Автор: Анненкова Алена Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №45" Населённый пункт: г. Братск Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Наглядные средства обучения детей ПДД Раздел: дошкольное образование
Анненкова Алена Евгеньевна
воспитатель
МБДОУ «ДСКВ № 45» мо г. Братска
НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПДД
Проблема безопасного передвижения пешеходов по улицам в условиях
постоянно растущего числа автомобилей в больших городах стоит особенно
остро. Тревожные статистические данные по детскому дорожному травматиз-
му в Братске мало, чем отличаются от показателей по России. Для создания
более благоприятных условий организуются подземные и наземные перехо-
ды, на перекрестках устанавливаются светофоры с функцией звукового или
голосового оповещения. Но наиболее эффективная стратегия обеспечения
безопасности пешеходов – это формирование у каждого участника дорожного
движения четкого представления о правилах, которым необходимо подчи-
няться на дороге – ПДД. Правила дорожного движения едины для детей и
взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю
жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей прави-
лам дорожного движения.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам каче-
ственное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей
культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной
жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо из-
менить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических
мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; вый-
ти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных,
так и методических, и образовательных. Поэтому главная задача воспита-
телей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения
донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не иска-
зить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожно-
го движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте,
ставить их в такие ситуации, когда столь серьезная и жизненно важная ин-
формация становится востребованной. Конечно, это будет игра. Но игра не
простая, а поучительная! С каждой игровой деятельности или досуга, дети
обязательно должны вынести определённый урок, который запомнится им,
будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и
здоровье.
Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специ-
альных упражнений развивающих двигательные навыки, при выполнении за-
даний в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, вы-
полнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию
речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопас-
ных дорожных ситуаций.
Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применя-
ется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услы-
шать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Важность
этого
принципа
определяется
определенной
конкретикой
мышления ребенка в детском саду. Значение наглядности обучения убеди-
тельно подтверждено исследованиями, в которых показано, что основная ин-
формация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие.
Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая же информа-
ция поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше време-
ни. Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского
сада — значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт
ребенка, уточнять его эмпирические знания.
Методы использования наглядности можно разделить условно на две
большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.
Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий:
плакатов, картин, таблиц, стендов, карточек и других дидактических материа-
лов.
К демонстрационным методам в детском саду относятся показ диафиль-
мов, кинофильмов, компьютерных презентаций.
Соблюдение требований к средствам наглядности обеспечивает успешное
их использование:
Во-первых, эти материалы должны быть понятными и доступными, соот-
ветствовать возрастной категории воспитанников.
Во-вторых, даже доходчиво изложенная информация должна соответство-
вать действительности и не идти вразрез с окружающими нас реалиями.
В-третьих, они должны быть красочными, художественными, привлека-
тельными, качественно выполненными.
Детям должно быть действительно интересно изучать информацию, пред-
ставленную в пособии, а яркие картинки помогут максимально сфокусиро-
вать внимание на материале.
Рассматривая иллюстрации, плакаты, другие наглядные средства, дети
рассказывают по картинкам, что на них изображено. В результате у детей
развивается речь, понимание и осознания ими опасных и безопасных дей-
ствий на улице, умение найти правильный и безопасный выход из сложив-
шейся ситуации на дороге.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидак-
тического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую за-
ложена определенная информация. К. Д. Ушинский сказал: «Если ребёнок
молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».
Овладения приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает
время обучения и одновременно решает задачи, направленные на перекодиро-
вание информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образные
модели, коллажи. Например, мнемотаблицу: «Красный, желтый, зеленый» -
мы используем для закрепления знаний о сигналах светофора (почему выбра-
ны именно эти цвета, на что похожи сигналы светофора).
Мнемотаблицу: «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов» -
используем для ознакомления с дорожными знаками (действиями пешеходов
и водителей согласно знакам).
В нашем детском саду имеется макет микрорайона с улицами, приле-
гающими к территории детского сада, На нем, прежде всего мы с детьми изу-
чаем свой микрорайон, составляем его план - схему: детский сад, близлежа-
щие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания. Ра-
боту на макете усложняем по содержанию в соответствии с возрастом. На ма-
кете микрорайона дети знакомятся с окружающей обстановкой,
Так же воспитатель рассказывает детям про город, улицы, светофоры:
транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигур-
ки пешеходов и транспорта, взрослый
наглядно показывает, что может
произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объясняет,
как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывает опасные по-
вороты транспорта на перекрестках и т. д.
Таким образом, у детей расширяются представления о правилах безопасного
поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками
опасных и безопасных действий.
У нас в группах имеются центры «Безопасность» (ПДД), где разме-
щено все необходимое оборудование для воспитания у детей
ППД, в том
числе разнообразный наглядный дидактический материал:
наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, свето-
фор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными
ситуациями; настенные плакаты, отражающие дорожные ситуации);
настольно-печатные игры
дидактические игры
атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой
игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбу-
сы, грузовые автомобили и легковые, пожарные, специальные, тракто-
ра, краны, цистерны и т.д.);
схемы перекрёстков, дорог с дорожной разметкой и других опасных
участков в районе расположения образовательного учреждения;
комплект дорожных знаков (из картона);
детская художественная литература по тематике дорожного движения
(соответствующая возрасту детей),
безопасные маршруты «Дом – детский сад» (рисунок-схема), разрабо-
танные для каждого ребёнка (старшая группа) и «Дом – школа» — схе-
ма микрорайона школы с указанием основного маршрута движения бу-
дущих школьников и опасные места на них (подготовительная группа);
альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами де-
тей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и
осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои
действия);
стенды со сменным материалом по ПДД
В методическом кабинете нашего детского сада имеются наглядные
учебные пособия для всех возрастных групп — демонстрационные картин-
ки, плакаты, раздаточный дидактический материал, макеты улиц, схемы, раз-
нообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой по-
мощи, пожарные и другие); куклы, одетые в форму регулировщиков; необхо-
димые атрибуты для управления движением — жезлы, светофоры и т. п.; ме-
тодическая, художественная, детская литература, для чтения и заучивания
наизусть, которым воспитатели пользуются в совместной деятельности с вос-
питанниками.
В общем коридоре ДОУ оформлен
постоянно действующий стенд с
красочной, краткой
информацией о ПДД для дошкольников, что позволяет
воспитателям ежедневно закреплять правила дорожного движения.
Осуществляя взаимодействие с семьями воспитанников, особенно мо-
лодыми, мы рекомендуем составлять схему двора с указанием опасных мест.
Это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных
случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут
играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадмин-
тон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено иг-
рать; это стоянки автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строе-
ния. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а
чего нельзя делать.
Таким образом, использование наглядных методов и приемов в работе
с детьми дошкольного возраста позволит сформировать понимание и осо-
знание ими опасных и безопасных действий на улице, умение найти правиль-
ный и безопасный выход из сложившейся ситуации на дороге.