"Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом введения ФГОС дошкольного образования: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях реализации ФГОС"
Автор: Тимирева Светлана Викторовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №37" Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: статья Тема: "Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом введения ФГОС дошкольного образования: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях реализации ФГОС" Раздел: дошкольное образование
Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом введения ФГОС
дошкольного образования: Использование информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ) в условиях реализации ФГОС»
Информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
в
настоящий
момент
являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования.
Информатизация
системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной
компетентности.
Это
особенно
актуально
в
условиях
введения
ФГОС
и
реализации
Стратегии
развития
информационного
общества.
Мы
видим,
какие
значительные
перемены
происходят
сейчас
в
системе
дошкольного
образования.
И
во
многом
это
связано
с обновлением
научной,
методической
и
материальной
базы
обучения
и
воспитания.
Одним
из
важных
условий
обновления
является
использование
новых
информационных
технологий.
На
сегодняшний
день
воспитателю
доступен
довольно
обширный выбор информационно-коммуникационных технологий в своей практике. Это
компьютер,
использование
сети
интернет,
телевизор,
видео,
DVD,
различного
рода
мультимедиа
-
и
аудио-визуальное
оборудование.
Воспитатели
стали
для
ребенка
проводником в мир новых технологий.
Использование информационно-коммуникационных технологий является одной из
задач
образования.
Согласно
новым
требованиям
ФГОС,
внедрение
инновационных
технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию
детей
к
получению
новых
знаний,
ускорить
процесс
усвоения
знаний.
Одним
из
инновационных
направлений
являются
компьютерные
и
мультимедийные
технологии.
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании
становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее
доступной
и
привлекательной,
игровой
форме развить
логическое
мышление
детей,
усилить творческую составляющую учебного процесса.
Вопрос
организации
предметно-развивающей
среды
(ПРС)
дошкольного
образовательного учреждения на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным
критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная
предметно-пространственная
среда.
Предметно-развивающая
среда
должна
быть
вариативной
и
содержательно
насыщенной,
т.е.
оснащена
средствами
обучения
и
воспитания
–
техническим,
спортивным,
игровым
оборудованием.
Поэтому
основная
задача
нашего
дошкольного
образовательного
учреждения:
совместить
в
едином
развивающем
пространстве
традиционные
игры,
игрушки
с
ярким
и
наглядным
материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы
над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.
Значимым
аспектом
интерактивной
образовательной
среды
нашего
дошкольного
образовательного
учреждения
является
использование
педагогами
информационно-
коммуникационных
технологий,
в
виде
инструмента
развития
мотивации
образовательного процесса. Информационно-коммуникационные технологии, тем самым,
помогают перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и
творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в
большей степени, становится соучастником, помощником. Использование компьютерных
технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
-реализовать
личностно-ориентированные,
дифференцированные
подходы
в
образовательной деятельности.
Основными формами использования информационно-коммуникационных технологий
в нашей практике являются:
-
оформление
групповой
документации
(списки
детей,
диагностика
развития,
планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной
образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.
-
создание
презентаций
в
программе Microsoft
Р o w e r
Р o i n t в
различных
образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
«Познавательное
развитие»
и
др. Нами
созданы
серии
презентаций
к
занятиям,
праздникам,
педагогическим
советам,
родительским
собраниям. Для
большей
эффективности презентации строим с учетом программы детского сада и возрастных
особенностей дошкольников, в них включаем занимательные вопросы, анимационные
картинки,
игры,
просмотр
познавательных
мультфильмов. Презентация
помогает
объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого
объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
-
использование
видеокамеры
и
программ
для
редактирования
видеофайлов.
Воспитанникам
особенно
нравится
это
направление:
просмотр
информационного
материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание простеньких клипов,
наложение голоса на видео и т.п.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы
увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают
оценивать
ситуацию,
не
погружаясь
полностью
в
виртуальный
мир
один
на
один
с
компьютером.
- Помимо презентаций в нашей работе используем обучающие программы.
Выполняя
задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий,
представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий.
Он
начинает
думать
прежде,
чем
делать.
Это
означает
начало
овладения
основами
теоретического мышления.
-создание
медиатек,
папок-передвижек,
которые
представляют
интерес,
как
для
педагогов, так и для родителей.
- создание электронной почты.
-использование
сети
интернет
в
педагогической
деятельности,
с
целью
информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития
детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в
дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего
режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть
не
более
7-10
минут. После
окончания
работы
за
компьютером
для
профилактики
нарушений
зрения
и
снятия
напряжения
с
глаз
необходимо
выполнить
несложную
гимнастику для глаз.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет
внедрять
инновационные
процессы
в
дошкольное
образование.
Информационные
технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере
о бу ч е н и я
д е т е й
д о ш ко л ь н о го
в о з р а с т а .
И с п о л ь з о в а н и е информационно-
коммуникационных технологий в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в
развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников,
организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества
образовательного
процесса. Я
выявляю
следующие
преимущества
использования
информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя
наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а
также раскрытию их творческого потенциала.
2.
Информационно-коммуникационные
технологии
дают
возможность
воспитанникам
наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы,
зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними
позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.
4. Использование информационно-коммуникационных технологий значительно повысило
культуру
труда
педагога;
способствовало
изменению
имиджа
как
педагогов,
так
и
дошкольного образовательного учреждения
в целом; повысило качество проводимых
организационно-методических
мероприятий;
мотивировало
и
стимулировало
познавательную и творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для
самореализации.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных
технологий в
работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией
материала,
его
«оживлением»,
возможностью
представить
наглядно
те
явления
и
процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и
собственно
качество
наглядности,
и
ее
содержательное
наполнение.
В
частности,
прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала.
Появляется
возможность
для
концентрации
больших
объемов
демонстрационного
материала
из
разных
источников,
представленных
в
разных
формах,
оптимально
выбранных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.
Список использованной литературы:
1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное
воспитание, 1991г., № 5
2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном
детстве». М, Сфера, 2008
3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. -
М.: Педагогическое общество России, 2000
4. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное
воспитание, 2000г., № 11
5. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
6. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008