Напоминание

"Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку"


Автор: Шарипова Ольга Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Средняя школа № 8 с углублённым изучением английского языка
Населённый пункт: г. Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Раздел: полное образование





Назад





«Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

в 10-11 классах»
Шарипова О. Г., учитель русского языка и литературы средней школы № 8 с углублённым изучением английского языка г. Мончегорска
«Задача школы заключается в том, чтобы давать ученикам самые широкие знания и развивать профильное обучение, а не в том, чтобы готовить учеников к сдаче ЕГЭ. А ЕГЭ лишь фиксирует итоги обучения», — заявил на пресс-конференции в информационном агентстве «Росбалт» Леонид Илюшин, начальник Сектора модернизации образования. Согласившись с формулировкой глобальной задачи школы, поспорю со второй частью высказывания. Что нужно ребёнку от ЕГЭ? Получить как можно больше баллов в сертификат, чтобы расширить возможность поступления в вуз. Это глобальная задача ребёнка, и к такому серьёзному испытанию, как ЕГЭ, нужно готовить, ведь не секрет, что даже отличники выполняют правильно (в среднем) только 80 % заданий. С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку? Не пытаясь анализировать природу этих трудностей, просто перечислю их, исходя из собственных многолетних наблюдений:  широкая пропасть между
знанием
правил и
умением
их применять на ЕГЭ по русскому языку;  отсутствие
навыков тестирования
; пробный ЕГЭ проблему не решает; 
ошибочное

