"Эмоциональное самочувствие-задача семьи и детского сада"
Автор: Егорова Алла Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 64 Населённый пункт: Воронеж, Воронежской обл. Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Эмоциональное самочувствие-задача семьи и детского сада" Раздел: дошкольное образование
«Эмоциональное самочувствие-задача семьи и детского сада»
воспитатель Егорова Алла Васильевна
Воронеж. апрель
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания
учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека,
как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное
развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек
активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе
дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка,
происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в
этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности
ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также
детско-родительских отношений.
Как известно, современная семья включена во множество сфер
жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет
множество факторов: и политические, и социально-экономические, и
психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за
необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические
перегрузки, стрессы и наличие множество других патогенных факторов
стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности,
синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом
множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные
эмоции на маленького ребёнка, который не может противостоять
психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких
ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми
от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не
лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их
эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе
взросления.
Основные направления оказания помощи дошкольнику в детском саду
-оказание помощи в переживании разлуки с мамой; -в построении
самостоятельных внутренних отношений; -в выражении чувств в играх,
рисунках, словах; -в приобретении уверенности в своей половой
принадлежности, в культурной идентификации.
В условиях дошкольного образовательного учреждения исключительное
значение для эмоционального благополучия ребенка приобретает отношение
к нему воспитателя. Отношение воспитателя к ребенку – это система
разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, особенностей
понимания и восприятия характера ребенка, его поступков. Воспитатели для
этого в группе создают эмоционально-благоприятную атмосферу.
Необходимо сформировать у ребенка положительные установки, желание
идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий
воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе.
Если ребенок с первых дней почувствует тепло, исчезнут его волнения и
страхи, легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно ходить в
детский сад, нужно «одомашнить» группу: - хорошо, если в группе будет
«домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть (уголок
уединения); - желательно рядом с домиком поместить живой уголок.
Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное
состояние ребенка; - в группе необходим и спортивный уголок, который бы
удовлетворил их потребность в движении; - изобразительная деятельность
для ребенка не столько художественно- эстетическое действо, сколько
возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества
поможет решить эту проблему (фломастеры- маркеры вызывают интерес
ребенка) либо стена творчества; - игры с песком и водой; - по мере
привыкания к новым условиям сначала восстанавливается аппетит, потом
сон. Можно взять любимую игрушку, что-то, что вышивала или делала мама.
Включить успокаивающую музыку, колыбельные песни (можно спеть
самому); - необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую
потребность в эмоциональном контакте с взрослыми (ласковое обращение с
ребенком, периодическое пребывание на руках дает чувство защищенности;
не игнорировать вопросы детей); - проводить интересные игры,
занятиясоздание в группах уголков психологической разгрузки. Для малышей
– «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети
размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или
другие вещи; для детей постарше – «дерево эмоций», на котором ребенок,
приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением -
в центре или по краям, на темном ли светлом фоне. Тактика воспитательных
действий по преодолению эмоционального неблагополучия ребенка в группе
детского сада. Воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо
понять причину эмоционального дискомфорта ребенка и выбрать ту форму
общения с ним, которая адекватна типу поведения ребенка и
неудовлетворенной потребности - если дети стремятся быть ближе к
воспитателю, необходимо выбрать непосредственно-эмоциональную форму
общения и постепенно переходить к ситуативно-деловой форме; -дети,
желающие общаться любой ценой с лидерами группы, нуждаются в
личностном и деловом общении с воспитателем; -для детей, неспособных
установить продолжительный контакт со сверстниками при наличии
доброжелательного отношения к ним, предпочтительнее деловая форма
общения, помощь в налаживании контактов со сверстниками, одобрение; -в
случае, если дети не испытывают потребности в общении со взрослыми и
сверстниками, предпочтительнее личностная форма общения (подчеркивание
интересов, внимание к успехам.Правила помощи тревожным детям: избегать
соревнований; не сравнивать; принимать ребенка; выражать уверенность в
успехе ребенка; обращаться по имени; демонстрировать образцы уверенного
поведения; развивать уверенность и самостоятельность ребенка; не
представлять высоких требований; использовать наказание в крайнем случае.
Правила помощи агрессивным детям: обучить детей способам выражения
гнева в приемлемой форме; обучить детей приемам саморегуляции;
отработать навыки общения в возможных конфликтных ситуациях. Способы
контроля поведения ребенка: позитивные – просьбы, мягкое физическое
манипулирование; нейтральные – модификация поведении.