Напоминание

"Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом введения ФГОС дошкольного образования: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях реализации ФГОС"


Автор: Тимирева Светлана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №37"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом введения ФГОС дошкольного образования: Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом введения ФГОС

дошкольного образования: Использование информационно-коммуникационных

технологий

(ИКТ) в условиях реализации ФГОС»
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор информационно-коммуникационных технологий в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий является одной из задач образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса. Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным
критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. Предметно-развивающая среда должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача нашего дошкольного образовательного учреждения: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды. Значимым аспектом интерактивной образовательной среды нашего дошкольного образовательного учреждения является использование педагогами информационно- коммуникационных технологий, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. Информационно-коммуникационные технологии, тем самым, помогают перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает: - привлекать пассивных детей к активной деятельности; - делать НОД более наглядными, интенсивными; - активизировать познавательный интерес; - активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.); -реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности. Основными формами использования информационно-коммуникационных технологий в нашей практике являются: - оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов). - подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.
- создание презентаций в программе Microsoft Р o w e r Р o i n t в различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Нами созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для большей эффективности презентации строим с учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включаем занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов. Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п. - использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. - Помимо презентаций в нашей работе используем обучающие программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического мышления. -создание медиатек, папок-передвижек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей. - создание электронной почты. -использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере о бу ч е н и я д е т е й д о ш ко л ь н о го в о з р а с т а . И с п о л ь з о в а н и е информационно- коммуникационных технологий в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса. Я выявляю следующие преимущества использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании: 1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала. 2. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления. 3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи. 4. Использование информационно-коммуникационных технологий значительно повысило культуру труда педагога; способствовало изменению имиджа как педагогов, так и дошкольного образовательного учреждения в целом; повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий; мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.
Список использованной литературы:
1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5 2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008 3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000 4. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11 5. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997 6. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008


В раздел образования