Напоминание

"Эмоциональное самочувствие-задача семьи и детского сада"


Автор: Егорова Алла Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 64
Населённый пункт: Воронеж, Воронежской обл.
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Эмоциональное самочувствие-задача семьи и детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 64»

Консультация для родителей

«Эмоциональное самочувствие-задача семьи и детского сада»
воспитатель Егорова Алла Васильевна Воронеж. апрель
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множество других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребёнка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления. Основные направления оказания помощи дошкольнику в детском саду -оказание помощи в переживании разлуки с мамой; -в построении самостоятельных внутренних отношений; -в выражении чувств в играх, рисунках, словах; -в приобретении уверенности в своей половой принадлежности, в культурной идентификации. В условиях дошкольного образовательного учреждения исключительное значение для эмоционального благополучия ребенка приобретает отношение к нему воспитателя. Отношение воспитателя к ребенку – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, особенностей понимания и восприятия характера ребенка, его поступков. Воспитатели для этого в группе создают эмоционально-благоприятную атмосферу. Необходимо сформировать у ребенка положительные установки, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует тепло, исчезнут его волнения и
страхи, легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно ходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу: - хорошо, если в группе будет «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть (уголок уединения); - желательно рядом с домиком поместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка; - в группе необходим и спортивный уголок, который бы удовлетворил их потребность в движении; - изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно- эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества поможет решить эту проблему (фломастеры- маркеры вызывают интерес ребенка) либо стена творчества; - игры с песком и водой; - по мере привыкания к новым условиям сначала восстанавливается аппетит, потом сон. Можно взять любимую игрушку, что-то, что вышивала или делала мама. Включить успокаивающую музыку, колыбельные песни (можно спеть самому); - необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую потребность в эмоциональном контакте с взрослыми (ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание на руках дает чувство защищенности; не игнорировать вопросы детей); - проводить интересные игры, занятиясоздание в группах уголков психологической разгрузки. Для малышей – «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи; для детей постарше – «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном ли светлом фоне. Тактика воспитательных действий по преодолению эмоционального неблагополучия ребенка в группе детского сада. Воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо понять причину эмоционального дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая адекватна типу поведения ребенка и неудовлетворенной потребности - если дети стремятся быть ближе к воспитателю, необходимо выбрать непосредственно-эмоциональную форму общения и постепенно переходить к ситуативно-деловой форме; -дети, желающие общаться любой ценой с лидерами группы, нуждаются в личностном и деловом общении с воспитателем; -для детей, неспособных установить продолжительный контакт со сверстниками при наличии доброжелательного отношения к ним, предпочтительнее деловая форма общения, помощь в налаживании контактов со сверстниками, одобрение; -в случае, если дети не испытывают потребности в общении со взрослыми и сверстниками, предпочтительнее личностная форма общения (подчеркивание интересов, внимание к успехам.Правила помощи тревожным детям: избегать соревнований; не сравнивать; принимать ребенка; выражать уверенность в успехе ребенка; обращаться по имени; демонстрировать образцы уверенного поведения; развивать уверенность и самостоятельность ребенка; не
представлять высоких требований; использовать наказание в крайнем случае. Правила помощи агрессивным детям: обучить детей способам выражения гнева в приемлемой форме; обучить детей приемам саморегуляции; отработать навыки общения в возможных конфликтных ситуациях. Способы контроля поведения ребенка: позитивные – просьбы, мягкое физическое манипулирование; нейтральные – модификация поведении.


В раздел образования