Напоминание

Наглядные средства обучения детей ПДД


Автор: Анненкова Алена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №45"
Населённый пункт: г. Братск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Наглядные средства обучения детей ПДД
Раздел: дошкольное образование





Назад




Анненкова Алена Евгеньевна воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 45» мо г. Братска
НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПДД
Проблема безопасного передвижения пешеходов по улицам в условиях постоянно растущего числа автомобилей в больших городах стоит особенно остро. Тревожные статистические данные по детскому дорожному травматиз- му в Братске мало, чем отличаются от показателей по России. Для создания более благоприятных условий организуются подземные и наземные перехо- ды, на перекрестках устанавливаются светофоры с функцией звукового или голосового оповещения. Но наиболее эффективная стратегия обеспечения безопасности пешеходов – это формирование у каждого участника дорожного движения четкого представления о правилах, которым необходимо подчи- няться на дороге – ПДД. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей прави- лам дорожного движения. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам каче- ственное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо из- менить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; вый- ти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных. Поэтому главная задача воспита- телей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не иска- зить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожно- го движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, ставить их в такие ситуации, когда столь серьезная и жизненно важная ин- формация становится востребованной. Конечно, это будет игра. Но игра не простая, а поучительная! С каждой игровой деятельности или досуга, дети обязательно должны вынести определённый урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специ- альных упражнений развивающих двигательные навыки, при выполнении за- даний в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, вы- полнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопас- ных дорожных ситуаций.
Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применя- ется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услы- шать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Значение наглядности обучения убеди- тельно подтверждено исследованиями, в которых показано, что основная ин- формация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая же информа- ция поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше време- ни. Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада — значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка, уточнять его эмпирические знания. Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации. Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, таблиц, стендов, карточек и других дидактических материа- лов. К демонстрационным методам в детском саду относятся показ диафиль- мов, кинофильмов, компьютерных презентаций. Соблюдение требований к средствам наглядности обеспечивает успешное их использование: Во-первых, эти материалы должны быть понятными и доступными, соот- ветствовать возрастной категории воспитанников. Во-вторых, даже доходчиво изложенная информация должна соответство- вать действительности и не идти вразрез с окружающими нас реалиями. В-третьих, они должны быть красочными, художественными, привлека- тельными, качественно выполненными. Детям должно быть действительно интересно изучать информацию, пред- ставленную в пособии, а яркие картинки помогут максимально сфокусиро- вать внимание на материале. Рассматривая иллюстрации, плакаты, другие наглядные средства, дети рассказывают по картинкам, что на них изображено. В результате у детей развивается речь, понимание и осознания ими опасных и безопасных дей- ствий на улице, умение найти правильный и безопасный выход из сложив- шейся ситуации на дороге. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидак- тического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую за- ложена определенная информация. К. Д. Ушинский сказал: «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Овладения приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на перекодиро- вание информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образные модели, коллажи. Например, мнемотаблицу: «Красный, желтый, зеленый» - мы используем для закрепления знаний о сигналах светофора (почему выбра- ны именно эти цвета, на что похожи сигналы светофора).
Мнемотаблицу: «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов» - используем для ознакомления с дорожными знаками (действиями пешеходов и водителей согласно знакам). В нашем детском саду имеется макет микрорайона с улицами, приле- гающими к территории детского сада, На нем, прежде всего мы с детьми изу- чаем свой микрорайон, составляем его план - схему: детский сад, близлежа- щие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания. Ра- боту на макете усложняем по содержанию в соответствии с возрастом. На ма- кете микрорайона дети знакомятся с окружающей обстановкой, Так же воспитатель рассказывает детям про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигур- ки пешеходов и транспорта, взрослый наглядно показывает, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объясняет, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывает опасные по- вороты транспорта на перекрестках и т. д. Таким образом, у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий. У нас в группах имеются центры «Безопасность» (ПДД), где разме- щено все необходимое оборудование для воспитания у детей ППД, в том числе разнообразный наглядный дидактический материал:  наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, свето- фор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями; настенные плакаты, отражающие дорожные ситуации);  настольно-печатные игры  дидактические игры  атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой  игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбу- сы, грузовые автомобили и легковые, пожарные, специальные, тракто- ра, краны, цистерны и т.д.);  схемы перекрёстков, дорог с дорожной разметкой и других опасных участков в районе расположения образовательного учреждения;  комплект дорожных знаков (из картона);  детская художественная литература по тематике дорожного движения (соответствующая возрасту детей),  безопасные маршруты «Дом – детский сад» (рисунок-схема), разрабо- танные для каждого ребёнка (старшая группа) и «Дом – школа» — схе- ма микрорайона школы с указанием основного маршрута движения бу- дущих школьников и опасные места на них (подготовительная группа);  альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами де- тей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия);  стенды со сменным материалом по ПДД
В методическом кабинете нашего детского сада имеются наглядные учебные пособия для всех возрастных групп — демонстрационные картин- ки, плакаты, раздаточный дидактический материал, макеты улиц, схемы, раз- нообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой по- мощи, пожарные и другие); куклы, одетые в форму регулировщиков; необхо- димые атрибуты для управления движением — жезлы, светофоры и т. п.; ме- тодическая, художественная, детская литература, для чтения и заучивания наизусть, которым воспитатели пользуются в совместной деятельности с вос- питанниками. В общем коридоре ДОУ оформлен постоянно действующий стенд с красочной, краткой информацией о ПДД для дошкольников, что позволяет воспитателям ежедневно закреплять правила дорожного движения. Осуществляя взаимодействие с семьями воспитанников, особенно мо- лодыми, мы рекомендуем составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадмин- тон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено иг- рать; это стоянки автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строе- ния. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать. Таким образом, использование наглядных методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста позволит сформировать понимание и осо- знание ими опасных и безопасных действий на улице, умение найти правиль- ный и безопасный выход из сложившейся ситуации на дороге.


В раздел образования