понимание
формулировок вопросов к заданиям ЕГЭ; 
технические ошибки
при заполнении бланков ЕГЭ; 
неправильное распределение времени
на выполнение заданий;  проблемы
психологического
плана Если анализировать, какие темы вызывают наибольшее затруднение у учащихся, обозначу следующие: В заданиях № 1-24  орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения, твёрдое/мягкое произношение согласных перед Е, особенности произношения гласных и согласных звуков и буквосочетаний;  лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);  синтаксические нормы русского языка;  стилистические нормы русского языка.  средства языковой выразительности. В задании 25  композиционное оформление сочинения;  логическое оформление сочинения ( в т.ч. абзацное членение);  теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен/не согласен»).
Цель моей работы – познакомить с системой подготовки к ЕГЭ по русскому языку, которая даёт положительную динамику качества знаний выпускников. год средний балл по России средний балл по Мурманской области средний балл по г. Мончегорску средний балл моих учеников 2005 50,2 51,3 52,6 53,7 2007 50,07 54,7 55,3 59,9 2009 56,4 60,7 62,5 66,7 2014 64,7 65,52 66,17 71,96 2015 65,8 69,31 68,12 79,04 1.Пробное диагностическое тестирование. На второй неделе сентября в 10 классах провожу входную диагностику (тест) за курс 5-9 классов, который позволяет увидеть пробелы в области орфографии, пунктуации, теории языка. На основе данной работы выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки. Это помогает мне грамотно спланировать не только уроки, но и дополнительные занятия. Дальнейшая работа ведется с учетом всех факторов, способных повлиять на результаты экзамена. 2.Знакомство с формой проведения ЕГЭ и бланками. В течение сентября в 10 классе знакомлю учащихся и родителей с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, КИМами, критериями оценки, бланком заполнения результатов. Ребята должны представлять структуру экзаменационного теста, знать критерии оценки части «С». Это снимает психологическое напряжение от незнания того, что предстоит делать на экзамене. В связи с тем что определенную трудность для учащихся представляет заполнение бланка ЕГЭ, то есть чисто техническая сторона итоговой аттестации, особое внимание обращаю на правила работы с данным бланком, потому что очень много досадных ошибок бывает именно при его неверном заполнении. В дальнейшем два года все тестовые работы ученики выполняют только на бланках, текущие зачётные работы – в тетрадях для зачётных работ. В начале 10 класса показываю ученикам справочники, словари, пособия, которые могут помочь при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, рекомендую школьникам CD-диски и Internet-ресурсы. 3.Работа с родителями Контакт с родителями учащихся, проходящих итоговую аттестацию по русскому языку в форме ЕГЭ, крайне важен. В сентябре обязательно выхожу на родительские собрания в 10
классы и знакомлю родителей с процедурой экзамена, системой подготовки к ЕГЭ. Рассказываю, что требуется от ребёнка в процессе подготовки, какими материалами он может воспользоваться при самостоятельной подготовке, объясняю, в чём заключается помощь со стороны родителей в эти непростые два года. В дальнейшем мы с родителями находимся в постоянном контакте и вовремя осуществляем индивидуальную поддержку ребенка: родители – психологическую, я - учебную. 4.Модель урока и система индивидуальных домашних заданий На преподавание русского языка в профильных 10 и 11 классах отводится по 3 часа в неделю. Начало урока – словарная или орфоэпическая работа; основная часть – представление темы УДЕ (укрупнёнными дидактическим единицами), блоками, с опорой на теоретические сведения (в тетради по теории, которую дети ведут с 5 класса). После «обновления темы» - тестовый блок по ней и заданиям части 1 на повторение, заканчиваем работой с текстом, на котором отрабатываем подходы к части 2. Домашнее задание к одному уроку ребенок получает тематическое, к другому – индивидуальное, исходя из ошибок, которые были допущены в ходе выполнения тестовых работ. По желанию ребенок может взять для самостоятельной работы тесты, которые хранятся в кабинете (более 200 разных вариантов и печатных КИМов, и разработанных мною). 5.База тестовых заданий по всем темам школьного курса языка Работа в тестовых технологиях должна занять определенное место не только в системе контроля старшеклассников, но и вообще в системе уроков русского языка уже в основной школе. Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим каждый учитель- словесник должен накопить определенную базу тестовых заданий по всем темам школьного курса, начиная с 5 класса. При всём огромном количестве печатных тестов на среднее звено нет, пожалуй, ни одного издания, которое бы удовлетворяло своим качеством полностью. Поэтому приходится разрабатывать тесты для 5-9 классов самой, и за время существования ЕГЭ смогла накопить банк практических, тестовых работ, учебных мультимедийных презентаций по всем темам курса языка. 6.Подготовка к выполнению теста Успеха можно добиться, предусмотрев в своей работе четко 2 линии: 1) Знание теории по орфографии, пунктуации, грамматике, стилистике; 2) Умение работать с тестами I. Знание теории Как добиться, чтобы все правила «уместились» в голове ребёнка?
С 5 по 9 класс ведём тетрадь по теории, которая в 10-11 классах становится настольной книгой на уроках русского языка. Правила, схемы, таблицы, случаи для запоминания, слова-исключения – все в этой тетради. Зная материалы экзамена 11 класса, я уже в среднем звене акцентирую внимание на тех вопросах, которые изучаются, скажем, в 6 классе, а в 11 классе выносятся на ЕГЭ. Многократное, в течение нескольких лет, обращение к этим тетрадям на этапах повторения, взаимосвязь некоторых тем, механическая, зрительная и слуховая память помогают даже слабым детям усвоить материал. В этом случае справедлива пословица: «Капля и камень точит». II. Умение работать с тестами Как уже говорила, мною разработана система тестов по всем основным темам для учащихся с 5 по 9 класс. Тесты эти ориентированы на материалы ЕГЭ и используются для проверки знаний учащихся по изученному материалу, при повторении, при работе дома и самостоятельной работе ребёнка. Они разные по объему. Одни можно использовать как элемент урока, другие рассчитаны на весь урок. Каждую тестовую работу после проверки обязательно анализирую, веду учет пробелов в виде диагностических карт и корректирую индивидуальную работу. 7.Система дополнительного образования На протяжении 11 класса для подготовки к ЕГЭ администрация школы выделяет 1 час в неделю, на этих занятиях обеспечиваю дифференцированную работу и психологическую подготовку ребёнка, а учащиеся расширяют знания по предмету. У ребят есть возможность работать с компьютерными обучающими программами, тренажёрами и в случае необходимости получать разъяснения и консультацию учителя. Эта форма работы позволяет ребенку получить мгновенный результат, отработать ошибки, спланировать дальнейшую работу, оценить свои силы, научиться рациональному распределению времени. 8.Психологическая подготовка Cвоеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. На протяжении всего периода подготовки к ЕГЭ, особенно в течение 2 недель перед экзаменом, приобретает большое значение психологический настрой ребенка. Нужно помочь учащимся и их родителям избежать стрессовых ситуаций. Безусловно, основная работа по психологической поддержке проводится на подготовительном этапе.
Учителю, который готовит ребят к ЕГЭ, нужно знать, что психологи выделяют несколько групп риска: Правополушарные дети. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять. Правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки, теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. Дети – синтетики (глобальный стиль деятельности) Опираются на общее, а не на частности, испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов, делением материала на смысловые блоки. На этапе подготовки к ЕГЭ у таких детей надо развивать аналитические навыки от общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь. Тревожные дети Склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым, поэтому особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. Неуверенные дети Не умеют опираться на собственное мнение, склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше
предложить выбрать ему самому. Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания. Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации У таких детей очень низкий общий уровень организации деятельности, часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться, нерационально использовать отведенное время. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для организации деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Перфекционисты и «отличники» Отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Астеничные дети Для них характерны высокая утомляемость, истощаемость. снижение темпа деятельности и резкий рост количества ошибок. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях. На этапе подготовки к экзаменам я использую некоторые формы психологической поддержки (специфичные – дело психологов):  Индивидуальные консультации выпускников. Эта форма работы подходит для тех детей, чьи трудности имеют личностный характер (например, тревожные или перфекционисты).  Рекомендации для детей и их родителей в виде письменной памятки. Эта форма работы особенно подходит в том случае, если имеющиеся трудности мало подвержены коррекционному воздействию (например, у астеничных или «застревающих» детей).  Индивидуальные консультации родителей.
Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку становится эффективной и успешной только в том случае, если вышеперечисленные мероприятия приобретают систематический характер.


В раздел образования