"Интеллектуальные игры как средство развития математических способностей у дошкольников"
Автор: Васильева Светлана Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №118 Населённый пункт: город Мурманск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Интеллектуальные игры как средство развития математических способностей у дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Интеллектуальные игры как средство развития математических
способностей у дошкольников
В настоящее время проблема формирования и развития математических
способностей
–
одно
из
распространенных
на
сегодня
методических
проблем
дошкольной
педагогики.
В
последние
десятилетия
возникли
тенденции:
система
образовательной
работы
с
дошкольниками
стала
во
многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они
сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному
образованию,
ориентиры
и
требования
к
обновлению
содержания
дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований
к
познавательному
развитию
дошкольников,
частью
которого
является
развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала
проблема:
как
обеспечить,
развитие
математических
способностей,
отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям
детей,
их
восприятию,
мышлению,
памяти.
И
необходимым
условием
каче ственного
обновления
обще ства
является
умножение
е го
интеллектуального
потенциала.
Возникает
вопрос
как
же
можно
активизировать
мыслительные
процессы
детей
дошкольного
возраста,
не
причиняя вреда здоровью.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко
проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его
эмоциональность, активность.
Результаты исследований психологов показывают, что уровень
интеллектуально – творческого развития дошкольника, достигаемый им к
шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько подуманным и
верным было обучение ребенка в семье и детском саду, в какой мере характер
занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям ребенка
и типу ведущей деятельности.
Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии
интеллекта
играют
интеллектуальные
игры.
В
настоящее
время,
в
эпоху
компьютерной
революции
встречающаяся
точка
зрения,
выражаемая
словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному
числу
людей
различных
профессий.
В
математике
заложены
огромные
возможности для развития мышления детей.
Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша,
снимают
проблемы
мотивационного
плана,
порождают
интерес
к
приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих
игр
в
педагогическом
процессе
позволяет
перестроить
образовательную
деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной
игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
Окрашенное положительными эмоциями общении с взрослыми в игре,
выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление
игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении
радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушным ни детей, ни
взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.
Для развития интеллектуальных способностей у детей старшего
дошкольного возраста я использовала развивающие игры. Для того – чтобы
понять значение развивающей игры, надо понять сущность самой
развивающей игры, она наиболее полно раскрыта в технологии Воскобовича
– «Сказочные лабиринты игры»:
1.
Игра плюс сказка.
Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является
игровое обучение детей дошкольного возраста – это игровая форма
взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета
(игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их
содержание.
2.
Интеллект.
Вторым принципом технологии является построение такой игровой
деятельности, в результате которой развиваются психические процессы
внимания, памяти, воображения, мышления. Постоянное и постепенное
усложнение игр (по спирали) позволяет поддерживать деятельность ребенка в
зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и
продуктивная деятельность. В каждой игре дети добиваются какого – то
«предметного» результата.
3.
Творчество.
Ещё одним принципом технологии «Сказочные лабиринты игры является
раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Игра создает
условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих
способностей ребенка.
Чем же интересны игры Воскобовича?
Конструктивными элементами.
Широким возрастным диапазоном.
Многофункциональностью.
Творческим потенциалом.
Образностью и универсальностью.
Эмоциональной культурой речи.
Различными возможностями использования.
Приоритетностью в выборе игры.
Методическим обоснованием, изготовлением.
Особое внимание для достижения результата образования я уделяла
следующим направлениям:
развитие элементарных математических представлений;
развитие логического мышления детей;
развитие познавательной активности;
развитие внимания, памяти;
развитие навыков классификации предметов по родовым и видовым
понятиям;
развитие мелкой моторики руки;
развитие доказательной речи;
Формы реализации:
обучение в повседневных бытовых ситуациях;
демонстративные опыты;
сенсорные праздники (младший возраст);
театрализация с математическим содержанием;
коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех;
свободные беседы о истории математики, связи математики и разных видов
искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства,
дизайна;
самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
индивидуально-творческая деятельность,
творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей),
учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),
игровой тренинг.
Методы и приемы