Напоминание

"Использование образовательных ситуаций в формировании элементарных математических представлений"


Автор: Сапрыкина Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №85 комбинированного вида
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: консультация для педагогов ДОУ
Тема: "Использование образовательных ситуаций в формировании элементарных математических представлений"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Использование образовательных ситуаций в формировании

элементарных математических представлений
» Программа математического развития по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Всем известно, что математика представляет уникальные возможности для развития детей: она оттачивает ум ребёнка. Математика не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества детей - аккуратность, трудолюбие, любознательность, умение работать по правилу и образцу, планировать свои действия, алгоритмические навыки и творческие способности. Особенностью программы «Мир открытий» является то, что технология «Ситуация» системно реализуется на математическом содержании в своей целостности. Это позволяет повысить качество не только результатов образования, традиционных для курса математического развития, но и формирования познавательной мотивации, универсальных предпосылок учебной деятельности. В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод. Новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. В программе математического развития дошкольников «Игралочка» выделяются три типа образовательных ситуаций: Ситуация – одна из основных форм организации детской деятельности.  Образовательные ситуации «
открытия
»
нового

знания
 Образовательные ситуации
тренировочного
типа  Образовательные ситуации
обобщающего
типа ( итоговые Особенностью образовательных ситуаций «
открытия» нового знания
является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области. Параллельно с этим дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе рефлексивного метода. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают способ преодоления затруднения «придумаю сам»; «спрошу у того, кто знает»; в старшем - «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». В образовательных ситуациях
тренировочного
типа делается акцент на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и общению. Дети преодолевают индивидуальные затруднения, связанные с тренировкой запланированных воспитателем способов действий, навыков, мыслительных операций.
Параллельно с этим идет закрепление материала. Поэтому основная цель образовательных ситуаций такого типа - тренировать (навык, мыслительную операцию, познавательный процесс, способность и т.д.). Эта цель, по сути, эквивалентна таким знакомым для воспитателей целям, как «закрепить», «отработать». Однако данные формулировки менее предпочтительны, поскольку их смысл предполагает активность. Цель образовательных ситуаций обобщающего типа можно определить следующим образом: систематизировать накопленный опыт математической деятельности и проверить уровень его сформированности.
Структура занятий открытия нового знания
имеет следующий вид:
1)

Введение в игровую ситуацию.
На данном этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. Это означает, что началу занятия должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре («детская» цель).
2)

Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей, необходимые для следующего шага. Завершение этапа связано с фиксированием в речи затруднения в предметной деятельности и пониманием его причины («не получилось!» почему не получилось?»).
3)

Открытие детьми нового знания.
На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи и знаково.
5)

Включение нового знания в систему знаний ребенка и

повторение
. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее В старшей и подготовительной группах возможна работа в учебной тетради. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям .
5)

Итог занятия.
В завершение воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с по- мощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?, Что узнали?», «Кому
помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились..., узнали...». В рамках правильно сконструированной образовательной ситуации ребенок;  может увидеть (вычленить) соответствующую возрасту учебную (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и др.) задачу, свою роль в ее решении;  будет выступать в качестве субъекта деятельности, при этом определяющими атрибутами субъекта являются наличие у ребенка собственной цели, личностного (мотивационного) компонента деятельности, активности;  получит возможность спланировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленить общие способы действий;  научится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.


В раздел образования