы о истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;  самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;  индивидуально-творческая деятельность,  творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей),  учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),  игровой тренинг.
Методы и приемы

 практические (игровые);  экспериментирование;  моделирование;  воссоздание;  преобразование;  конструирование.  сюжетно – ролевая игра;  игра – драматизация


В раздел образования